ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-708/2022 от 10.08.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Супрунов В.М. дело № 7-708/2022

РЕШЕНИЕ

город Ставрополь 10 августа 2022 года

Судья Ставропольского краевого суда Косолапова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу № <…> и решение судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 02 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 № <…> должностное лицо – директор общества с ограниченной ответственностью «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 02 декабря 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, директор ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу акты, вынести по делу новое решение, которым постановление о назначении наказания отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что постановление должностного лица и решение судьи являются незаконными и необоснованными, вынесенными с существенными нарушениями административного законодательства.

Также вместе с жалобой директором ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу, которое мотивировано тем, что копия постановления судьи получена только 20.05.2022.

Согласно статье 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 17 июля 2012 года № 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 г. № 990-О-О, от 21 апреля 2011 г. № 465-О-О, от 21 июня 2011 г. № 749-О-О, от 29 сентября 2011 г. № 1066-О-О и др.).

Из материалов дела следует, что копию решения судьи от 02.12.2021 директор ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 получил 20.05.2022, что подтверждается копией почтового конверта (л.д. 168) и сведениями, размещенными на официальном сайте «Почта России» об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <…>.

Какие-либо доказательства, подтверждающие иную (более раннюю) дату получения директором ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 копии обжалуемого решения, в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенного, принимая во внимание осуществление принципа доступа граждан и юридических лиц к правосудию, гарантированного Конституцией Российской Федерации, судья приходит к выводу о том, что срок обжалования решения судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 02 декабря 2021 года директором ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 не пропущен и в восстановлении не нуждается. Жалобу директора ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 рассмотреть по существу.

В судебное заседание директор ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <…>.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие директора ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1

В судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление, ФИО2 просила постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Основные права и обязанности пользователя недр установлены статьей 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», в силу пункта 10 части 2 которой пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).

Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании приказа от 28.04.2021 № <…> и распоряжения от 02.04.2021 № <…> Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении ООО «Нарзан-Гидроресурсы» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом лицензионных соглашений, по результатам которой составлен акт проверки от 26.05.2021 № <…>.

В ходе проверки установлено, что ООО «Нарзан-Гидроресурсы» осуществляет добычу минеральных подземных вод на территории Ставропольского края на Березовском участке Кисловодском месторождения и Северном фланге Центрального участка Кисловодского месторождения.

Право пользования недрами, с целью разведки и добычи минеральных поземных вод для промышленного розлива на Северном фланге Центрального Кисловодского месторождения предоставлено ООО «Нарзан-гидроресурсы» на основании лицензии от 05.09.2008 № СТВ <…>.

Лицензия от 05.09.2008 № СTB <…> выдана Управлением по недропользованию по Ставропольскому краю, дата окончания действия лицензии 01.12.2036.

Участок представлен двумя площадями: Верхнеберезовская площадь включает одну эксплуатационную скважину № <…>, одну резервную скважину <…>, три наблюдательные скважины № <…>, № <…>, № <…>, а также одну наблюдательную скважину № <…> на четвертичный (грунтовый) горизонт; Нижнеберезовская площадь включает одиночную эксплуатационную скважину № <…>и наблюдательную скважину № <…>, каптирующую подземные воды на титонский водоносный горизонт.

На основании договора аренды недвижимого имущества от 01.01.2020 № <…> ООО «Нарзан-Гидроресурсы» предоставлены в аренду: земельный участок с кадастровым номером <…> общей площадью 1 290 кв.м, расположенный по адресу<…>; насосная скважина № <…> с сооружениями, общей площадью 32 кв.м, кадастровый номер <…>, расположенные по адресу: <…>.

На основании договора аренды недвижимого имущества от 01.01.2020 № <…> ООО «Нарзан-Гидроресурсы» предоставлены в аренду: земельный участок с кадастровым номером <…>общей площадью 4 290 кв.м, расположенный по адресу: <…>; здание насосной станции <…>, кадастровый номер <…> общей площадью 9 кв.м, расположенное по адресу: <…> ; скважина <…> с кадастровым номером <…>, расположенная по адресу: <…>.

На основании договоров аренды с <…> ООО «Нарзан-Гидроресурсы» арендует следующие здания, земельный участок: здание насосной станции скважины № <…> с сооружениями и земельный участок, расположенные по адресу: <…> (договор аренды недвижимого имущества № <…>от 01.01.2020); здания насосных станций скважин № <…>, № <…>, скважина № <…> и земельный участок, расположенные по адресу: <…> (договор аренды недвижимого имущества № 2<…> от 01.01.2020).

ООО «Нарзан-Гидроресурсы» осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных минеральных вод на основании Технологической схемы разработки Березовского участка Кисловодского месторождения в Предгорном районе, утвержденной протоколом заседания ЦКР Роснедр МПВ и ПС от 26.02.2019 № <…>.

ООО «Нарзан-Гидроресурсы» Управлением Ростехнадзора по Гтавропольскому краю выдан горноотводной акт № <…>от 29.01.2018, площадь проекции горного отвода составляет: верхняя площадь Березовского участка - 27,73 га, нижняя площадь Березовского участка составляет 21,11 га. Срок действия горноотводного акта до 01.12.2036.

В нарушение требований статьи 7, пункта 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» горноотводной акт № <…> от 29.01.2018 не приобщен к лицензии на пользо&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?

ООО «Нарзан-Гидроресурсы» не обеспечено до 31.12.2018 по настоящее время проведение геофизических исследований на скважине № <…>, чем нарушены пункт 14.1.3 условий лицензии СТВ <…>, пункты 1, 2, 9, 10 части 2 статьи 22, статья 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

В соответствии с заключением государственной комиссии ФБУ ГКЗ недропользователю необходимо произвести ремонт наблюдательной скважины № <…>.

Однако ООО «Нарзан-Гидроресурсы» не обеспечено проведение ремонтных работ наблюдательной скважины № <…>.

Разработка Березовского участка Кисловодского месторождения минеральных вод ООО «Нарзан-Гидроресурсы» с 26.02.2019 по настоящее время осуществляется на основании Технологической схемы разработки Березовского участка Кисловодского месторождения в Предгорном районе, утвержденном протоколом заседания ЦКР Роснедр МПВ и ПС от 26.02.2019 № <…>.

В рамках натурного обследования, проведенного 14.05.2021, 15.05.2021 и 19.05.2021, установлено, что в нарушение Технологической схемы разработки Березовского участка Кисловодского месторождения минеральных вод обвязка эксплуатационных скважин, расположение контрольно-измерительной аппаратуры не соответствует проектным решениям.

Кроме того ООО «Нарзан-Гидроресурсы» не обеспечено с 20.12.2018 по настоящее время согласование и экспертиза проекта округа горно-санитарной охраны, что является нарушением подпункта 2 пункта 7.2, пункта 10 условий лицензии СТВ <…>.

Также ООО «Нарзан-Гидроресурсы» не ведется в полном объеме мониторинг подземных минеральных вод согласно сводному унифицированному регламенту (программе) производственного мониторинга гидрологического и гидрохимического состояния участков Кисловодского месторождения минеральных вод и технологической схемой.

ООО «Нарзан-Гидроресурсы» не осуществляет наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод в наблюдательных скважинах.

Согласно пункту 10.1 условий лицензии СТВ <…>, пользователь недр обязан осуществлять ведение мониторинга состояния недр в течение срока эксплуатации водозабора в соответствии с программой, согласованной в установленном порядке.

В 2020 году ООО «Нарзан-Гидроресурсы» утверждена программа производственного экологического мониторинга гидрологического и гидрогеохимического состояния Северного фланга Центрального участка и Березовского участка Кисловодского месторождения на 2021-2025 годы. Программа производственного экологического мониторинга гидрогеологического и гидрогеохимического состояния Северного фланга Центрального участка Березовского участка Кисловодского месторождения направлена на согласование в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу 18.05.2021 (письмо от 18.05.2021 № <…>).

Вместе с тем, ООО «Нарзан-Гидроресурсы» не обеспечено согласование с уполномоченным органом программы производственного экологического мониторинга Березовского участка Кисловодского месторождения на 2021-2025 годы.

ООО «Нарзан-Гидроресурсы» не обеспечено в установленном порядке предоставление паспорта скважины № <…> в территориальный фонд геологической информации, что является нарушением пункта 9.1, пункта 10 лицензии СТВ <…>.

Также ООО «Нарзан-Гидроресурсы» не обеспечено в установленный законом срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу информационных отчетов о результатах мониторинга за 2020 год по Березовскому участку Кисловодского месторождения, что является нарушением пункта 11.1 лицензии СТВ <…>.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 протокола об административном правонарушении от 30.07.2021 № <…>, согласно которому указанному должностному лицу общества вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 указанного Кодекса установлены наличие события административного правонарушения, должностное лицо общества, допустившее пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Действия директора ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего отношения недропользования.

В настоящей жалобе заявитель указывает, что директор ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 необоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные доводы являлись предметом проверки в ходе производства по делу и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебном решении, принятом по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Исходя из диспозиции части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приведенных выше положений Закона о недрах, административная ответственность, предусмотренная указанной нормой, наступает в случае пользования владельцем лицензии недрами (одного или нескольких его видов, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и нарушения предусмотренных лицензией условий.

В ходе рассмотрения дела установлено, что должностным лицом - директором ООО «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 допущено нарушение требований: статьи 7, пунктов 1, 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 22, статьи 23, статьи 23.2, пункта 5 статьи 24, статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»; пункта 12, подпункта «в» пункта 33 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 № 530 «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод»; подпункта «в» пункта 2, подпункта «г» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94 «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов»; Приказ Федеральной службы государственной статистики от 17.09.2013 № 371 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за выполнением геолого-разведочных работ»; пункта 8, пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения».

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 31.08.2021 должностным лицом Росприроднадзора постановления № <…> о привлечении директора ООО «Нарзан-гидроресурсы» ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы должностного лица и судьи городского суда о виновности директора ООО «Нарзан-гидроресурсы» ФИО1 в совершении вменяемого правонарушения надлежащим образом мотивированы со ссылками на конкретные нормы закона и материалы дела.

В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Ненадлежащее исполнение организационно-распорядительных полномочий, которыми в силу занимаемой должности обладает ФИО1, повлекло обоснованное привлечение его к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Утверждения об отсутствии состава и события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводились в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и жалобы на постановление, были проверены и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в судебном решении.

Оснований для освобождения директора ООО «Нарзан-гидроресурсы» ФИО1 от административной ответственности не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Несогласие заявителя с выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судьей городского суда норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Административный штраф назначен директору ООО «Нарзан-гидроресурсы» ФИО1 в пределах санкции части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц в минимальном размере. Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не допущено.

Обстоятельств, которые могли повлечь отмену обжалуемых актов, по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу № <…> и решение судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от 02 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 – оставить без изменения.

Жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Нарзан-Гидроресурсы» ФИО1 – оставить без удовлетворения.

Судья краевого суда А.С. Косолапова