ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-706/2022 от 28.07.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-706/2022 Судья: Бухаринова К.С.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 28 июля 2022 года

Судья Челябинского областного суда Малкова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу и дополнение к ней законного представителя общества с ограниченной ответственностью ООО «Кочкарский каменный карьер» ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 19 мая 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО «Кочкарский каменный карьер»,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО11 № 305 от 23 сентября 2021 года общество с ограниченной ответственностью «Кочкарский каменный карьер» (далее - ООО «Кочкарский каменный карьер») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 19 мая 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе и дополнениях, адресованных в Челябинский областной суд, законный представитель ООО «Кочкарский каменный карьер» просит отменить решение судьи, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что при проведении прокурорской проверки документы по ведению учета в области обращения с отходами у общества не запрашивались и в дальнейшем были представлены все необходимые формы учета отходов, ссылается на нарушение правил подсудности и просит применить положения ст. ст. 4.1.1 КоАП РФ, а также учесть отзыв на жалобу прокурора.

Законный представитель ООО «Кочкарский каменный карьер», представитель административного органа в Челябинский областной суд не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направили. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

В возражениях на жалобу, поступивших в Челябинский областной суд, прокурор Магнитогорской природоохранной прокуратуры указывает на обоснованность и законность постановления государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО12 № 305 от 23 сентября 2021 года.

Проверив представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В целях реализации пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 декабря 2020 года N 1028 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами, которым устанавливаются требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (далее Порядок)

Пунктом 3 Порядка определено, что учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории (далее объекты НВОС), и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.

Организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц (пункт 6 Порядка).

Как следует из материалов дела, Магнитогорской природоохранной прокуратурой проведена проверка, по результатам которой выявлено, что ООО «Кочкарский каменный карьер» поставлено на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением кода и 2-й категории негативного воздействия на окружающую среду. Согласно декларации о воздействии на окружающую среду от 01 марта 2021 года у предприятия образуются отходы, на которые Обществом разработаны паспорта и представлено заявление о направлении паспортов отходов класса опасности в Управление Росприроднадзора по Челябинской области.

Проверкой установлено, что Обществом не были представлены данные учета в области обращения с отходами в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 года № 1028.

Данные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «Кочкарский каменный карьер» к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ

Факт совершения» административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 августа 2021 года, копией решения о проведении проверки от 17 июня 2021 года, информацией по результатам участия в проведении документарной проверки от 06.07.2021 года с приложением фототаблицы и иными материалами дела, которым должностным лицом и судьей при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом и судебной инстанцией фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Вопреки доводам жалобы в рамках проверки у ООО «Кочкарский каменный карьер» была запрошена документация - учет в области обращения с отходами за 1-й и 2-й кварталы 2021 года в соответствии с действующим Приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Так, из требования прокурора № 12-20221 от 19 июля 2021 года у ООО «Кочкарский каменный карьер» следует о предоставление документов, подтверждающих проведение производственного экологического контроля за истекший период 2021 года, а также направление отчетов (с учетом периодичности) в Министерство экологии Челябинской области.

Также в постановлении возбуждения дела об административном правонарушении указано об обязанности предоставления данных учета в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденными Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «Кочкарский каменный карьер» приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, не представлено.

В данном случае наличие у ООО «Кочкарский каменный карьер» объективной возможности выполнить требования законодательства и непринятие каких-либо мер для исполнения возложенной на него законом обязанности свидетельствуют о пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Таким образом, действия ООО «Кочкарский каменный карьер» правильно квалифицированы по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами закона.

Доводы жалобы о том, что место совершения административного правонарушение указано неверно, несостоятельны.

Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. (абзаца 2 пункта "з" части 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Однако полагаю, что имеются основания для изменения постановления судьи в части размера назначенного штрафа.

В соответствии с ч.1 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ, при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Кочкарский каменный карьер» является малым предприятием.

Учитывая положения ст. 4.1.2 КоАП РФ, то обстоятельство что Общество является малым предприятием, считаю возможным изменить наказание, снизив размер штрафа до 40 000 рублей (в размере для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья областного суда

р е ш и л:

постановление государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области ФИО13 № 305 от 23 сентября 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 19 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО «Кочкарский каменный карьер» изменить, снизить размер назначенного административного штрафа до 40 000 рублей. В остальной части эти же акты оставить без изменения.

Судья С.В. Малкова