ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-707/2022 от 10.08.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Супрунов В.М. дело № 7-707/2022

РЕШЕНИЕ

город Ставрополь 10 августа 2022 года

Судья Ставропольского краевого суда Косолапова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу № <…> и решение судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 02 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 № 26в-21-013-2021-П/А-203/5 от 31 августа 2021 года<…> должностное лицо – директор общества с ограниченной ответственностью «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 02 декабря 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, директор ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу акты, вынести по делу новое решение, которым постановление о назначении наказания отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что постановление должностного лица и решение судьи являются незаконными и необоснованными, вынесенными с существенными нарушениями административного законодательства.

Также вместе с жалобой директором ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу, которое мотивировано тем, что копию постановления судьи получена только 20.05.2022.

Согласно статье 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 17 июля 2012 года № 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 г. № 990-О-О, от 21 апреля 2011 г. № 465-О-О, от 21 июня 2011 г. № 749-О-О, от 29 сентября 2011 г. № 1066-О-О и др.).

Из материалов дела следует, что копию решения судьи от 02.12.2021 директор ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 получил 20.05.2022, что подтверждается копией почтового конверта (л.д. 82) и сведениями, размещенными на официальном сайте «Почта России» об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <…>.

Какие-либо доказательства, подтверждающие иную (более раннюю) дату получения директором ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 копии обжалуемого решения, в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенного, принимая во внимание осуществление принципа доступа граждан и юридических лиц к правосудию, гарантированного Конституцией Российской Федерации, судья приходит к выводу о том, что срок обжалования решения судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 02 декабря 2021 года директором ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 не пропущен и в восстановлении не нуждается. Жалобу директора ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 рассмотреть по существу.

В судебное заседание директор ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <…>.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие директора ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1

В судебное заседание должностное лицо, вынесшее постановление, ФИО2 просила постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Основные права и обязанности пользователя недр установлены статьей 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», в силу пункта 10 части 2 которой пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).

Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании приказа от 28.04.2021 № <…> и распоряжения от 02.04.2021 № <…> Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении ООО «Нарзан-Гидроресурсы» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом лицензионных соглашений, по результатам которой составлен акт проверки от 26.05.2021 № <…>.

В ходе проверки установлено, что ООО «Нарзан-Гидроресурсы» осуществляет добычу минеральных подземных вод на территории Ставропольского края на Березовском участке Кисловодском месторождения и Северном, фланге Центрального участка Кисловодского месторождения.

Право пользования недрами, с целью разведки и добычи минеральных поземных вод для промышленного розлива на Северном фланге Центрального Кисловодского месторождения предоставлено ООО «Нарзан-гидроресурсы» на основании лицензии от 05.09.2008 № <…>.

Лицензия от 05.09.2008 № СTB 01038 МЭ выдана Управлением по недропользованию по Ставропольскому краю, дата окончания действия лицензии 05.09.2033.

Северный фланг Центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод расположен в центральной части города Кисловодска Ставропольского края в пределах особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды, имеющего федеральное значение.

Целевой валажинский водоносный комплекс представлен толщей серых доломитизированных трещиноватых известняков нижнего мела. Водозабор Северного фланга центрального участка Кисловодского месторождения состоит из 2 эксплуатационных скважин № <…> и № <…> и одной резервной № <…>. Все скважины расположены на территории завода АО «Нарзан». Минеральная вода из скважин по минералопроводу подается на два угольных фильтра объемом по 10 куб.м, где происходит кондиционирование минеральной воды. На участке расположены наблюдательные скважины: две на нижневалажинский подгоризонт (№<…>, № <…>, две верхневалажинский подгоризонт (№ <…>, № <…>), две скважины расположены на створе между эксплуатационными скважинами Северного фланга Центрального участка и кустом скважин № 5/0, № 5/0-бис, принадлежащих АО «КМКР» и входящих в состав основной части Центрального участка месторождения.

На балансе ООО «Нарзан-Гидроресурсы» находятся скважины № <…> резервная (эксплуатационная скважина) и наблюдательные скважины <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> и <…>.

В соответствии с договором аренды скважин № <…> от 01.05.2018 ООО «Нарзан-Гидроресурсы» арендует у <…> эксплуатационные скважины № <…> резервная и № 1<…>, расположенные на Северном фланге центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод.

На основании договора аренды земельного участка от 01.04.2015 № <…>, дополнительного соглашения от 01.10.2020 ООО «Нарзан-Гидроресурсы» арендует у <…> два земельных участка, площадью 260 кв.м и 80 кв.м (общая площадью 340 кв.м.), из земель поселений с кадастровым номером <…>, находящихся по адресу: <…>, разрешенное использование - под завод минеральных вод.

На основании договоров с <…>, ООО «Нарзан-Гидроресурсы» арендует земельный участок, расположенный по адресу: <…> (договор аренды недвижимого имущества № <…> от 01.01.2020) под наблюдательные скважины № <…>, № <…>, № <…>, <…>, № <…>, № <…>.

ООО «Нарзан-Гидроресурсы» Управлением Ростехнадзора по Ставропольскому краю выдан горноотводной акт № <…> от 14.05.2009, удостоверяющий уточненные границы горного отвода добычи минеральных вод на Северном фланге Центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод в городе Кисловодске. Площадь проекции горного отвода составляет 7 га. Срок действия горноотводного акта до 05.09.2033.

ООО «Нарзан-Гидроресурсы» с 14.05.2009 до 17.04.2021 не предпринимались меры по изменению границ участка недр, указанного в лицензии на недропользование СТВ <…>. А именно не направлена заявка в орган, который устанавливает границы лицензионного участка недр, имеющего статус горного отвода.

Кроме того ООО «Нарзан-Гидроресурсы» с 18.04.2019 по настоящее время не переоформлен горноотводной акт в связи с изменением геологической информации о недрах.

Технологическая схема разработки Северного фланга Центрального участка Кисловодского месторождения подземных вод разработана ООО «Нарзан-Гидроресурсы» и согласована Протоколом ЦКР Роснедр по МВП и ПС от 29.04.2020 № <…>, сроком действия до 31.12.2024.

Разработка Северного фланга Центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод ООО «Нарзан-Гидроресурсы» с 29.04.2020 по настоящее время осуществляется на основании указанной Технологической схемы.

В рамках натурного обследования, проведенного 14.05.2021, 15.05.2021 и 19.05.2021 установлено, что в нарушение технологической схемы разработки Северного фланга Центрального участка Кисловодского месторождения минеральных вод обвязка эксплуатационных скважин, расположение контрольно-измерительной аппаратуры не соответствует проектным разрешениям. Указанное является нарушением требований пп. 1 п. 7.3 условий пользования недрами к лицензии СТВ <…>.

ООО «Нарзан-Гидроресурсы» осуществляет деятельность в соответствии с разработанным в 2015 году проектом зон санитарной охраны скважин Северного фланга Центрального Кисловодского месторождения минеральных вод и утвержденного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае» 22.12.2015.

Управлением Роспотребнадзора по Ставропольскому краю от 01.02.2016 № <…> ООО «Нарзан-Гидроресурсы» выдано положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требований, установленных в проектной документации, государственном санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

ООО «Нарзан гидроресурсы» не обеспечено с 20.12.2018 по настоящее время согласование и экспертиза проекта округа горно-санитарной охраны.

Также ООО «Нарзан гидроресурсы» не ведется в полном объеме мониторинг подземных минеральных вод согласно сводному унифицированному регламенту (программе) производственного мониторинга гидрологического гидрохимического состояния участков кисловодского месторождения минеральных вод и технологической схемой.

Кроме того, ООО «Нарзан-Гидроресурсы» не обеспечивается наблюдение за радиационным состоянием подземных вод в наблюдательных скважинах.

Согласно п. 10.1 условий лицензии СТВ <…>, пользователь недр обязан осуществлять ведение мониторинга состояния недр в течение срока эксплуатации водозабора в соответствии с программой, согласованной в установленном порядке.

В 2020 году ООО «Нарзан-Гидроресурсы» утверждена программа производственного экологического мониторинга гидрологического и гидрогеохимического состояния Северного фланга Центрального участка Березовского участка Кисловодского месторождения на 2021-2025 годы. Программа производственного экологического мониторинга гидрогеологического и гидрогеохимического состояния Северного фланга Центрального участка Березовского участка Кисловодского месторождения направлена на согласование в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу 18.05.2021 (письмо от 18.05.2021 № <…>).

Вместе с тем, ООО «Нарзан-Гидроресурсы» не обеспечено согласование программы производственного экологического мониторинга Северного фланга Центрального участка Кисловодского месторождения на 2021-2025 годы и не предприняты меры с 01.01.2021 по 17.05.2021 по направлению данной программы на согласование в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу.

ООО «Нарзан-Гидроресурсы» не обеспечено в установленном порядке предоставление паспортов скважин № <…>, № <…> в территориальный фонд геологической информации, что является нарушением п. 9.1, п. 10 лицензии СТВ <…>.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 протокола об административном правонарушении от 30.07.2021 <…>, согласно которому указанному должностному лицу общества вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 указанного Кодекса установлены наличие события административного правонарушения, должностное лицо общества, допустившее пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Действия директора ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего отношения недропользования.

В настоящей жалобе заявитель указывает, что директор ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 необоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные доводы являлись предметом проверки в ходе производства по делу и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебном решении, принятом по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Исходя из диспозиции части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приведенных выше положений Закона о недрах, административная ответственность, предусмотренная указанной нормой, наступает в случае пользования владельцем лицензии недрами (одного или нескольких его видов, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и нарушения предусмотренных лицензией условий.

В ходе рассмотрения дела установлено, что должностным лицом - директором ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 допущено нарушение требований: статьи 7, пункта 1, пункта 2, пункта 7, пункта 10 части 2 статьи 22, статьи 23, статьи 23.2, пункта 5 статьи 24, статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»; пункта 12, подпункта «в» пункта 33 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 № 530 «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод»; подпункта «в» пункта 2, подпункта «г» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов»; пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 № 429 «Об утверждении Положения установлении и изменении границ участков недр, предоставленные пользование»; пункта 8, пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения»; пункта 17, пункта 18 Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 29.07.2015 № 770 (действующих до 31.12.2020), пункта 5, пункта 17 Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1465.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 31.08.2021 должностным лицом Росприроднадзора постановления № <…> о привлечении директора ООО «Нарзан-гидроресурсы» ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы должностного лица и судьи городского суда о виновности директора ООО «Нарзан-гидроресурсы» ФИО1 в совершении вменяемого правонарушения надлежащим образом мотивированы со ссылками на конкретные нормы закона и материалы дела.

В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Ненадлежащее исполнение организационно-распорядительных полномочий, которыми в силу занимаемой должности обладает ФИО1, повлекло обоснованное привлечение его к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Утверждения об отсутствии состава и события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводились в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и жалобы на постановление, были проверены и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в судебном решении.

Оснований для освобождения директора ООО «Нарзан-гидроресурсы» ФИО1 от административной ответственности не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Несогласие заявителя с выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судьей городского суда норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Административный штраф назначен директору ООО «Нарзан-гидроресурсы» ФИО1 в пределах санкции части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц в минимальном размере. Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не допущено.

Обстоятельств, которые могли повлечь отмену обжалуемых актов, по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу № <…> и решение судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 02 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 – оставить без изменения.

Жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 – оставить без удовлетворения.

Судья краевого суда А.С. Косолапова