/ е.-
Дело № 7-6/2015
Судья: Обвинцева Л.Ю.
РЕШЕНИЕ
14 января 2015 года
город Челябинск
Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 87 по жалобе законного представителя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения -детский сад № 87 на решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 17 ноября 2014 года,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 09 октября 2014 года муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 87 (далее по тексту МАДОУ - детский сад №87) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Решением судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 17 ноября 2014 года постановление заместителя главного государственного инспектора Златоустовского городского круга и Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 09 октября 2014 года снижен размер ранее назначенного юридическому лицу административного штрафа до пятидесяти тысяч рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба законного представителя МАДОУ - детский сад №87 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, законный представитель МАДОУ - детский сад № 87 ФИО1 просит постановление должностного лица и судебное решение отменить, признав совершенное административное правонарушение малозначительным. В обоснование доводов жалобы ссылается на то обстоятельство, что МАДОУ -детский сад № 87 обращалось к МКУ «Управление образования Златоустовского городского округа» с просьбой о выделении из бюджета Златоустовского городского округа денежных средств, необходимых для устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Однако, как указано в ответе на обращение, денежные средства на данные нужды в бюджете не предусмотрены. Направлять бюджетные средства,
2 f^S^C
выделенные на иные цели, на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, МАДОУ - детский сад № 87 не вправе. Указывает, что администрацией учреждения в полной мере были предприняты все меры, необходимые для устранения нарушений, а именно, устранены нарушения, не требующие больших финансовых вложений, выполнение оставшихся нарушений требует значительных финансовых затрат, которые не были предусмотрены в бюджете на соответствующие цели в период, установленный для устранения нарушений, в связи с чем не представляется возможным. Полагает, что вменяемое административное правонарушение не повлекло серьезных негативных последствий и не причинило значительного ущерба общественным интересам, в связи с чем с учетом объективной оценки доказательств и в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ считает возможным освободить МАДОУ - детский сад № 87 от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. При выделении средств из бюджета на соответствующие цели заявитель обязуется устранить нарушения.
Законный представитель МАДОУ - детский сад № 87 ФИО1, представитель отдела надзорной деятельности № 1 по пожарному надзору ГУ МЧС России по Челябинской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела в полном объеме, нахожу решение судьи городского суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности № 1 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области № 441 от 01 сентября 2014 года в период с 23 сентября 2014 года по 20 октября 2014 года проведена плановая выездная проверка соблюдения
/si
обязательных требований пожарной безопасности МАДОУ - детский сад № 87. С распоряжением заведующая МАДОУ - детский сад № 87 ФИО1 ознакомлена в установленном законом порядке.
В ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно, в здании и помещении МАДОУ - детский сад № 87, расположенного по адресу: <...>:
- в нарушение Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, ст. 88 ч. 1, 2, 3, табл. 23, 24, СП 4.13130.2013 п. 5.2.6. дверь (деревянная) кладовой продуктов питания (помещение №58 1-й этаж по техпаспорту), в которой осуществляется хранение взрывоопасных (мука) и пожароопасных материалов (продукты питания в горючей упаковке и горючей таре) с категорией по взрывопожарной и пожарной опасности В2, полученной расчетным путем, дверь кладовой (металлическая, решетчатая, где установлены бытовые холодильники и осуществляется хранение продуктов в горючей упаковке и таре (помещение №60 1-й этаж по техпаспорту), дверь кладовой рабочего по обслуживанию здания (деревянная), где осуществляется хранение горючих материалов (помещения №13, 14 1-й этаж по техпаспорту), дверь кладовой завхоза (помещение №36 1-й этаж по техпаспорту) не выполнены противопожарными 2-го типа (не имеют маркировки, паспорта и сертификата соответствия);
- в нарушение п. 20 ПНР в РФ на двери кладовой, где установлены бытовые холодильники и осуществляется хранение продуктов в горючей упаковке и таре (помещение № 60 1-й этаж по техпаспорту), на двери кладовой рабочего по обслуживанию здания, где осуществляется хранение горючих материалов (помещения № 13, 14 1-й этаж по техпаспорту), на двери кладовой завхоза (помещение № 36 1-й этаж по техпаспорту) отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7, 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- в нарушение п. 23 (б) ПНР в РФ вентиляционная камера (помещение № 53 1-й этаж по техпаспорту) используется для хранения горючих материалов и предметов б/у;
- в нарушение Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч.7 ст. 134, ч.4 ст. 145 в игровой группе №3 (помещение № 49 1-й этаж по техпаспорту), в методическом кабинете (помещение № 37 2-й этаж по техпаспорту), в кабинете английского языка (помещение № 35 2-й этаж по техпаспорту), в помещении бухгалтерии (помещение №15 2-й этаж по техпаспорту) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с неопределенными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ2 (Г1, В2, Д2,Т2, РП1); в помещении бухгалтерии (помещение № 15 2-й этаж по техпаспорту) отделка стен выполнена бумажными обоями с неопределенными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиями пожарной
4
безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ2 (Г1, В2, Д2, Т2).
Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности подпадают под действие части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Кроме того, в нарушение ПНР в РФ п. 42 п.п. б, в, в тамбуре эвакуационного выхода из помещения прачечной (помещение № 74 1-й этаж по техпаспорту) эл. светильник эксплуатируется со снятым колпаком (рассеивателем, предусмотренным конструкцией светильника, а также ответвительная коробка повреждена (отсутствует крышка), в тамбуре выхода из группы № 11 (помещение № 62 1-й этаж по техпаспорту), в помещении кладовой завхоза (помещение № 35 1-й этаж по техпаспорту) ответвительная коробка повреждена (отсутствует крышка), а также эл. Светильник эксплуатируется со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника;
- в нарушение ПНР в РФ п. 348, 349 в кладовой белья (помещение №68 1-й этаж по техпаспорту), в кладовой продуктов питания (помещение № 58 1-й этаж по техпаспорту), в которой осуществляется хранение взрывоопасных (мука) и пожароопасных материалов (продукты питания в горючей упаковке и горючей таре), в кладовой, где установлены бытовые холодильники и осуществляется хранение продуктов в горючей упаковке и таре (помещение № 60 1-й этаж по техпаспорту) установлены эл. выключатель и штепсельная розетка; в помещении кладовой рабочего по обслуживанию здания, где осуществляется хранение горючих материалов (помещения № 13, 14 1-й этаж по техпаспорту) установлена штепсельная розетка, в помещении кладовой завхоза (помещение № 35 1-й этаж по техпаспорту) установлен эл. выключатель.
Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности подпадают под действие части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Кроме того, в ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно, в здании и помещении МАДОУ - детский сад № 87:
- в нарушение ПНР в РФ п. 35 на двери эвакуационного выхода из тамбура входа прачечной (помещение № 74 1-й этаж по техпаспорту) на улицу отсутствуют запоры, которые могут быть открыты изнутри без ключа;
- в нарушение ПНР в РФ п. 36 (Б) эвакуационный выход из группы № 11 (помещение № 61 1-й этаж по техпаспорту) в коридор (помещение № 59 1-й этаж по техпаспорту) загроможден мебелью (детские шкафы), ширина прохода составляет 0,6 м при ширине дверного проема 0,8 м;
- в нарушение Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч. 1 ст. 84, СП 3.13130.2009 п.5.3. над дверями эвакуационного выхода из музыкального зала
(помещение №39 2-й этаж по техпаспорту) в групповую ячейку №7 (помещение № 42 2-й этаж по техпаспорту) при эвакуации более 50 человек, из группы № 7 (помещение № 43 2-й этаж по техпаспорту) в лестничную клетку (помещение № 1 2-й этаж по техпаспорту), из группы № 6 (помещение № 26 2-й этаж по техпаспорту) в лестничную клетку (помещение № 1 2-й этаж по техпаспорту), из группы № 5 (помещение № 2 2-й этаж по техпаспорту) в лестничную клетку (помещение № 1 2-й этаж по техпаспорту), из группы № 4 (помещение № 25 1-й этаж по техпаспорту) в лестничную клетку (помещение №27 1-й этаж по техпаспорту) отсутствует световой оповещатель «Выход» (Проектная документация на АПС и СОУЭ разработана в 2012 г.);
- в нарушение Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч.4 ст.4, СНиП П-А.5-62 п.4.7. дверь эвакуационного выхода из помещений музыкального зала (помещение №38 2-й этаж по техпаспорту) в коридор (помещение № 36 2-й этаж по техпаспорту) и эвакуационного выхода из группы №7 (помещение № 42 2-й этаж по техпаспорту) в музыкальный зал (помещение №39 2-й этаж по техпаспорту) из группы №5 (помещение №5 2-й этаж по техпаспорту) в группу №8 (помещения № 10 2-й этаж по техпаспорту) из группы № 8 (помещения № 10 2-й этаж по техпаспорту) в группу № 5 (помещение №5 2-й этаж по техпаспорту) при числе эвакуирующихся более 15 человек, установлена открывающейся не по направлению выхода из здания;
- в нарушение Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» чЛ, 6 ст. 134, табл. 28, ч.4 ст. 145 в коридоре второго этажа (помещение № 36 2-й этаж по техпаспорту), в коридоре второго этажа (помещение № 14 2-й этаж по техпаспорту), в коридоре перед группой №1 (помещение № 37 1-й этаж по техпаспорту), являющегося путем эвакуации, покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с неопределенными свойствами пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной опасности выше КМ2 (Г1, В2, Д2, Т2, РГП).
Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности подпадают под действие части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений
6
первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности и виновность МАДОУ - детский сад №87 подтверждены представленными в дело доказательствами: сведениями, указанными в протоколах об административных правонарушениях, распоряжением о проведении проверки, актом проверки, и иными материалами дела, которые получили надлежащую оценку при вынесении постановления и решения.
Выводы судьи о доказанности вины МАДОУ - детский сад №87 в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными и сделаны с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении жалобы законного представителя - заведующей МАДОУ - детский сад № 87 ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 09 октября 2014 года дело проверено в полном объеме, в решении от 17 ноября 2014 года судьей дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения МАДОУ - детский сад №87 к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Исходя из характера и последствий совершенного юридическим лицом административного правонарушения, степени его вины, имущественного и финансового положения учреждения, наличия смягчающего ответственность обстоятельства в виде признания вины, также с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 25 февраля 2014 года №4-П, а также учитывая, что на момент проверки большая часть нарушений устранена, суд пришел к выводу о необходимости снизить административное наказание в виде административного штрафа до 50000 рублей.
Объективная сторона правонарушения, заключающаяся в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности, по делу установлена. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к
7
административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
При этом с субъективной стороны нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
Установленные нарушения требований пожарной безопасности в помещении, на момент проверки МАДОУ - детский сад №87 заведующей ФИО1 не оспаривались, заявителем не опровергнуты, устранение их входит в обязанности указанного лица. Оснований не доверять сведениям инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется.
Доводы жалобы не опровергают выводов должностного лица органа пожарного надзора и судьи о виновности МАДОУ - детский сад №87 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований пожарной безопасности; основанием к отмене состоявшихся по делу решений не являются, поскольку по существу направлены на переоценку обстоятельств дела, оснований для которой не имеется.
Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не свидетельствуют об ошибочности выводов судьи городского суда и незаконности вынесенных по делу решений.
Доводы жалобы о том, что МАДОУ - детский сад № 87 обращалось к МКУ «Управление образования Златоустовского городского округа» с просьбой о выделении из бюджета Златоустовского городского округа денежных средств, необходимых для устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, однако, как указано в ответе на обращение, денежные средства на данные нужды в бюджете не предусмотрены, а направлять бюджетные средства, выделенные на иные цели, на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, МАДОУ -детский сад № 87 не вправе, основанием к отмене состоявшихся по делу постановления и решения не являются, поскольку не свидетельствуют о том, что МАДОУ - детский сад № 87 были приняты в полной мере все зависящие от него меры по устранению допущенных нарушений правил пожарной безопасности.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему выполнению требований пожарной безопасности, представителем МАДОУ - детский сад № 87 ФИО1 не представлено.
Недостаточное финансирование не может служить обстоятельством, исключающим вину МАДОУ - детский сад №87 в совершении административного правонарушения.
Занимая помещение МАДОУ - детский сад № 87 и используя его по назначению в качестве дошкольного образовательного учреждения, МАДОУ -детский сад № 87 в любом случае обязано обеспечить эксплуатацию указанного
8
помещения с соблюдением действующих норм и правил в области пожарной безопасности, а при невозможности соблюдения соответствующих норм -самостоятельно прекратить эксплуатацию помещения.
Вопреки утверждению доводов жалобы, отсутствие причинения вреда охраняемым общественным интересам не свидетельствует о малозначительности совершенного юридическим лицом правонарушения. Наоборот, с учетом характера правонарушения, степени его реальной угрозы для жизни и здоровья людей, общественной опасности, конкретных обстоятельств дела, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения не имеется.
Срок и порядок привлечения МАДОУ - детский сад № 87 к административной ответственности соблюдены. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления и судебного решения, не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, требования жалобы об отмене постановления и судебного решения не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора Златоустовского городского круга и Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 09 октября 2014 года и решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 17 ноября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 87 оставить без изменения, жалобу законного представителя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 87 -ФИО1 - без удовлетворения.
Судья:
А.А. Жуков