ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-699/202025 от 25.11.2020 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Слепнёва Ю.С.

СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск Дело № 7-699/2020 25 ноября 2020 г.

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.Л. Полуян, рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора – Югры В.А. на решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 сентября 2020 года, вынесенное в отношении юридического лица – акционерное общество «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» (далее – АО «ННП), по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением старшего государственного инспектора начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора – Югры В.А от 17 июня 2020 года АО «ННП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 101 000 (ста одной тысячи) рублей.

Решением судьи Нижневартовского районного суда от 07 сентября 2020 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено.

В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, старший государственный инспектор начальник Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора – Югры В.А просит состоявшееся по делу решение отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Генеральный директор АО «ННП» А.П., защитник К.В., старший государственный инспектор начальник Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Югры В.А извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, защитник и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении не явились.

Оснований для признания обязательным присутствия указанных лиц не имеется.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, судья приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения судьи районного и направления дела на новое рассмотрение.

Часть 2 статьи 8.31 КоАП РФ предусматривает назначение административного наказания за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

Из материалов дела следует, что 08 июня 2020 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Нижневартовского управления Природнадзора Югры составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому АО «ННП» 15 апреля 2020 года, в нарушение требований пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), статей 50.7, 60.2, 60.12, 60.14 Лесного кодекса Российской Федерации, в результате аварии, произошедшей на нефтесборном трубопроводе К-1 до К-3 Кошильского месторождения нефти (географические координаты: (номер)), допустило загрязнение земель лесного фонда химическими веществами (нефтью).

Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «ННП» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ.

Решением судьи Нижневартовского районного суда от 07 сентября 2020 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В обоснование указано, что наличие (отсутствие) вины АО «ННП» в совершении вменяемого административного правонарушения должностным лицом не выяснялось, обстоятельства, указанные в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ не устанавливались, действия по выяснению, проверке, фиксации обстоятельств дела, по сбору необходимых доказательств административным органом не осуществлялись.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьёй 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьи 3, 4 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливают - лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Юридические лица относятся к участникам данных отношений.

В соответствии с частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Следовательно, обязанность доказать экологическую безопасность возлагается на лицо, осуществляющее конкретный вид деятельности.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры, в частности по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», от 15 апреля 2002 года № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», учитывая климатические, географические и иные особенности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры нормативно закрепило требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2011 года № 5-п).

Согласно указанному нормативно-правовому акту, организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу, переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов предписано оповещать контролирующие органы по фактам разливов нефти, нефтепродуктов, подтоварной воды по установленным типовым формам.

В свою очередь на Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возложена обязанность обеспечить сбор информации об аварийности (инцидентах) на трубопроводах от организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, а также ведение реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов с целью определения размеров ущерба и потенциальной опасности этих загрязнений для населения и окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Согласно материалам дела, 12 мая 2020 года в Нижневартовское управление Природнадзора Югры от АО «ННП» поступили сведения об инциденте (аварии), произошедшем на нефтесборном трубопроводе К-1 до К-3 Кошильского месторождения нефти (географические координаты: (номер)).

В соответствии с данными сведениям инцидент (авария) произошли 15 апреля 2020 года, площадь загрязнения составила 0,0189 Га, категория земель: земли промышленности, земли лесного фонда, вид загрязнения – нефть, загрязнение ликвидировано собственными силами организации в установленные сроки (л.д. 102-103).

По результатам исследования полученной информации должностным лицом в отношении АО «ННП» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования, в ходе которого осуществлены следующие процессуальные действия:

-у АО «ННП» истребованы акт технического расследования произошедшего инцидента; пояснения о балансовой принадлежности трубопровода, на котором произошёл инцидент; договор аренды земельного участка по трубопровод, на котором произошёл инцидент; паспорт трубопровода, на котором произошёл инцидент (л.д. 94-96);

-направлен запрос в Управление лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры о предоставлении сведений об отнесении земельного участка, указанного в сведениях об аварии (инциденте) на трубопроводе, к землях лесного фонда, сведений о праве пользования указанным земельным участком (л.д.90).

-направлено заявление в Управление лесного хозяйства и особо охраняемых природных территорий Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры о предоставлении выписки из государственного лесного реестра (л.д.84).

Вместе с тем АО «ННП» на направленный административным органом запрос ответило отказом, запрашиваемые сведения не предоставило.

При этом принадлежность загрязненного земельного участка к землям лесного фонда, его предоставление в аренду АО «ННП» установлена уполномоченными должностными лицами и подтверждается материалами дела (л.д.82-83, 87).

Учитывая, что достоверность информации, представленной юридическим лицом в рамках исполнения требований Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 января 2011 года № 5-п презюмируется, сведения, направленные АО «ННП» по форме, утвержденной приложением 9 названного Постановления, обоснованно признаны доказательствами, отвечающими требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Объективные данные, которые могли бы свидетельствовать о невиновности юридического лица, либо его непричастности к в совершенному административному правонарушению АО «ННП» в материалах дела отсутствуют.

Вместе с тем, вопреки позиции судьи районного суда, применение части 2 статьи 2.1 КоАП РФ в данном случае невозможно, так как юридическому лицу нарушение правил и норм, за которое КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, не вменяется.

Так, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, образуют действия, при которых наступает загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

Изложенное свидетельствует о том, что судьёй районного суда допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что влечёт отмену обжалуемого решения и возращение дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 30.6, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

решил:

жалобу старшего государственного инспектора начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора – Югры В.А – удовлетворить,

решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 сентября 2020 года, вынесенное в отношении юридического лица – акционерное общество «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.

Дело об административном правонарушении направить в Нижневартовский районный суд на новое рассмотрение.

Судья

суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.Л. Полуян