Судья: Половинко Н.А. Дело № 7-70/19
РЕШЕНИЕ
28 февраля 2019 года город Пенза
Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., при секретаре Старинском А.Ю., рассмотрев в судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу Солдатовой О.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области <данные изъяты> от 10 декабря 2018 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Пензы от 29 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Солдатовой О.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Пензенской области (далее -УФК по Пензенской области) <данные изъяты> от 10 декабря 2018 года главный бухгалтер Федерального казенного учреждения «Отдел по конвоированию Управления службы исполнения наказаний по Пензенской области» (далее - ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области) Солдатова О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Солдатова О.А. обратилась в Октябрьский районный суд города Пензы с жалобой, в которой содержится просьба об отмене постановления заместителя руководителя УФК по Пензенской области <данные изъяты> от 10 декабря 2018 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Пензы от 29 января 2019 года постановление заместителя руководителя УФК по Пензенской области <данные изъяты> от 10 декабря 2018 года оставлено без изменения, жалоба Солдатовой О.А. оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением заместителя руководителя УФК по Пензенской области <данные изъяты> от 10 декабря 2018 года и решением судьи Октябрьского районного суда города Пензы от 29 января 2019 года, Солдатова О.А. 11 февраля 2019 года обратилась в Пензенский областной суд с жалобой, в которой содержится просьба об отмене вышеуказанных процессуальных актов, прекращении производства по делу об административном правонарушении в виду его малозначительности.
Заявитель в жалобе указывает, что судьей районного суда дело было рассмотрено без всестороннего, полного и объективного исследования всех доказательств. Указывает на то, что обязанность получателя бюджетных средств отражать кредиторскую задолженность на первое число отчетного периода (месяц, квартал, год) возникает в случае невыплаты начисленных денежных средств в месяце, в котором они должны быть выплачены.
В дополнениях к жалобе, поданных в Пензенский областной суд 28 февраля 2019 года, Солдатова О.А. просит производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В возражениях на жалобу, поданных в Пензенский областной суд 28 февраля 2019 года, представитель УФК по Пензенской области по доверенности Боровикова Ж.В. просила обжалуемые процессуальные акты оставить без изменения, жалобу Солдатовой О.А. оставить без удовлетворения.
В судебном заседании Солдатова О.А. доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить в полном объеме.
Представители УФК по Пензенской области по доверенностям Боровикова Ж.В., Лавыгина Т.В. доводы жалобы не признали, просили в удовлетворении жалобы отказать, постановление заместителя руководителя УФК по Пензенской области <данные изъяты> от 10 декабря 2018 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Пензы от 29 января 2019 года оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, считаю доводы жалобы несостоятельными, а обжалуемые процессуальные акты мотивированными, законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
Согласно статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку.
Статья 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Материалами дела установлено, что Приказом № 277 от 02 августа 2018 года руководителя УФК по Пензенской области <данные изъяты>. «О проведении контрольного мероприятия» в отношении ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области была назначена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2016-2017 годы. Дата проведения контрольного мероприятия определена с 06 августа 2018 года по 29 августа 2018 года.
Согласно акту выездной проверки от 29 августа 2018 года, был выявлен факт административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом - главным бухгалтером ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области Солдатовой О.А., которая занимала данную должность в проверяемый период.
Требования к документальному оформлению назначения и проведения контрольных мероприятий, осуществляемых органами федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере, установлены на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2003 года № 1092 «Об осуществлении федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово - бюджетной сфере» (далее - Постановление № 1092) и Приказа Федерального казначейства от 01 марта 2017 № 39 «Об утверждении стандарта внутренней организации контрольного мероприятия «Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия» (далее -Приказ № 39).
Согласно пункту 29 Постановления № 1092 контрольное мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) о его назначении, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
На основании п. 4.8 Приказа № 39 подготовка и издание приказа органа Федерального казначейства о проведении контрольного мероприятия осуществляются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате Федерального казначейства, Инструкцией по делопроизводству в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденных приказами Федерального казначейства.
Руководителем проверочной (ревизионной) группы назначается федеральный государственный гражданский служащий структурного подразделения органа Федерального казначейства, ответственного за проведение контрольного мероприятия, наделенный правом составления протоколов об административных правонарушениях.
Руководителем проверочной группы, на основании приказа УФК по Пензенской области от 02 августа 2018 года № 277 была назначена главный контролер-ревизор контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Колгатина Е.В.
Согласно пункту 5.6.1. Приказа № 39 проведение выездной проверки (ревизии) состоит в проведении контрольных действий в отношении объекта контроля по месту нахождения объекта контроля и оформлении акта выездной проверки (ревизии) по форме, установленной приказом Федерального казначейства.
Руководитель проверочный (ревизионной группы) должен предоставить для ознакомления должностным лицам объекта контроля копию приказа о назначении выездной проверки и обеспечить предъявление удостоверений членами проверочной (ревизионной) группы в день начала контрольных действий на объекте контроля.
Приказ от 02 августа 2018 года № 277 «О проведении контрольного мероприятия» в ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области был предоставлен должностному лицу объекта контроля - врио начальника ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области капитану внутренней службы <данные изъяты> 06 августа 2018 года, о чем имеется собственно ручная отметка и подпись <данные изъяты> на приказе от 02 августа 2018 года № 277.
Положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к рассматриваемым правоотношениям (контроль и надзор в финансово - бюджетной сфере) на основании пункта 3 части 3.1 статьи 1 указанного закона не применяются.
Материалами дела установлено, что при представлении бюджетной отчетности ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области за 2016 год было допущено предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчетности, которое выразилось в неотражении в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД. <данные изъяты>) по строке 490 «Расчеты по принятым обязательствам» (счет <данные изъяты>), в графе 8 и в графе 9 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма по ОКУД <данные изъяты>) кредиторской задолженности в сумме <данные изъяты> рублей.
Кредиторская задолженность сформировалась, вследствие возникновения обязательств у ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области по выплате компенсации за наем жилья за декабрь 2016 года в общей сумме <данные изъяты> руб. сотрудникам ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области - младшему инспектору <данные изъяты>., юрисконсульту <данные изъяты>., инспектору-кинологу <данные изъяты>., младшему инспектору по конвоированию <данные изъяты>.
Солдатовой О.А., как должностному лицу, вменено в качестве нарушения неотражение в бюджетной отчетности кредиторской задолженности, которая представляет собой возникшую обязанность по выплате денежной компенсации за наем жилья сотрудникам ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области за декабрь 2016 года.
Для того, чтобы у ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области в январе 2017 года возникла обязанность по выплате указанной компенсации за декабрь 2016 года необходимо, чтобы у конкретных сотрудников ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области возникло право на получение указанной компенсации, которое возникает на основании статьи 8 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ и приказов начальника ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области о назначении указанной выплаты с указанием конкретного размера и периода выплаты такой выплаты.
Возникновение права на получение денежной компенсации за наем жилья, влечет за собой возникновение обязательств у ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области по выплате указанной компенсации.
Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Таким образом, по состоянию на 01 января 2017 года у ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области возникло расходное обязательство по выплате денежной компенсации за наем жилья сотрудникам за декабрь 2016 года и основанием для выплаты указанной компенсации в январе 2017 года явилось то, что сотрудникам на основании приказов ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области была назначена указанная выплата.
Период выплаты такой компенсации включает и декабрь 2016 года. К моменту составления и предоставления бюджетной отчетности за 2016 год декабрь 2016 года истек и по состоянию на 01 января 2017 года приказы ФКУ ОК УФСИН об отмене или изменении выплаты денежной компенсации в отношении сотрудников ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области, которые могли бы свидетельствовать об отсутствии расходных обязательств, не издавались.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 191н бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, финансового органа, органа казначейства, органа, осуществляющего кассовое обслуживание.
На основании пункта 26 должностной инструкции главного бухгалтера ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области подполковника внутренней службы Солдатовой О.А., утвержденной начальником ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области 10 августа 2016 года, в обязанности Солдатовой О.А. входило составление баланса, обеспечение составления статистической отчетности и предоставление их в установленном порядке в соответствующие органы.
Таким образом, Солдатова О.А. на момент предоставления бюджетной отчетности ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области за 2016 год являлась уполномоченным должностным лицом, ответственным за составление и предоставление такой отчетности.
Согласно абзацу 5 пункта 7 раздела I «Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», утвержденной приказом Минфина РФ от 28 декабря 2010 года № 191н, установлено, что в целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом в рамках формирования его учетной политики.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Согласно п. 92 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина РФ № 191 н отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) (далее в целях настоящей Инструкции - Отчет (ф. 0503121) составляется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета и содержит данные о финансовых результатах его деятельности в разрезе кодов КОСГУ по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
Поскольку, предоставленная отчетность является недостоверной, в ней не отражена кредиторская задолженность, образовавшаяся за декабрь 2016 года в части принятых обязательств по выплате денежной компенсации за наем жилых помещений сотрудникам ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области Солдатовой О.А. совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что денежная компенсация выплачивается по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц, из чего следует, что указанная денежная компенсация за наем жилого помещения за истекший период должна быть начислена и выплачена сотрудникам одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц, а именно в январе 2017 года за декабрь 2016 года.; что обязанность получателя бюджетных средств отражать кредиторскую задолженность на 1 число отчетного периода (месяц, квартал, год) возникает в случае невыплаты начисленных денежных средств в месяце, в котором они должны быть выплачены, не принимаю во внимание, поскольку не исключают состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку предоставленная отчетность является недостоверной, в ней не отражена кредиторская задолженность, образовавшаяся за декабрь 2016 года в части принятых обязательств по выплате денежной компенсации за наем жилых помещений сотрудникам ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области.
В рассматриваемом случае административное наказание назначено Солдатовой О.А. как должностному лицу с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц (10 000 рублей), оно соразмерно совершенному деянию и об избыточном государственном принуждении не свидетельствует.
Доводы жалобы, поданной в Пензенский областной суд, о том, что данное правонарушение является малозначительным, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует, каких-либо негативных последствий не наступило, считаю несостоятельными.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, однако данное решение является правом, а не обязанностью суда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в Постановлении от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», что малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность привлекаемого к ответственности лица не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении главного бухгалтера ФКУ ОК УФСИН по Пензенской области Солдатовой О.А. к исполнению своих публично-правовых обязанностей в области соблюдения бюджетного законодательства.
Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения судьей районного суда, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права ни должностным лицом административного органа, ни судьей районного суда допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
С учетом изложенного, постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области <данные изъяты> от 10 декабря 2018 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Пензы от 29 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Солдатовой О.А. подлежат оставлению без изменения, жалоба Солдатовой О.А. подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Пензенской области <данные изъяты> от 10 декабря 2018 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Пензы от 29 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Солдатовой О.А. оставить без изменения, жалобу Солдатовой О.А. оставить без удовлетворения.
Судья