ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-6/15 от 14.01.2015 Челябинского областного суда (Челябинская область)

/     е.-

Дело № 7-6/2015

Судья: Обвинцева       Л.Ю.

РЕШЕНИЕ

14 января 2015 года

город Челябинск

Судья Челябинского областного       суда Жуков А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении       Челябинского областного суда дело об административном правонарушении,       предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации       об административных правонарушениях, в отношении Муниципального       автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 87 по       жалобе законного представителя Муниципального автономного дошкольного       образовательного учреждения -детский сад № 87 на решение судьи       Златоустовского городского суда Челябинской области от 17 ноября 2014       года,

установил:

постановлением заместителя       главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и       Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 09 октября 2014       года муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -       детский сад № 87 (далее по тексту МАДОУ - детский сад №87) признано       виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного       частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях, и на основании части 2 статьи 4.4       Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ему       назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000       рублей.

Решением судьи Златоустовского       городского суда Челябинской области от 17 ноября 2014 года постановление       заместителя главного государственного инспектора Златоустовского       городского круга и Кусинского муниципального района по пожарному надзору       от 09 октября 2014 года снижен размер ранее назначенного юридическому лицу       административного штрафа до пятидесяти тысяч рублей, в остальной части       постановление оставлено без изменения, жалоба законного представителя       МАДОУ - детский сад №87 - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в       Челябинский областной суд, законный представитель МАДОУ - детский сад № 87       ФИО1 просит постановление должностного лица и судебное решение       отменить, признав совершенное административное правонарушение       малозначительным. В обоснование доводов жалобы ссылается на то       обстоятельство, что МАДОУ -детский сад № 87 обращалось к МКУ «Управление       образования Златоустовского городского округа» с просьбой о выделении из       бюджета Златоустовского городского округа денежных средств, необходимых       для устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности.       Однако, как указано в ответе на обращение, денежные средства на данные       нужды в бюджете не предусмотрены. Направлять бюджетные       средства,

2 f^S^C

выделенные на иные цели, на       устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, МАДОУ -       детский сад № 87 не вправе. Указывает, что администрацией учреждения в       полной мере были предприняты все меры, необходимые для устранения       нарушений, а именно, устранены нарушения, не требующие больших финансовых       вложений, выполнение оставшихся нарушений требует значительных финансовых       затрат, которые не были предусмотрены в бюджете на соответствующие цели в       период, установленный для устранения нарушений, в связи с чем не       представляется возможным. Полагает, что вменяемое административное       правонарушение не повлекло серьезных негативных последствий и не причинило       значительного ущерба общественным интересам, в связи с чем с учетом       объективной оценки доказательств и в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ       считает возможным освободить МАДОУ - детский сад № 87 от административной       ответственности, ограничившись устным замечанием. При выделении средств из       бюджета на соответствующие цели заявитель обязуется устранить       нарушения.

Законный представитель МАДОУ -       детский сад № 87 ФИО1, представитель отдела надзорной       деятельности № 1 по пожарному надзору ГУ МЧС России по Челябинской области       при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, в связи с чем,       считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив доводы жалобы, изучив       материалы дела в полном объеме, нахожу решение судьи городского суда не       подлежащим отмене по следующим основаниям.

Общие правовые вопросы       регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между       учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их       организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными       объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным       законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной       безопасности».

Статьей 37 Федерального закона       «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организаций       обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять       предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц       пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное       руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на       подведомственных объектах и несут персональную ответственность за       соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 38       названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной       безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть,       пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке       назначенные ответственными за обеспечение пожарной       безопасности.

Как следует из материалов дела,       на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности № 1 УНД       ГУ МЧС России по Челябинской области № 441 от 01 сентября 2014 года в       период с 23 сентября 2014 года по 20 октября 2014 года проведена плановая       выездная проверка соблюдения

/si

обязательных требований       пожарной безопасности МАДОУ - детский сад № 87. С распоряжением заведующая       МАДОУ - детский сад № 87 ФИО1 ознакомлена в установленном       законом порядке.

В ходе проверки установлены       нарушения требований пожарной безопасности, а именно, в здании и помещении       МАДОУ - детский сад № 87, расположенного по адресу: <...>:

- в нарушение Федерального       закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, ст. 88 ч. 1, 2, 3, табл. 23, 24, СП       4.13130.2013 п. 5.2.6. дверь (деревянная) кладовой продуктов питания       (помещение №58 1-й этаж по техпаспорту), в которой осуществляется хранение       взрывоопасных (мука) и пожароопасных материалов (продукты питания в       горючей упаковке и горючей таре) с категорией по взрывопожарной и пожарной       опасности В2, полученной расчетным путем, дверь кладовой (металлическая,       решетчатая, где установлены бытовые холодильники и осуществляется хранение       продуктов в горючей упаковке и таре (помещение №60 1-й этаж по       техпаспорту), дверь кладовой рабочего по обслуживанию здания (деревянная),       где осуществляется хранение горючих материалов (помещения №13, 14 1-й этаж       по техпаспорту), дверь кладовой завхоза (помещение №36 1-й этаж по       техпаспорту) не выполнены противопожарными 2-го типа (не имеют маркировки,       паспорта и сертификата соответствия);

- в нарушение п. 20 ПНР в       РФ на двери кладовой, где установлены бытовые холодильники и       осуществляется хранение продуктов в горючей упаковке и таре (помещение №       60 1-й этаж по техпаспорту), на двери кладовой рабочего по обслуживанию       здания, где осуществляется хранение горючих материалов (помещения № 13, 14       1-й этаж по техпаспорту), на двери кладовой завхоза (помещение № 36 1-й       этаж по техпаспорту) отсутствует обозначение категории по взрывопожарной и       пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7, 8       Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной       безопасности»;

- в нарушение п. 23 (б)       ПНР в РФ вентиляционная камера (помещение № 53 1-й этаж по техпаспорту)       используется для хранения горючих материалов и предметов       б/у;

- в нарушение Федерального       закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях       пожарной безопасности» ч.7 ст. 134, ч.4 ст. 145 в игровой группе №3       (помещение № 49 1-й этаж по техпаспорту), в методическом кабинете       (помещение № 37 2-й этаж по техпаспорту), в кабинете английского языка       (помещение № 35 2-й этаж по техпаспорту), в помещении бухгалтерии       (помещение №15 2-й этаж по техпаспорту) покрытие пола выполнено материалом       (линолеум) с неопределенными свойствами пожарной опасности (обязательное       подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности данного       материала не осуществлялось; запрещается применять материал с классом       пожарной опасности выше КМ2 (Г1, В2, Д2,Т2, РП1); в помещении бухгалтерии       (помещение № 15 2-й этаж по техпаспорту) отделка стен выполнена бумажными       обоями с неопределенными свойствами пожарной опасности (обязательное       подтверждение соответствия требованиями пожарной

4

безопасности данного материала       не осуществлялось; запрещается применять материал с классом пожарной       опасности выше КМ2 (Г1, В2, Д2, Т2).

Перечисленные нарушения       требований пожарной безопасности подпадают под действие части 1 статьи       20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,       предусматривающей административную ответственность для юридических лиц в       виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч       рублей.

Кроме того, в нарушение ПНР в       РФ п. 42 п.п. б, в, в тамбуре эвакуационного выхода из помещения прачечной       (помещение № 74 1-й этаж по техпаспорту) эл. светильник эксплуатируется со       снятым колпаком (рассеивателем, предусмотренным конструкцией светильника,       а также ответвительная коробка повреждена (отсутствует крышка), в тамбуре       выхода из группы № 11 (помещение № 62 1-й этаж по техпаспорту), в       помещении кладовой завхоза (помещение № 35 1-й этаж по техпаспорту)       ответвительная коробка повреждена (отсутствует крышка), а также эл.       Светильник эксплуатируется со снятым колпаком (рассеивателем),       предусмотренным конструкцией светильника;

- в нарушение ПНР в РФ п.       348, 349 в кладовой белья (помещение №68 1-й этаж по техпаспорту), в       кладовой продуктов питания (помещение № 58 1-й этаж по техпаспорту), в       которой осуществляется хранение взрывоопасных (мука) и пожароопасных       материалов (продукты питания в горючей упаковке и горючей таре), в       кладовой, где установлены бытовые холодильники и осуществляется хранение       продуктов в горючей упаковке и таре (помещение № 60 1-й этаж по       техпаспорту) установлены эл. выключатель и штепсельная розетка; в       помещении кладовой рабочего по обслуживанию здания, где осуществляется       хранение горючих материалов (помещения № 13, 14 1-й этаж по техпаспорту)       установлена штепсельная розетка, в помещении кладовой завхоза (помещение №       35 1-й этаж по техпаспорту) установлен эл. выключатель.

Перечисленные нарушения       требований пожарной безопасности подпадают под действие части 3 статьи       20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,       предусматривающей административную ответственность для юридических лиц в       виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч       рублей.

Кроме того, в ходе проверки       установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно, в здании       и помещении МАДОУ - детский сад № 87:

- в нарушение ПНР в РФ п.       35 на двери эвакуационного выхода из тамбура входа прачечной (помещение №       74 1-й этаж по техпаспорту) на улицу отсутствуют запоры, которые могут       быть открыты изнутри без ключа;

- в нарушение ПНР в РФ п.       36 (Б) эвакуационный выход из группы № 11 (помещение № 61 1-й этаж по       техпаспорту) в коридор (помещение № 59 1-й этаж по техпаспорту)       загроможден мебелью (детские шкафы), ширина прохода составляет 0,6 м при       ширине дверного проема 0,8 м;

- в нарушение Федерального       закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях       пожарной безопасности» ч. 1 ст. 84, СП 3.13130.2009 п.5.3. над дверями       эвакуационного выхода из музыкального зала

(помещение №39 2-й этаж по       техпаспорту) в групповую ячейку №7 (помещение № 42 2-й этаж по       техпаспорту) при эвакуации более 50 человек, из группы № 7 (помещение № 43       2-й этаж по техпаспорту) в лестничную клетку (помещение № 1 2-й этаж по       техпаспорту), из группы № 6 (помещение № 26 2-й этаж по техпаспорту) в       лестничную клетку (помещение № 1 2-й этаж по техпаспорту), из группы № 5       (помещение № 2 2-й этаж по техпаспорту) в лестничную клетку (помещение № 1       2-й этаж по техпаспорту), из группы № 4 (помещение № 25 1-й этаж по       техпаспорту) в лестничную клетку (помещение №27 1-й этаж по техпаспорту)       отсутствует световой оповещатель «Выход» (Проектная документация на АПС и       СОУЭ разработана в 2012 г.);

- в нарушение Федерального       закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях       пожарной безопасности» ч.4 ст.4, СНиП П-А.5-62 п.4.7. дверь эвакуационного       выхода из помещений музыкального зала (помещение №38 2-й этаж по       техпаспорту) в коридор (помещение № 36 2-й этаж по техпаспорту) и       эвакуационного выхода из группы №7 (помещение № 42 2-й этаж по       техпаспорту) в музыкальный зал (помещение №39 2-й этаж по техпаспорту) из       группы №5 (помещение №5 2-й этаж по техпаспорту) в группу №8 (помещения №       10 2-й этаж по техпаспорту) из группы № 8 (помещения № 10 2-й этаж по       техпаспорту) в группу № 5 (помещение №5 2-й этаж по техпаспорту) при числе       эвакуирующихся более 15 человек, установлена открывающейся не по       направлению выхода из здания;

- в нарушение Федерального       закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях       пожарной безопасности» чЛ, 6 ст. 134, табл. 28, ч.4 ст. 145 в коридоре       второго этажа (помещение № 36 2-й этаж по техпаспорту), в коридоре второго       этажа (помещение № 14 2-й этаж по техпаспорту), в коридоре перед группой       №1 (помещение № 37 1-й этаж по техпаспорту), являющегося путем эвакуации,       покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с неопределенными свойствами       пожарной опасности (обязательное подтверждение соответствия требованиям       пожарной безопасности данного материала не осуществлялось; запрещается       применять материал с классом пожарной опасности выше КМ2 (Г1, В2, Д2, Т2,       РГП).

Перечисленные нарушения       требований пожарной безопасности подпадают под действие части 4 статьи       20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,       предусматривающей административную ответственность для юридических лиц в       виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч       рублей.

В соответствии с частью 1       статьи 20.4 КоАП РФ, ответственность наступает за нарушение требований       пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями       8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей       статьи.

В соответствии с частью 3       статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к       внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий,       сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным       средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об       обеспечении зданий, сооружений и строений

6

первичными средствами       пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц       - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 20.4       КоАП РФ ответственность наступает за нарушение требований пожарной       безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо       системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации,       системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в       зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий,       сооружений и строений.

Факт допущенных нарушений       правил пожарной безопасности и виновность МАДОУ - детский сад №87       подтверждены представленными в дело доказательствами: сведениями,       указанными в протоколах об административных правонарушениях, распоряжением       о проведении проверки, актом проверки, и иными материалами дела, которые       получили надлежащую оценку при вынесении постановления и       решения.

Выводы судьи о доказанности       вины МАДОУ - детский сад №87 в совершении административных правонарушений,       предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации       об административных правонарушениях, являются правильными и сделаны с       учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили       надлежащую оценку в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской       Федерации об административных правонарушениях, на основании всестороннего,       полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их       совокупности.

При рассмотрении жалобы       законного представителя - заведующей МАДОУ - детский сад № 87 ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора       Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по       пожарному надзору от 09 октября 2014 года дело проверено в полном объеме,       в решении от 17 ноября 2014 года судьей дана объективная правовая оценка       всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о       законности и обоснованности привлечения МАДОУ - детский сад №87 к       административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП       РФ.

Исходя из характера и       последствий совершенного юридическим лицом административного       правонарушения, степени его вины, имущественного и финансового положения       учреждения, наличия смягчающего ответственность обстоятельства в виде       признания вины, также с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ,       выраженной в Постановлении от 25 февраля 2014 года №4-П, а также учитывая,       что на момент проверки большая часть нарушений устранена, суд пришел к       выводу о необходимости снизить административное наказание в виде       административного штрафа до 50000 рублей.

Объективная сторона       правонарушения, заключающаяся в нарушении или невыполнении должностным       лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов       пожарной безопасности, по делу установлена. Противоправное деяние       виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением       вредных последствий. Для привлечения к

7

административной       ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения)       требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения       в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих       противоправных деяний.

При этом с субъективной стороны       нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности характеризуется       как умыслом, так и неосторожностью.

Установленные нарушения       требований пожарной безопасности в помещении, на момент проверки МАДОУ -       детский сад №87 заведующей ФИО1 не оспаривались, заявителем не       опровергнуты, устранение их входит в обязанности указанного лица.       Оснований не доверять сведениям инспектора по пожарному надзору о том, что       на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований       пожарной безопасности, не имеется.

Доводы жалобы не опровергают       выводов должностного лица органа пожарного надзора и судьи о виновности       МАДОУ - детский сад №87 в совершении административного правонарушения,       предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, выразившегося в       нарушении требований пожарной безопасности; основанием к отмене       состоявшихся по делу решений не являются, поскольку по существу направлены       на переоценку обстоятельств дела, оснований для которой не       имеется.

Иная оценка лицом, привлекаемым       к административной ответственности обстоятельств дела и представленных в       материалы дела доказательств, не свидетельствуют об ошибочности выводов       судьи городского суда и незаконности вынесенных по делу       решений.

Доводы жалобы о том, что МАДОУ       - детский сад № 87 обращалось к МКУ «Управление образования       Златоустовского городского округа» с просьбой о выделении из бюджета       Златоустовского городского округа денежных средств, необходимых для       устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности,       однако, как указано в ответе на обращение, денежные средства на данные       нужды в бюджете не предусмотрены, а направлять бюджетные средства,       выделенные на иные цели, на устранение выявленных нарушений требований       пожарной безопасности, МАДОУ -детский сад № 87 не вправе, основанием к       отмене состоявшихся по делу постановления и решения не являются, поскольку       не свидетельствуют о том, что МАДОУ - детский сад № 87 были приняты в       полной мере все зависящие от него меры по устранению допущенных нарушений       правил пожарной безопасности.

Доказательств наличия       обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему выполнению       требований пожарной безопасности, представителем МАДОУ - детский сад № 87       ФИО1 не представлено.

Недостаточное финансирование не       может служить обстоятельством, исключающим вину МАДОУ - детский сад №87 в       совершении административного правонарушения.

Занимая помещение МАДОУ -       детский сад № 87 и используя его по назначению в качестве дошкольного       образовательного учреждения, МАДОУ -детский сад № 87 в любом случае       обязано обеспечить эксплуатацию указанного

8

помещения с соблюдением       действующих норм и правил в области пожарной безопасности, а при       невозможности соблюдения соответствующих норм -самостоятельно прекратить       эксплуатацию помещения.

Вопреки утверждению доводов       жалобы, отсутствие причинения вреда охраняемым общественным интересам не       свидетельствует о малозначительности совершенного юридическим лицом       правонарушения. Наоборот, с учетом характера правонарушения, степени его       реальной угрозы для жизни и здоровья людей, общественной опасности,       конкретных обстоятельств дела, оснований для признания правонарушения       малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской       Федерации об административных правонарушения не имеется.

Срок и порядок привлечения       МАДОУ - детский сад № 87 к административной ответственности соблюдены.       Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления и судебного       решения, не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об       административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, по       делу не установлено.

При таких обстоятельствах,       требования жалобы об отмене постановления и судебного решения не подлежат       удовлетворению.

Руководствуясь статьями 30.6,       30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,       судья областного суда

РЕШИЛ:

постановление заместителя       главного государственного инспектора Златоустовского городского круга и       Кусинского муниципального района по пожарному надзору от 09 октября 2014       года и решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области       от 17 ноября 2014 года по делу об административном правонарушении,       предусмотренном частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса       Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении       муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения -       детский сад № 87 оставить без изменения, жалобу законного представителя       муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения -       детский сад № 87 -ФИО1 - без       удовлетворения.

Судья:

А.А. Жуков