Судья Поваренкова В.А. Дело № 7-6/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Смоленского областного суда Филенкова С.В., при секретаре Ткаченко Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 04 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 04 декабря 2017 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Смоленский областной суд, ФИО1 просит постановление судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием, как состава, так и события административного правонарушения, при этом указывает на отсутствие объективной стороны состава административного правонарушения, поскольку вменяемое публичное мероприятие не отвечает признакам публичности, не соответствует понятию митинга. Ссылается на то, что никаких действий, угрожавших общественному порядку или общественной безопасности, не совершала.
Заслушав ФИО1, её защитника Лавриненкова А.А., допущенного к участию в деле в суде второй инстанции по ходатайству ФИО1, свидетеля ФИО2, изучив жалобу, проверив законность и обоснованность постановления судьи районного суда, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон № 54-ФЗ).
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. В том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (п.3 ст.2 Закона).
Статьей 7 Закона предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, в случаях и в сроки, установленные статьей.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия помимо прочего указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников; дата, время начала и окончания публичного мероприятия.
Из материалов дела следует, что согласно сообщения зам. начальника УФСБ России по Смоленской области ФИО1 является Смоленским активистом и идеологом антиправительственного общественного движения «Артподготовка», 05.11.2017 года планируется проведение всероссийской акции протеста в форме собрания или митинга, в социальных сетях и региональных информационных ресурсах ФИО1 осуществляется активная предварительная агитация для массового привлечения граждан на указанную акцию, уведомление в орган исполнительной власти для согласования публичного мероприятия не направлялось.
Из сообщения врио начальника ЦПЭ УМВД России по Смоленской области следует, что к организации 05.11.2017 года в г.Смоленске несогласованного с органами местного самоуправления массового публичного мероприятия имеет причастность ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: ... и в социальной сети «Вконтакте» имеет страницу под псевдонимом «Татьяна Кулябина».
Согласно акта осмотра интернет - ресурса от 04.11.2017 года на «Стене» сообщества «Команда Навального. Смоленск» 04.11.2017 года пользователем «Татьяна Кулябина» добавлен следующий комментарий: «на встречу с Навальным пойду, если раньше не арестуют. 5 ноября в 12 часов выходим на площадь Ленина без всякого санкционирования на основании ст.3 Конституции требовать роспуска Смоленской думы и отставки мэра».
Таким образом, ФИО1 осуществила незаконную предварительную агитацию путем опубликования агитационных материалов, в том числе с призывами граждан к принятию участия в акции, то есть в нарушение ст.5 и ст.10 Федерального закона № 54-ФЗ организовала публичное мероприятие без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 05.11.2017г.; сообщением заместителя начальника УФСБ о том, что в социальных сетях и региональных информационных ресурсах ФИО1 осуществляется активная предварительная агитация для массового привлечения граждан на указанную акцию; актом осмотра Интернет ресурса от 04.11.2017 г. с приложением, содержащим сведения об информации на странице пользователя «Татьяна Кулябина» в социальной сети «В контакте», содержащей призывы выйти на несанкционированное массовое мероприятие, митинг, с указанием конкретного времени и места сбора; сообщением Главы города Смоленска ФИО3 о том, что уведомлений о проведении 05.11.2017 года на территории г.Смоленска публичных мероприятий в Администрацию г.Смоленска не поступало; постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 08 ноября 2017 г.
Допустимость, достоверность и достаточность указанных доказательств не вызывает сомнений.
Все доказательства, положенные в основу виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, получены в установленном законом порядке, доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не содержится.
Объективных данных, позволяющих усомниться в достоверности вышеуказанной записи на странице «Татьяна Кулябина» в социальной сети «В контакте», как и в том, что данная запись размещена ФИО1, по делу не имеется.
Анализ текста размещенного сообщения свидетельствует о его агитационном характере. Сообщение содержит информацию о месте, времени, цели проведения публичного мероприятия, направлено на привлечение общественного внимания к этому публичному мероприятию, а также непосредственно содержит приглашение принять участие в мероприятии.
Публичное мероприятие, отраженное в сообщении, содержит все признаки митинга, содержание и характер размещенной ФИО1 информации позволяет отнести ее к призыву публичного мероприятия. Кроме того, действия, связанные с размещением в открытом доступе сведений о месте, времени такого мероприятия, призыв к участию в этом мероприятии (....5 ноября в 12 часов выходим на площадь Ленина без всякого санкционирования на основании ст.3 Конституции требовать роспуска Смоленской думы и отставки мэра») непосредственно относятся к организации проведения публичного мероприятия.
Доводы ФИО1, что она, разместив указанную запись в социальной сети, не подразумевала под этим организацию митинга, опровергаются указанными выше доказательствами.
Выступивший в суде второй инстанции свидетель ФИО2 не опроверг установленный судом первой инстанции факт совершёния ФИО1 вменённого правонарушения, а лишь пояснил обстоятельства встречи 5.11.2017 года с ФИО1 в районе памятника «Благородная Россия - Героям 1812 года» с целью осуществления прогулки по городу и, что ФИО1 не является активистом антиправительственного общественного движения «Артподготовка».
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
ФИО1 в жалобе приводит позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 10.02.2017 № 2-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина ФИО4", в соответствии с которой ответственность организаторов или участников публичного мероприятия может наступить лишь в случаях их деструктивного поведения, в частности при явном намерении совершить или совершении каких-либо действий, угрожающих общественному порядку или общественной безопасности.
Вместе с тем, заявитель не учел, что в данном постановлении также разъяснено, что находящееся под защитой Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов, являющихся в силу ее статьи 15 (часть 4) составной частью правовой системы России, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не обладает абсолютным характером и может быть ограничено федеральным законом в целях охраны конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством цивилизованной организации и проведения мирных публичных акций.
Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», определяющим уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
ФИО1 данный порядок был нарушен.
За организацию публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что за проведение публичного мероприятия без уведомления властей гражданин не может быть подвергнут санкции, прямо противоречит вышеприведенному Федеральному закону № 54 – ФЗ и ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., практику Европейского суда по правам человека, не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.
Вопреки доводу о незаконности и необоснованности принятого постановления, судьей районного суда все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными в судебном заседании и получившими надлежащую оценку в судебном постановлении.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Защитник Лавриненков А.А. в суде второй инстанции сослался на наличие по делу исключительных обстоятельств, в силу которых может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, предоставив этому доказательства.
В силу ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, правоприменители, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
Санкцией ч.2 ст.20.2 КоАП РФ предусмотрен минимальный размер административного штрафа для граждан 20000 рублей.
С учетом исключительных обстоятельств, связанных с личностью и имущественным положением правонарушителя ФИО1, находящейся в преклонном возрасте (67 лет), получающей пенсию по старости согласно представленной справки из Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Смоленска в размере 10267,25 рублей, имеющей согласно выписки № № года из лицевого счёта задолженность по оплате коммунальных услуг по состоянию на 01.12.2017 года в сумме 13803,75 рублей, и являющихся основанием для назначения размера наказания менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, полагаю необходимым снизить размер административного штрафа, назначенного ФИО1 до 10000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 04 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 изменить в части размера назначенного административного штрафа, определив его в размере 10000 рублей, в остальном постановление от 04 декабря 2017 года оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья С.В.Филенкова