ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-7-205/10С от 26.08.2010 Приморского краевого суда (Приморский край)

                                                                                    Приморский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Приморский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 7-7-205/10 Судья Веригина И. Н.

РЕШЕНИЕ

  26 августа 2010 года г. Владивосток

Судья Приморского краевого суда Кадкин А. А.,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Голубая звезда» на постановление судьи Уссурийского городского суда Приморского края от 17 июня 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Голубая звезда», зарегистрированного по адресу: г. Уссурийск, Приморский край, ул. ...,

установил:

постановлением судьи Уссурийского городского суда от 17 июня 2010 года ООО «Голубая звезда» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности на опасных производственных объектах «Площадка производственная» (регистрационный номер объекта в Государственном реестре опасных производственных объектов Номер обезличен, «База товаро-сырьевая» (регистрационный номер объекта в Государственном реестре опасных производственных объектов Номер обезличен), расположенных по адресу: г. Уссурийск, ул. ..., на срок 60 суток.

В жалобе ООО «Голубая звезда» просит изменить судебное постановление в части, назначив менее строгое административное наказание в виде штрафа.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд считает, что судебное постановление следует изменить в части квалификации правонарушения.

  Частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии с лицензией Номер обезличен (х) от Дата обезличена года ООО «Голубая звезда» предоставлено право на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, а именно по переработке, хранению (кроме хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом); транспортированию воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В ходе проверки, проведенной комиссией Ростехнадзора с 1 по 10 июня 2010 года в деятельности ООО «Голубая звезда» были выявлены следующие нарушения:

1. решение о начале строительства, строительство, приемка и ввод в эксплуатацию законченного строительством опасного производственного объекта принято без наличия положительного заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию, поскольку акт приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта установки переработки углеводородного сырья оформлен от 01.02.2004 года, а положительное заключение экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию зарегистрировано в январе 2006 года, что является нарушением пункт 2 статьи 8, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункта «а», пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599;

2. На установке ЛФ 17-УСН фактически не реализованы изменения, внесенные в проектную документацию (проект Д-0210 «Установка ЛФ 17-УСН в г.Уссурийске») по замечаниям, указанным в заключении экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию рабочего проекта «Установка ЛФ-17-УСН в г. Уссурийске владелец ООО «Голубая звезда», выполненном ООО «ПТДЗС «Стройтехэкспертиза» (г.Владивосток), утвержденном и зарегистрированном Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю в 2006 году (№ 49-ПД-6411-2006), тем самым были нарушены пункт 3.1 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 2 статьи 8, пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599;

3. Не обеспечено электроснабжение электроприемников установки переработки углеводородного сырья по второй категории надежности, систем контроля управления ПАЗ по первой категории надежности. Имеется только один источник электропитания.

Таким образом, нарушены Пункт 7.3 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 1 статьи 13, пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599.

4. Не проведена экспертиза промышленной безопасности:

- технических устройств, у которых отсутствуют паспорта завода-изготовителя - всех горизонтальных резервуаров сырьевого и продуктового парков; сооружений, подлежащих экспертизе согласно Заключению экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию рабочего проекта «Установка ЛФ-17-УСН в г. Уссурийске владелец ООО «Голубая звезда» рег. №49-ПД-6411-2006: железнодорожная сливо-наливная эстакада, насосная станция для перекачки исходного сырья на установку ЛФ-17-УСН.

Таким образом, нарушены Пункт 3.2.1 Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности утвержденное постановлением Госгортехнадзора №8 от 18.03.2003; пункт 5.1.2. Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 1 статьи 13, пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

5. Не полностью обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте:

- не создано нештатное аварийно-спасательное формированиями из числа работников;

- не проводятся учебно-тренировочные занятия и учебные тревоги по ПЛАС;

- не созданы резервы материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий на опасном производственном объекте (нет пенообразователя, отсутствует запас инертных
газов).

Таким образом, нарушены Пункт 3.6 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 1 статьи 9, статья 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункты «а», «б» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных

производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

6. Не разработан технологический регламент установки ЛФ-17-УСН, состав и содержание которого должны соответствовать установленным требованиям на технологический регламент на производство продукции нефтеперерабатывающих производств.

Таким образом, нарушены Пункт 2.2 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 29.05. 2003 № 44; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

7. Отсутствуют приборы и системы контроля по предупредительным значениям параметров, определяющих взрывоопасность объекта, а именно:

- предаварийная сигнализация по технологическим параметрам, определяющим взрывоопасность установки ЛФ-17-УСН.

Таким образом, нарушены пункт 6.3.8 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

8. Системы контроля, управления и ПАЗ установки не проходят комплексное опробование по специальным программам (программы отсутствуют).

Таким образом, нарушены Пункты 6.3.2 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

9. Не обеспечена надежность срабатывания систем противоаварийной автоматической защиты горизонтальных резервуаров сырьевого и продуктового парка от перелива - имеется только сигнализация о предельном верхнем и нижнем уровне, необходимая блокировка отсутствует. Не установлены сигнализаторы уровня на емкостях ЕЗД 1,12,13,14,15. Емкости не оснащены приборами контроля уровня.

Таким образом, нарушены Пункты ЗЛО, 4.7.2, 4.7.3. Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 2.1.4 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20.05.03г. № 33; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

10. В технологических схемах установки не предусмотрены меры по максимальному снижению взрывоопасное™ технологических блоков, а именно:

-не предусмотрено предотвращение взрывов и пожаров внутри технологического оборудования (отсутствует система подачи инертных газов в технологическое оборудование установки);

-не предусмотрена защита технологического оборудования от разрушения и максимальное ограничение выбросов из него горючих веществ в атмосферу, т.к. отсутствует система аварийного освобождения межтрубного пространства газотрубной печи нагрева от нагреваемого жидкого продукта при повреждении труб или прекращении его циркуляции (имеется выпуск продукта наружу в рабочую зону установки);

-не установлена линия сброса от предохранительного клапана печи огневого обогрева в безопасное место;

-на емкостях продуктового парка не установлены предохранительные клапаны.

Таким образом, нарушены Пункты 3.1, 3.6, 4.5.8.2 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 №29; пункт 2.6.14 Правил промышленной безопасности нефтебаз и

складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20.05.2003 №33; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599.

11. Не предусмотрены меры и средства, исключающие возможность образования взрывоопасных смесей в нагревательных элементах, топочном пространстве и рабочей зоне печи:

-отсутствуют средства автоматической подачи водяного пара в топочное пространство и змеевики при прогаре труб;

отсутствует система постановки паровой завесы печи, включающейся автоматически или дистанционно для изоляции печи при авариях на наружных установках;

отсутствуют средства дистанционного отключения подачи сырья и топлива в случаях аварий в системе нагрева печи;

отсутствуют блокировки по отключению подачи топлива при прекращении подачи сырья в систему нагрева;

-отсутствуют средства сигнализации о падении давления в системах подачи сырья (фото 3).

Таким образом, нарушены Пункт 4.5.8, 4.5.8.2, 4.5.8.3 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

12. Технологическая система установки ЛФ-17-УСН не оснащена средствами контроля за параметрами, определяющими взрывоопасность процесса с регистрацией показаний, а также средствами автоматического регулирования и противоаварийной защиты (для массообменных процессов в колонне ректификации и теплообменных процессов в печи).

Таким образом, нарушены Пункты 3.9, 4.3.3, 4.5.8.2 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

13. Не предусмотрены специальные меры для обеспечения взрывобезопасности технологической системы, предотвращающие образование в системе взрывоопасных смесей при отклонении от регламентированных режимов процесса, пуске и остановке оборудования (аппаратов, участков трубопроводов и т.п.), выполнении сливо-наливных операций (на трубопроводах сырьевого и продуктового парков). Не проводится продувка систем инертными газами, не предусмотрен контроль за эффективностью продувки по содержанию кислорода и (или) горючих веществ в отходящих газах.

Таким образом, нарушены Пункты 3.6, 3.7 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункты 2.17, 2.18 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 29.05.2003 № 44; пункт 2.3.14 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов

нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России

20.05.2003 № 33; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599.

14. На опасном производственном объекте не организовано безопасное проведение работ повышенной опасности:

-газоопасных работ:

-отсутствует перечень газоопасных работ;

-не заведен журнал учета газоопасных работ, проводимых без оформления нарядов-допусков;

-не заведен журнал учета нарядов-допусков;

-не проводится анализ воздушной среды при проведении газоопасных работ;

-не оформлен журнал установки и снятия заглушек;

-огневых работ;

-не заведен журнал учета нарядов-допусков;

-не проводится анализ воздушной среды при проведении огневых работ.

Таким образом, нарушены пункт 5.1.10. Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 29. 05. 2003 № 44; пункт 11.8, 11.9. Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003. № 29; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

15. Наливная автомобильная эстакада не оборудована:

-навесом (фото 6);

-помещением пункта управления;

-телескопическими или шарнирно сочлененными трубами (фото7);

-автоматическими предельными ограничителями уровня налива;

-сигнализаторами довзрывных концентраций;

-светофором, шлагбаумом (фото 6);

-устройством блокировки исключающим запуск насосов при отсутствии заземления автоцистерны (не установлено защитное устройство УЗА-4А, предусмотренное проектом); Не предусмотрены меры исключающие наличие случайных источников зажигания механического происхождения (перекидные мостики не оборудованы неискрообразующими накладками контактирующими с корпусом автоцистерны). Отсутствует система дренирования для удаления возможных проливов под автоцистерной.

Таким образом, нарушены пункты 2.4.2, 2.4.3, 2.4.7, 2.4.9, 2.4.15, 2.4.18, 2.4.19 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 № 33; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599.

16. Насосы, применяемые для нагнетания легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, не оснащены блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях ее уровней в приемной и расходной емкостях от предельно допустимых значений. Насосы не оснащены двойным торцевым уплотнением. Отсутствует обогрев полов насосного парка.

Таким образом, нарушены пункт 4.1.12, 5.4.7 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункты 5.4.3 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 29.05.2003 № 44; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

17. Конструкция горизонтальных резервуаров не соответствует установленным требованиям:

-резервуары сырьевого и продуктового парков нефтепродуктов выполнены по типовым проектам, исключенным из числа действующих, как не соответствующих требованиям новых нормативных документов (письмо Госстроя России от 25.02.1998 №9-2-1/36);

-резервуары поз. Е-4, Е-2 продуктового парка имеют недопустимые деформации корпусов (вмятины) (фото 11,12).

-резервуар сырьевого парка Е-11 (аварийная емкость) не оборудован площадкой обслуживания (фото 13).

Таким образом, нарушены Пункт 2.6.3, 2.6.8, 2.6.24, 4.32 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 № 33; пункт 5.2.1 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и

нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29;пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

18. Резервуары продуктового и сырьевого парков (складов нефтепродуктов) не оборудованы сниженными пробоотборниками. В нарушение запрета правил промышленной безопасности работниками предприятия осуществляется ручной отбор проб через люки и ручной контроль уровня в резервуарах метрштоком (фото 14).

Таким образом, нарушены Пункт 5.2.6, 5.2.7 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 29.05.2003 № 44; пункт 2.6.24 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 № 33; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

19. Не оснащены огнепреграждающими устройствами для предотвращения взрывов внутри емкостей и локализации пламени резервуары поз. Е-11, Е-12, Е-13, горизонтальный резервуар для сбора некондиционного продукта. На открытых штуцерах резервуаров Е-1, Е-2, Е-3, Е-5 отсутствуют необходимые заглушки или огнепреградители.

Таким образом, нарушены Пункт 2.6.14 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 № 33; пункты 5.1.3, 5.1.10, 5.6.9 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт а) пункта 5 Положения о Лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599.

20. Не установлены задвижки с дистанционным управлением:
-вне обвалования (защитной стенки) резервуарного парка;

-на сырьевых и продуктовых технологических трубопроводах эстакад слива/налива;

-на линии подачи сырья на газотрубную печь;

-на линии подачи топлива на горелку нагревательной печи.

Таким образом, нарушены Пункт 4.5.8.2, 4.7.8, 4.7.19 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 2.6.41 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 № 33; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599

21. Не выполняются мероприятия технического характера по предотвращению аварий и по локализации возможных аварийных разливов нефтепродуктов:

-в защитной стенке сырьевого парка имеются сквозные щели;

-горизонтальный резервуар для сбора некондиционного продукта не оборудован поддоном или другим сооружением для предотвращения аварийного разлива нефтепродуктов;

-сливные и наливные шланги имеют недопустимые дефекты (трещины и надрывы, повреждение корда, износ) (фото 18).

Таким образом, нарушены Пункт 5.1.10 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 2.1.2 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 № 33; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599.

22. В нарушение требований Правил внутри сырьевого резервуарного парка смонтирован насос для перекачки углеводородного сырья (фото 19).

Таким образом, нарушены Пункт 4.7.1 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 2.6.40 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 № 33; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

23. Не осуществляются меры, исключающие возможность накопления примесей (отложений) в резервуарах, повышающих взрывоопасность основного продукта:

-отсутствует контроль за содержанием примесей (отложений);

-не проводятся периодические зачистки резервуаров (документальное подтверждение проведения зачистки резервуаров сырьевого и продуктового парков отсутствует).

Таким образом, нарушены Пункт 4.7.5 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 №29; пункт 4.9 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 №33; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

24. Не проводится проверка соответствия проектным значениям степени взрывозащиты электрических средств и элементов систем контроля, управления и ПАЗ, а также связи и оповещения во взрывоопасных зонах ОПО.

Таким образом, нарушены Пункт 6.1.4 Общих правил взрывобезопасности для Взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № Нб-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599.

25. Не обеспечено функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями:

-не организована работа по проведению поверок (калибровки), обслуживания и ремонта средств измерения и контроля.

Не прошли государственную поверку:

-манометры установленные на технологическом оборудовании установки, насосного парка, резервуарных парков, автомобильной наливной станции.

Таким образом, нарушены Пункты 6.1 Л., 6.6.2. Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 №29; пункт 3.1.15 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 №33, пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599.

26. Отсутствует контроль содержания паров взрывоопасных продуктов и сигнализация превышения допустимых значений. Не установлены стационарные газосигнализаторы для контроля загазованности при аварийных выбросах (на установке, в резервуарных парках, насосном парке, на автомобильной наливной эстакаде и на железнодорожной сливной эстакаде). Переносные газоанализаторы не представлены.

Таким образом, нарушены Пункт 6.4.1. Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, Утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599.

27. Не заземлены корпусы насосов, предназначенных для перекачки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (фото 21).

Таким образом, нарушены Пункт 5.4.5 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 29.05.2003 № 44; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

28. Не проводятся ежегодные замеры сопротивления, заземлителей, соединений молниеприемников с токоотводами и токоотводов с заземлителями установки ЛФ-17-УСН (последний замер произведен в августе 2008 года). Соединения заземления невозможно проверить визуально, так как засыпаны грунтом.

Таким образом, нарушены Пункт 3.3.8, 4.20 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20.05.2003 № 33; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

29. Не осуществляются предусмотренные проектом мероприятия по защите оборудования от накопления зарядов статического электричества.

На всех фланцевых соединениях оборудования и трубопроводов отсутствуют токопроводящие перемычки для защиты от статического электричества. Сливные резинотканевые шланги не оборудованы устройством отвода зарядов статического электричества.

Таким образом, нарушены Пункт 4.7.21 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; пункт 3.3.11, Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20.05.2003 №33; пункт 2 статьи 8, пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

30. Технологические трубопроводы, а также деятельность по их эксплуатации не отвечают требованиям Правил, а именно:

-отсутствует перечень трубопроводов;

-отсутствуют паспорта на технологические трубопроводы;

-отсутствуют приложения к паспортам (схема трубопровода, удостоверение о качестве выполненных монтажных работ, журналы контроля сварных соединений, заключения о качестве сварных стыков, акты испытаний на плотность и прочность);

-отсутствует исполнительная документация по монтажу и ремонту;

-имеются тупиковые участки и застойные зоны;

-не все участки трубопроводов имеют дренажные устройства;

-не проведена проверка герметичности всего сливоналивного и раздаточного оборудования (трубопроводов);

-в технологических трубопроводах имеются врезки, не предусмотренные проектом;

-применяются не инвентарные заглушки (качество и материал не подтверждены сертификатами, отсутствует маркировка), допускается установка заглушек изготовленных методом смятия парубка;

-не предусмотрена установка сальников (гильз) в месте прохода через стенку приямка.

- монтаж выполнен с нарушением требований к прямолинейности трубопроводов.

Таким образом, нарушены Пункт 9.1.3, 9.1.4., 9.4.1, 8.6.1, 2.8.16, 2.2.49, 7.1.26 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.2003 № 80; пункт 4.18. Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20.05.2003 № 33;пункт 2 статьи 8, пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599.

31. Не осуществляется постоянный контроль за состоянием трубопроводов, не проводится периодическая ревизия как основной метод контроля за надежной и безопасной эксплуатацией трубопроводов.

Таким образом, нарушены Пункты 9.2.1, 9.3.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.2003 № 80; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов »; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

32. Не установлено устройство, контролирующее скорость и направление ветра, с выдачей показаний в помещение управления.

Таким образом, нарушены Пункт 6.11 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 29.05.2003 № 44; пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; подпункт «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

Факт допущенных нарушений подтверждается актом проверки от 10 июня 2010 года л.д.32).

Довод жалобы о том, что проверка проводилась с нарушением порядка установленного Федеральным законом № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» необоснован, поскольку проверка проводилась на основании распоряжения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 мая 2010 года № 123-рг в связи с поручением Президента РФ от 20 февраля 2010 года № 419 и поручений Правительства РФ от 9 февраля 2010 года № ИС-П9-6пр и от 1 марта 2010 года № ИС-П9-135с). Проверка была проведена в рамках указанных задач и в соответствии с перечнем указанных мероприятий.

В соответствии с примечанием к части 3 статьи 9.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Из Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов", утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 599 следует, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "ж" пункта 5 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 5 Положения лицензионными требованиями и условиями при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов являются:

а) соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

б) соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, установленных статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

г) наличие у лицензиата разрешения на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьями 8 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

ж) наличие у лицензиата договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

При вынесении постановления суд указал, что ООО «Голубая звезда» допустила нарушение подпункта «а» пункта 5 Положения, то есть несоблюдение требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определены обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а именно: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

В протоколе об административном правонарушении и постановлении судьи не конкретизированы нарушения обязанностей, установленных статьей 9 Федерального закона, что создает неопределенность в установлении факта грубого нарушения, допущенного лицензиатом.

Для установления факта грубого нарушения лицензионных требований, которые предусмотрены подпунктом «а» пункта 5 Положения следовало указывать какие обязанности, установленные статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" были нарушены лицензиатом.

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку не установлено, какие обязанности, установленные статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" были нарушены ООО «Голубая звезда», факт грубого нарушения условий, предусмотренных лицензией, признается недоказанным, а действия ООО «Голубая звезда» подлежат переквалификации на часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ и рассматриваться как нарушение условий лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

Санкция части 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, что не ухудшает положения лица, привлеченного к ответственности.

Назначенное судьей наказание в виде приостановления деятельности ООО «Голубая звезда» на срок 60 суток, соответствует требованиям статьи 4.1 КоАП РФ.

Характер допущенных ООО «Голубая звезда» нарушений лицензии, количество выявленных нарушений давали основание для применения такого вида наказание как административное приостановление деятельности организации.

Доводы жалобы, указывающие на суровость наказания, являются необоснованными.

На основании статей 29.10, 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление судьи Уссурийского городского суда Приморского края от 17 июня 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Голубая звезда» изменить.

Исключить из постановления выводы о нарушении ООО «Голубая звезда» пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-фз «О промышленной безопасности опасных производственных объектов и подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 года.

Признать ООО «Голубая звезда» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В остальной части постановление судьи Уссурийского городского суда Приморского края от 17 июня 2010 года оставить без изменения, а жалобу ООО «Голубая звезда» оставить без удовлетворения.

Судья А. А. Кадкин