ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-70/18 от 03.10.2018 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Куликова Е.А.

Дело № 7-70/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по протесту на постановление судьи по делу об административном правонарушении

Судья суда Еврейской автономной области Кочев С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по протесту исполняющего обязанности прокурора Смидовичского района ЕАО С на постановление судьи Смидовичского районного суда ЕАО от 03.09.2018, вынесенное в отношении должностного лица - исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО Симонова А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением Смидовичского районного суда ЕАО от 03.09.2018 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении должностного лица - исполняющего обязанности главы администрации МО «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО Симонова А.С. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением суда, исполняющий обязанности прокурора Смидовичского района ЕАО С обратился в суд ЕАО с протестом, в котором просит отменить постановление суда, направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование протеста указывает, что постановление администрацией МО «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: <...>, принято без предварительного согласования, чем нарушены положения статей 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. По результатам проверки, 26.06.2018 в адрес администрации внесено представление об устранении нарушений закона. Вместе с тем, ответ администрации от 13.07.2018 о результатах рассмотрения представления содержит сведения о не удовлетворении представления прокурора района, что образует состав административного правонарушения по статье 17.7 КоАП РФ.

Отмечает, что если орган или должное лицо, в отношении которого вынесено представление, считает, что представление нарушает его права и свободы, создаёт препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе обратиться в суд с ответствующим заявлением. Судьёй районного суда при рассмотрении дела вопрос обжалования Симоновым А.С. представления прокурора от 26.06.2018, а также законность внесенного представления не исследовались.

Гражданином А выдержка из лицензии на пользование недрами, подтверждающая границы горного отвода (за исключением сведений, содержащих государственную <...>), выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице в администрацию не представлены. Администрация в порядке межведомственного информационного взаимодействия данные документы не запрашивала. Указывает, что данным обстоятельствам судом не дана надлежащая, правовая оценка, в связи с чем вывод суда об отсутствии в действиях должностного лица состава вменённого правонарушения является несостоятельным.

В судебное заседание прокурор Смидовичского района ЕАО, исполняющий обязанности главы администрации МО «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО Симонов А.С. не явились, о времени и месте рассмотрения протеста уведомлены надлежащим образом, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.

Согласно статье 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Статьёй 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трёх тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Из материалов дела следует, что в адрес исполняющего обязанности главы администрации МО «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО Симонова А.С. 26.06.2018 прокурором Смидовичского района Балаевым В.В. внесено представление № 7-45-2018 об устранении причин нарушений закона и условий, им способствующих (л.д. 11-14).

Согласно представлению прокурора постановление администрации МО «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО от 21.09.2017 № 1180 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного по адресу: <...>», принятое на основании обращения гражданина А об утверждении схемы расположения земельного участка, не соответствует положениям Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и Земельного кодекса Российской Федерации.

В представлении прокурор Смидовичского района требует:

- безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять действенные меры к устранению нарушений закона указанных в представлении;

- о дне и времени рассмотрения представления в обязательном порядке уведомить прокуратуру района предварительно по электронной почте с последующей отправкой почтовой связью с пометкой «уведомление о рассмотрении представления»;

- о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района письменно в установленный законом месячный срок, с приложением копий решений, принятых по настоящему представлению.

Из сообщения администрации МО «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО от 13.07.2018 № 768 следует, что представление прокурора рассмотрено, содержит сведения о несогласии с доводами прокурора, относительно допущенных администрацией нарушений федерального законодательства (л.д. 7).

Поскольку требования, изложенные в представлении прокурора, не были исполнены, то прокурором Смидовичского района принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - исполняющего обязанности главы администрации МО «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО Симонова А.С. по статье 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора).

Рассматривая материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица Симонова А.С. судья районного суда пришёл к выводу о том, что факт умышленного невыполнения Симоновым А.С. требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, не нашёл своего объективного подтверждения, прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Указанный вывод суда является преждевременным.

Неисполнение представления прокурора органом или должностным лицом, в адрес которых оно внесено, может послужить основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ, такое представление по своей правовой природе не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы.

Следовательно, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считает, что представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо возлагает на него незаконно какие-либо обязанности, то они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Если лицо не воспользовалось указанной процедурой защиты нарушенных прав и по факту неисполнения представления прокурора возбуждено дело об административном правонарушении по статье 17.7 КоАП РФ, то обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в представлении, возлагается на прокурора, а суду необходимо исследовать вопрос о законности и обоснованности внесенного представления, поскольку ответственность по статье 17.7 КоАП РФ наступает, лишь в случае неисполнения законных требований прокурора.

Согласно сообщению Смидовичского районного суда ЕАО от 01.10.2018 представление прокурора Смидовичского района от 26.06.2018 администрацией МО «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО в порядке административного судопроизводства не обжаловалось, следовательно, вопрос законности и обоснованности внесенного представления подлежал рассмотрению судьёй районного суда.

Однако, судьёй районного суда, при рассмотрении дела вопрос законности представления не исследовался, оценка законности акта прокурорского реагирования не была дана. При этом, как указано выше, ответ должностного лица Симонова А.С. не содержит данных об удовлетворении требований представления прокурора.

Вывод судьи районного суда о том, что вопрос законности и обоснованности действий должностного лица при принятии постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане может быть разрешён в порядке административного судопроизводства, нельзя принять во внимание, поскольку судье необходимо было проверить законность и обоснованность требований представления прокурора.

Указанным обстоятельствам судом первой инстанции не была дана надлежащая правовая оценка.

Изложенное выше в совокупности свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному его рассмотрению не приняты, приведенные выше обстоятельства должным образом не проверены.

Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истёк.

При таких обстоятельствах постановление судьи Смидовичского районного суда ЕАО от 03.09.2018, вынесенное в отношении должностного лица - исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО Симонова А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению в суд на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьёй 30.6, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление Смидовичского районного суда ЕАО от 03.09.2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Смидовичский районный суд ЕАО.

Протест исполняющего обязанности прокурора Смидовичского района ЕАО С считать удовлетворённым.

Судья суда ЕАО С.Н. Кочев