судья Черепанова А.Г.
дело № 7-695/2021 / 21-308/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 29 апреля 2021 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И. рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Западно-Уральского Управления Ростехнадзора от 10.11.2020, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 09.02.2021, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Западно-Уральского Управления Ростехнадзора от 10.11.2020 № 48/12/47 должностное лицо - директор общества с ограниченной ответственностью «***» (далее - ООО «***», общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 09.02.2021, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы, указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ФИО1, просит принятые по делу акты отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения. Указав, что эксплуатируемые обществом сооружения не являются гидротехническими, поскольку входят в состав комплекса сооружений, предназначенных для отвода промышленных и бытовых сточных вод, соответственно положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на деятельность таких объектов не распространяется. ООО «***» является организацией, осуществляющей водоотведение через централизованную систему водоотведения.
При рассмотрении жалобы в краевом суде ФИО1, извещенный о времени и месте судебного заседания, участие не приминал.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитников Кремер Я.А., Архангельского О.Г., поддержавших доводы жалобы, представителей административного органа ФИО2, ФИО3, возражавших на доводы жалобы, исследовав материалы дел, судья краевого суда приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 9.19 КоАП РФ эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте влечет административную ответственность.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к числу гидротехнических сооружений отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
При этом данное определение представляет собой открытый перечень объектов, относимых к гидротехническим сооружениям. Обобщающими признаками являются вид объекта и функциональное назначение указанных объектов - сооружение, предназначенное для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Из материалов дела следует, что в период с 10 час. 50 мин. 19 октября 2020 г. до 10 час. 50 мин. 22 октября 2020 г. в отношении ООО «***» была проведена внеплановая выездная проверка, на основании распоряжения заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 15 октября 2020 г. № 97-рп во исполнение требования первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 75/1-608-2020, ООО «***» (****), в ходе которой установлено отсутствие у ООО «***» договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Привлекая ФИО1 к административной ответственности, должностное лицо административного органа, а в дальнейшем при проверке законности постановления судья городского суда пришли к выводу о совершении должностным лицом директором ООО «***» ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.19 КоАП РФ, в связи с эксплуатацией обществом опасного объект комплекса гидротехнических сооружений в отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Делая вывод о наличии в деянии ФИО1 вменяемого правонарушения должностное лицо и судья городского суда исходили из доказанности факта эксплуатации ООО «***» гидротехнического сооружения ссылаясь, в том числе на акт проверки от 22 октября 2020 г. № 97-рп/А-2020.
В акте проверки указано, что оградительная (защитная) дамба, насосная станция № 1 и насосная станция № 2, промотстойник и ковш-отстойник, являющиеся оконечной частью промышленного канала и находящиеся в эксплуатации ООО «***», образуют комплекс гидротехнических сооружений ООО «***». Согласно представленной проектной документации на строительство насосной станции № 2 (шифр 320-ТГ-ПЗ) при создании Камского водохранилища по проекту ЛО ГПИ Водоканалпроект в 1956 году на левом берегу реки Камы построена оградительная (защитная) дамба города Березники и насосная станция № 1 перекачки промливниевых и фильтрационных стоков с зоны защиты в р. Кама. Оградительная (защитная) дамба (дамба защитная южная от ПК-75 + 78,1 м), обеспечивая защиту прилегающей территории от подтопления паводковыми водами, одновременно является единым комплексом, технологически связанным с насосной станцией № 2: водоводы уложены на 1,5 м от отметки гребня дамбы, на гребне дамбы установлена система вантузов и автоматического запуска воздуха. Насосная станция № 2 расположена у низового откоса оградительной дамбы, состоит из железобетонной подземной части и надземной кирпичной надстройки 3 (машинный зал) в которой установлены 6 насосов марки ОПЗ-110, производительностью 5,2 куб.м/с с электродвигателем мощностью 1600 КВт. От насосов, установленных в станции вода поступает в выпуск сточных вод № 1. Выпуск сточных вод № 1: русловой, рассеивающий, представляет собой шесть (по количеству насосов) напорных водоводов из нержавеющих стальных труб диаметром 1400 мм. Расстояние между осями водоводов составляет 4 м. Расположение оголовков водоводов от береговой линии - от 30 до 130 м.
Вместе с тем при рассмотрении дела должностным лицом, жалобы судьей городского суда не учтено следующее.
Согласно материалам дела ООО «***» в соответствии с уставом осуществляет удаление и обработку сточных вод, в том числе: отвод сточных вод через систему сплавных сооружений и каналов (общесплавную систему канализации/систему коммунальной канализации), станцию перекачки и рассеивающий выпуск в реку Кама, их обработку и удаление; очистку сточных вод методом естественной очистки в отстойнике, обработку сточных вод промышленных предприятий. Согласно договору аренды недвижимого имущества от 01 января 2019 г. № ** (далее договор от 01 января 2019 г. № **) АО «***» (филиал «***» АО «***» в г. Березники), являющееся собственником ниже перечисленного недвижимого имущества, передало ООО «***» во временное владение и пользование: сооружения комплекса «Станция перекачки сточных вод», комплекс механических очистных сооружений: промотстойник, ковш-отстойник, открытый общесплавной канализационный канал, дамбу защитную.
В соответствии с пунктами 2.3.2., 2.3.13 договора от 01 января 2019 г. № Д/А-0476-19 в обязанность ООО «***» входит содержание имущества, в том числе, инженерных сетей, коммуникаций в надлежащем и исправном состоянии в соответствии с требованиями органов санитарного и эпидемиологического надзора, Госархстройнадзора, пожнадзора, энергонадзора и других контролирующих органов, не допускать порчи имущества; производить за свой счет и своими силами текущий ремонт и с согласия собственника, капитальный ремонт имущества, нести эксплуатационные расходы, расходы на содержание и поддержание имущества в надлежащем состоянии.
В материалы дела представлены типовые договоры водоотведения заключенные ООО «***» с абонентами, в соответствии с которыми ООО «***» обязуется осуществлять прием сточных вод абонентов в систему водоотведения (промышленный канал) и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект р. Кама.
Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 г. ООО «***» установлены тарифы в сфере водоотведения на период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «***» является организацией, осуществляющей водоотведение.
Вместе с тем, признавая ФИО1 виновным должностное лицо и судья городского суда пришли к выводу, что в пользовании ООО «***» находятся сооружения образующие комплекс гидротехнических сооружений, в связи с чем общество является организацией, эксплуатирующей гидротехническое сооружение и, следовательно, обязано соблюдать требованиям законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, равно как и обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации определены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ).
Статья 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ предусматривает обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В силу статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Статьей 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что водоотведением является прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2).
Под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 14).
Централизованная система водоотведения (канализации) представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28).
Вместе с тем, в силу пункта 29 статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система холодного водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
В силу частей 1, 5 статьи 1 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения. К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Материалами дела подтверждается, что в пользование ООО «***» переданы объекты, предназначенные для осуществления деятельности по водоотведению.
Согласно пункту 1.3 договора аренды недвижимого имущества от 01 января 2019 г. № Д/А-0476-19 имущество передано ООО «***» для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере водоотведения.
Из исследованных технических паспортов указанных выше объектов, следует, что в техническом паспорте на «Открытый общесплавной канализационный канал от ПК 0+83,7 до Чуртанского шоссе» указано, что данный объект имеет назначение «Канал» и используется именно в таком назначении. В техническом паспорте на «Открытый общесплавной канализационный канал от Чуртанского шоссе до ПК 13+83,7» указано, что данный объект имеет назначение «Канал» и используется именно в таком назначении. В техническом паспорте на «Комплекс механических очистных сооружений: промотстойник, ковш-отстойник» указано, что данные объекты используются по своему непосредственному назначению как промотстойник, ковш-отстойник, то есть как накопительные ёмкости, используемые для сбора сточных вод и их механической очистки. Из технического паспорта сложного объекта «Сооружение комплекса «Станция перекачки сточных вод», а также исходя из элементов данного сложного сооружения, следует, что данное сооружение предназначено для сброса сточных вод через станцию перекачки в р. Кама.
В изложенной связи необходимо отметить, что из положений Свода правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* СП 31.13330.2012», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 635/14, следует, что инженерные сооружения централизованных систем холодного водоснабжения делятся на водозаборные сооружения (раздел 8), сооружения водоподготовки (раздел 9), водоводы, водопроводные сети и сооружения на них (раздел 11).
В подтверждение доводов жалобы о том, что используемые сооружения не являются гидротехническим сооружением обществом представлено заключение 02.02.2021 № 12.294, подготовленное АО «ВНИИ Галургии». Согласно заключению эксплуатируемые обществом объекты являются сооружениями, предназначенными и используемыми для сбора, транспортировки, очистки и сброса сточных вод в водный объект, обладают признаками объектов централизованной системы водоотведения (канализации), не входят в комплекс сооружений, связанных с защитой прилегающих территорий от подтопления паводковыми водами, не предназначена для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, для использования водных ресурсов, в связи с чем отнесение таких объектов к гидротехническим сооружениям является неправомерным.
Относительно дамбы защитной южной от ПК-75 + 78,1 м в акте проверки указано, что она является оградительной (защитной) дамбой и, обеспечивая защиту прилегающей территории от подтопления паводковыми водами, одновременно является единым комплексом, технологически связанным с насосной станцией № 2.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ к числу гидротехнических сооружений относятся, в том числе, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций.
Из представленных материалов дела не следует, что ООО «***» указанные сооружения и дамбу использует, в том числе, для накопления, безопасного хранения и утилизации отходов хозяйственно-бытовых и промышленных стоков.
Из вышеизложенного следует, что сооружения, эксплуатируемые ООО «***», предназначены исключительно для приема сточных вод абонентов в систему водоотведения (промышленный канал), транспортировки, очистки и сброса в водный объект р. Кама, то есть являются сооружениями централизованной системы водоотведения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, учитывая наличие доказательств, ставящих под сомнение выводы должностного лица административного органа о том, что находящиеся в пользовании ООО «***» инженерные сооружения являются гидротехническими сооружениями, прихожу к выводу о недоказанности факта эксплуатации ООО «***» гидротехнического сооружения, соответственно факт совершения административного правонарушения ФИО1 в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей в части отсутствия ветви договора страхования на опасный объект является не доказанным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах выводы должностного лица и судьи городского суда о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.19 КоАП РФ не основаны на представленных доказательствах и фактических обстоятельствах дела.
В связи с этим, постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Западно-Уральского Управления Ростехнадзора от 10.11.2020, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 09.021.2021 подлежат отмене, производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Западно-Уральского Управления Ростехнадзора от 10.11.2020, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 09.02.2021, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.19 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья – подпись