ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-710/17 от 16.08.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-710/2017

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 16 августа 2017 года

Судья Ленинградского областного суда Рябинин К.В.,

при секретаре Степановой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя ТСЖ «Рощино – корпус 3» Кудрявцевой Татьяны Игоревны на постановление и.о. начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением и.о. начальника Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ председатель ТСЖ «Рощино - корпус 3» Кудрявцева Т.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление изменено в части исключения из постановления указания на виновность в нарушении п.14 ст.4 Федерального закона №103-ФЗ ТСЖ «Рощино – корпус 3» как платежного агента, в остальной части указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе председатель ТСЖ «Рощино – корпус 3» Кудрявцева Т.И. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что товарищество в данном случае не является платежным агентом и поставщиком услуг, поскольку оно осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, в связи с чем, на ТСЖ «Рощино – корпус 3» не обязано иметь специальный банковский счет при приеме платежей.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав Кудрявцеву Т.И., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ч.1 ст.3 Федерального закона № 103-ФЗ).

Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц (ч.2 ст.4 Федерального закона № 103-ФЗ).

Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (ч.18 ст.4 Федерального закона № 103-ФЗ).

Материалами дела установлено, что уставным видом деятельности ТСЖ «Рощино - корпус 3» является управление эксплуатацией жилого фонда.

ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Рощино - корпус 3» и ФГУП «Почта России» заключили агентский договор по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги от физических лиц и перечисления денежных средства за вычетом вознаграждения на расчетный счет заказчика. Согласно выписке банка о движении денежных средств на счетах налогоплательщиков, платежи от населения за коммунальные услуги, принятые платежным агентом ФГУП «Почта России» ДД.ММ.ГГГГ на основании договора со специального банковского счета платежного агента перечислены на расчетный счет ТСЖ «Рощино - корпус 3», не являющийся специальным банковским счетом, что является нарушением ч.18 ст.4 Федерального закона № 103-ФЗ.

Таким образом, ФГУП «Почта России» являлось платежным агентом в смысле, придаваемом этому понятию в статье 2 Федерального закона N 103-ФЗ, и в проверяемый период перечислило на расчетный счет ТСЖ «Рощино - корпус 3», не являющийся специальным банковским счетом.

Проверка законности и обоснованности постановления должностного лица и решения судьи показывает, что выводы о нарушении ФИО1 как руководителем ТСЖ «Рощино - корпус 3» ч.18 ст.4 Федерального закона № 103-ФЗ и о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.1 КоАП РФ, основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что в соответствии с действующим законодательством ТСЖ «Рощино - корпус 3» при осуществлении расчетов с физическими лицами через ФГУП «Почта России» не является поставщиком услуг и в связи с этим не обязано зачислять получаемые денежные средства на специальный счет, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 103-ФЗ установлено понятие поставщика, которым, в частности, признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ «Рощино - корпус 3» является получателем платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также платы за коммунальные услуги в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.

С учетом того, что товарищество является юридическим лицом, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, такая организация для целей Закона N 103-ФЗ признается поставщиком услуг.

В связи с тем, что ТСЖ «Рощино - корпус 3» является постановщиком услуг, в силу ч.18 ст.4 Федерального закона № 103-ФЗ при приеме платежей у платежного агента (ФГУП «Почта России») оно обязано было использовать специальный банковский счет.

Установленные законом порядок и сроки привлечения председателя ТСЖ «Рощино – корпус 3» ФИО1 не нарушены.

Существенных нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены оспариваемых постановления и решения, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление и.о. начальника ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу председателя ТСЖ «Рощино – корпус 3» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Судья: Петров Р.Ю.