Дело № 7-699/2019 Судья: Штрауб Г.О.
РЕШЕНИЕ
10 июля 2019 года город Челябинск
Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Селезневой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия Красноармейского муниципального района «Гарант» по жалобе защитника Казанцева А.К. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области КАВ. от 25.01.2019 № 44-2019 и решение судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 16 апреля 2019 года,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области КАВ. от 25.01.2019 № 44-2019 Муниципального унитарного предприятия Красноармейского муниципального района «Гарант» (далее МУП «Гарант») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 16 апреля 2019 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения
В доводах жалобы, поступившей в адрес Челябинского областного суда, защитник Казанцев А.К. указывает, что на момент слива жидких бытовых отходов предприятие исполняло предписание, пытаясь инициировать утверждение нового тарифа на вывоз жидких бытовых отходов и с сентября 2018 года МУП «Грант» вывозит отходы на очистные сооружения.
Защитник Казанцев А.К. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ, положения данного закона приведены в настоящем постановлении в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ректора учреждения САВ. к административной ответственности).
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 данной статьи индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).
Как следует из материалов дела, 01 июня 2018 года МУП «Гарант» был осуществлен сброс жидких бытовых отходов на почву объемом 30,4 м.куб по адресу: <адрес>, на земельный участок в границах кадастрового квартала <данные изъяты>, юго-восточнее с. Пашнино, примерно в 50 метрах от водного объекта.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды РЮВ. от 09 октября 2019 года; заданием на проведение планового (рейдового) осмотра (обследования) от 04 октября 2018 года актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 05 октября 2018 года (с фотоматериалом); объяснениями ДСВ. от 04 октября 2018 года; протоколом об административном правонарушении от 30 ноября 2018 года № 320-м; определением о передаче протокола на рассмотрение по подведомственности от 30 ноября 2018 года; постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области КАВ. от 25 января 2019 года № 44-2019, а также другими материалами дела, которые полностью согласуются между собой.
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о наличии вины МУП «Гарант» и правильно квалифицировали его действия по ст. 8.2 КоАП РФ.
Доводы заявителя, что на момент слива жидких бытовых отходов предприятие исполняло предписание, пытаясь инициировать утверждение нового тарифа на вывоз жидких бытовых отходов основанием к отмене вынесенного по делу решения служить не может.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Таким образом, факт вынесения предписания для устранения нарушений, не имеет правового значения для выводов о вине МУП «Гарант» по ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку в данном случае объективная сторона правонарушения выражается не в невыполнении или ненадлежащем выполнении предписания, а в невыполнении установленных требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Ссылка в жалобе на устранение нарушений не является, с учетом причиненного окружающей среде вреда, основанием рассматривать административное правонарушение, как не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что давало бы основание для смягчения административного наказания.
Административное наказание назначено МУП «Гарант» в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области КАВ. от 25.01.2019 № 44-2019 и решение судьи Красноармейского районного суда Челябинской области от 16 апреля 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия Красноармейского муниципального района «Гарант» оставить без изменения, жалобу защитника жалобе защитника Казанцева А.К. - без удовлетворения.
Судья Е.Н. Майорова