ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-693/19 от 16.08.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья Успанова Г.Т. дело № 7-693/2019

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 16 августа 2019 года

Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,

при секретаре: Мариненко Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 3 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

постановлением командира ОСР ДПС ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 6 июня 2019 года, оставленным решением судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 3 июля 2019 года без изменения, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.

В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении него, ссылаясь на их незаконность.

Доложив дело и жалобу, выслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, дополнительно представленные и истребованные по инициативе суда второй инстанции доказательства, суд второй инстанции приходит к выводу об отмене обжалуемого постановления административного органа и судебного акта и прекращении производства по делу по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, перевозки опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения - перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 76 Российская Федерация официально присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) с 28 апреля 1994 года, соответственно, правила, предусмотренные ДОПОГ, применяются на территории Российской Федерации и являются обязательными.

В настоящее время Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 года (ДОПОГ), Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 № 272, разделом 23 Правил дорожного движения.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении № 18810030180001273060 от 6 июня 2019 года, 5 июня 2019 года на 23 км автомобильной дороги «Астрахань-Махачкала» для проверки документов остановлен автомобиль марки ЗИЛ – 442166 государственный регистрационный знак <данные изъяты> с полуприцепом FL код ОНН1965 под управлением водителя ФИО1, перевозившего опасный груз при неправильно оформленных документах на него - в перевозочных документах отсутствовали необходимые данные, предусмотренные пунктом 5.4.1.1.1 ДОПОГ, отсутствовало полное отгрузочное наименование, определяемое пунктом 3.5.1 ДОПОГ.

Иные сведения в постановлении отсутствуют.

Действия ФИО1 квалифицированы административным органом по части 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пункт 5.4.1.1.1 ДОПОГ, нарушение которое вменяется ФИО1 административным органом, предусматривает, что «транспортные документы на опасные грузы должны содержать следующие элементы информации по каждому опасному веществу, материалу или изделию, предъявляемому к перевозке: номер ООН, которому предшествуют буквы «UN»"; надлежащее отгрузочное наименование, определенное в соответствии с разделом 3.1.2 Соглашения, дополненное, при необходимости (п. 3.1.2.8.1), техническим названием, заключенным в скобки (п. 3.1.2.8.1.1); для веществ и изделий класса 1: классификационный код, указанный в колонке 3 b таблицы А главы 3.2 Соглашения.

Пункт 3.5.1 определяет понятие освобожденного количества опасных грузов некоторых классов.

Согласно статье 2 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ грузоотправитель - это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной; перевозчик - это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

ФИО1 является работником ООО «Спецтранс» (трудовой договор от 3 октября 2011 года № 125, приказ о приеме на работу от 3 октября 2011 года № 11-К).

В момент совершения вменяемого ему административным органом правонарушения, ФИО1 перевозил сжиженный углеводородный газ согласно договору поставки от 4 сентября 2017 года № Д-14-114/КГАС-17, по которому продавцом или грузоотправителем опасного груза является ООО «ГЭС СПб», покупателем или грузополучателем – ООО «Дилижанс» либо иное назначенное им лицо.

В свою очередь, между ООО «Дилижанс» и ООО «Спецтранс» 1 января 2017 года заключен договор № 11 на перевозку грузов автомобильным транспортом, согласно которому ООО «Спецтранс» принял на себя обязательство обеспечивать доставку автотранспортом грузов по заявкам ООО «Дилижанс» в пункт назначения.

Согласно доверенности № 334 от 1 июня 2019 года водитель ООО «Спецтранс» ФИО1 получил 5 июня 2019 года от ООО «ГЭС СПб» для ООО «Дилижанс» сжиженный углеводородный газ по договору № Д-14-114/КГАС-17 от 4 сентября 2017 года.

Грузоотправителем является ООО «ГЭС СПб», грузополучателем - ООО «Дилижанс» (товарно-транспортная накладная от 5 июня 2019 года № 931).

В ДОПОГ также даны понятия «грузоотправителя», «грузополучателя» и «перевозчика». Так, в силу пункта 1.2.1 ДОПОГ грузоотправитель – предприятие, осуществляющее отправку опасных грузов для собственных целей или для третьей стороны. Грузополучатель – это получатель груза согласно договору перевозки. Перевозчик – предприятие, осуществляющее транспортную операцию по договору перевозки или без такового. Перевозка – изменение местонахождения опасных грузов.

Согласно пункту 1.4.2.1 ДОПОГ грузоотправитель опасных грузов обязан предъявлять к перевозке только грузы, соответствующие требованиям ДОПОГ. В частности, он должен убедиться в том, что опасные грузы классифицированы и допущены к перевозке в соответствии с ДОПОГ, передать перевозку информацию и данные, требуемые транспортные документы и сопроводительные документы, принимая во внимание требования главы 5.4 и таблиц, содержащихся в части 3.

Перевозчик должен удостовериться в том, что подлежащие перевозке опасные грузы допущены к перевозке в соответствии с ДОПОГ, удостовериться в том, что вся информация, предписанная ДОПОГ, касающаяся подлежащих перевозке опасных грузов, предоставлена грузоотправителем перед перевозкой, что предписанная документация находится на транспортной единице (пункт 1.4.2.2 «а», «b» ДОПОГ). Вместе с тем, «что касается подпунктов а», «b» пункта 1.4.2.2 ДОПОГ перевозчик может полагаться на информацию и данные, переданные в его распоряжение другими участниками перевозки» (пункт 1.4.2.2.2. ДОПОГ).

Совокупность приведенных выше норм международного права указывает на то, что ответственность за классификацию и допуск к перевозке опасных грузов, составление требуемых транспортных документов и сопроводительных документов, принимая во внимание требования главы 5.4 и таблиц, содержащихся в части 3, лежит на грузоотправителе, поскольку перевозчик вправе в силу пункта 1.4.2.2.2 ДОПОГ полагаться на добросовестность грузоотправителя.

Между тем, материалами дела подтверждено, что водитель ФИО1, перевозивший опасный груз, является сотрудником перевозчика и действовал в интересах перевозчика и грузополучателя на основании заключенного между грузополучателем (ООО «Дилижанс») и перевозчиком (ООО «Спецтранс») договора оказания услуг перевозки. ФИО1 на стороне и в интересах грузоотправителя – ООО «ГЭС СПб» не выступал. Следовательно, невозможно в указанной ситуации утверждать о нарушении водителем перевозчика требований ДОПОГ в части отсутствия в перевозочных документах необходимых данных, предусмотренных пунктом 5.4.1.1.1 ДОПОГ, и полного отгрузочного наименования, определяемого пунктом 3.5.1 ДОПОГ.

Нарушение иных Правил перевозки опасных грузов (кроме пунктов 5.4.1.1.1 и 3.5.1 ДОПОГ) водителю ФИО1 административным органом не вменяется.

Суд не является органом административного преследования и не вправе самостоятельно дополнить или изменить вмененный лицу, привлекаемому к административной ответственности, объем правонарушения, иное бы означало нарушение права данного лица на защиту.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган.

Административным органом и судом первой инстанции не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения по делу, а сами постановление и решение суда вынесены на неполно исследованных доказательствах по делу, в связи с чем, не могут быть признаны законными и обоснованными.

В материалах дела отсутствуют объективные доказательства, подтверждающие то, что водитель перевозчика ФИО1 виновен в нарушении пунктов 5.4.1.1.1 и 3.5.1 ДОПОГ, соблюдение которых возложено ДОПОГ на грузоотправителя.

Суд второй инстанции, не оспаривая возможность определения водителя либо перевозчика в качестве субъектов административной ответственности по части 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации, учитывает, что в указанной конкретной ситуации водитель или перевозчик таковыми не являются, поскольку в силу ДОПОГ ответственность за соблюдение пунктов 5.4.1.1.1 и 3.5.1 не несут.

Административный орган и суд первой инстанции, указанные обстоятельства не выяснили, чем нарушили требования, предусмотренные статьями 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.

В связи с этим необходимо учитывать положения части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.6 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

При таких обстоятельствах судебный акт и постановление административного органа, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление командира ОСР ДПС ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 6 июня 2019 года и решение Наримановского районного суда Астраханской области от 3 июля 2019 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мотивированное решение составлено 16 августа 2019 года.

Судья Астраханского

областного суда О.А. Сорокина