Дело № 7-711/2021 Судья: Гафарова А.П.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 01 сентября 2021 года
Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <данные изъяты> акционерного общества работников «Народное предприятие «Челябинское рудоуправление» ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области – главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО1 от 11 мая 2021 года № 316-2021 и решение судьи Увельского районного суда Челябинской области от 25 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 КоАП РФ, в отношении акционерного общества работников «Народное предприятие «Челябинское рудоуправление»
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области – главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО1 от 11 мая 2021 года № 316-2021 АОр «Народное предприятие «Челябинское рудоуправление» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Увельского районного суда Челябинской области от 25 июня 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе в Челябинский областной суд, <данные изъяты> АОр «Народное предприятие «Челябинское рудоуправление» ФИО2 просит постановление и решение отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что требования СанПиН 2.1.4.1110-02 на скважины не распространяются, поскольку лицензия выдана исключительно на добычу подземных вод для технологического водоснабжения предприятия, а не для источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Нахождение нерабочего железного оборудования на участке размещений водозаборных скважин не является нарушением лицензии, данное оборудование ошибочно отнесено к отходам производства. Отнесение продукции к отходам без исследования вопроса об утрате потребительских свойств недопустимо. Управлением не проводились лабораторные исследования, не привлечены эксперты, не доказан факт именно размещения отходов, запрет на нахождение оборудования в указанном месте не установлен. Не установлена причинно-следственная связь.
Законный представитель, защитник АОр «НП ЧРУ», Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора в Челябинский областной суд в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, ходатайств об отложении не представили. На основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 8.9 КоАП РФ нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 59 Водного кодекса РФ от 30 июня 2006 года № 74-ФЗ физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.
Согласно пп. 11 статьи 23 Закона РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр являются предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.
Пунктом 10 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства № 94 от 11 февраля 2016 года, проектирование и устройство наблюдательных скважин, производство наблюдений за состоянием подземных вод и лабораторный контроль качества подземных вод осуществляются пользователями недр и (или) иными лицами, которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты, являющееся потенциальными источниками загрязнения и (или) истощения запасов подземных вод;
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона РФ № 2395-1 от 21 февраля 1992 года «О недрах» недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией и соблюдения законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технического проекта, планов или схем развития горных работ и иной документации в процессе всех видов пользования недрами.
Как следует из статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в частности, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса РФ № 74-ФЗ от 03 июня 2006 года для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Часть 3 статьи 43 Водного кодекса РФ порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Согласно части 5 статьи 18 Водного кодекса РФ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Из положений статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Условиями пользования недрами предусмотрено, что пользователь недр обязан соблюдать требования законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов по технологии ведения работ, связанных с пользованием недр. Соблюдать требование технического проекта и технической документации, предотвращать загрязнение недр при проведении всех видов работ, недопущение загрязнения недр при добыче подземных вод и сбросов сточных вод, а также недопущение размещение отходов производства и потребления в границах предоставленного горного отвода.
Неприятие недропользователем мер к охране подземных вод создает угрозу их загрязнения подземных водных ресурсов на территории указанного района.
Материалами дела усыновлено, что АОр «НП «ЧРУ» осуществлялось пользование недрами месторождения Бугристое на основании Лицензии ЧЕЛ 01817 ВЭ на право пользования недрами от 07 марта 2006 года. Предприятием разработан и утвержден Проект водозабора участка Бугристого. Проект водозабора составлен для проведения разработки Бугристого месторождения подземных вод и содержит мероприятия по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а так же ликвидации последствий указанных процессов.
Лицензия ЧЕЛО 01817 ВЭ от 07 марта 2006 года, на основании которой был разработан водозаборный проект, аннулирована, по причине отказа владельца от лицензии и прекратила свое действие 18 июня 2013 года.
Новая лицензия на пользование недрами ЧЕЛ 02633 ВЭ предоставлена АОр «НП ЧРУ» с целью добычи подземных вод водозаборными скважинами № 2892-75, № 4735-81, № 6121-89 на Бугристом месторождении для технологического водоснабжения предприятия. Срок действия лицензии с 03 июля 2013 года до 01 января 2030 года. Лицензионный участок предоставлен в пользование в виде двух участков недр со статусом горного отвода с уточненными границами общей площадью 2,43 га, с угловыми точками 1-4 и 1-4,1, максимальной глубиной 100,0 м. от поверхности земли.
По результатам плановой выездной проверки, установлено, что в ходе осмотра территории, принадлежащей АОр «НП «ЧРУ», выявлено нарушение на промышленной площадке – участок Бугристый, где располагаются водозаборные скважины № 2892-75, № 4735-81, № 6121-89, которое заключается в том, что территория первого пояса зоны санитарной охраны располагается на расстоянии 50 м., частично ограждена забором, что согласно санитарно-эпидемиологического заключения № К-3/20-801 от 26 марта 2001 года, является нарушением мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов. Также на территории находится старое нерабочее железное оборудование, нахождение которого не допустимо на участке размещения водозаборных скважин.
В связи с указанными обстоятельствами АОр «НП «ЧРУ» привлечено к административной ответственности по статье 8.9 КоАП РФ.
Факт совершения юридическим лицом АОр «АОр «ЧРУ» административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым должностным лицом при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вина АОр «НП «ЧРУ» в совершении административного правонарушения также подтверждается материалами дела об административном правонарушении № 316/2021: протоколом № 316-2021 об административном правонарушении в отношении АОр НП «ЧРУ», актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № 97 от 19 февраля 2021 года с фототаблицей к нему, приказом № 97 от 19 января 2021 года о проведении плановой выездной проверки, приказом № 340 от 05 марта 2021 года о внесении изменений в приказ № 97 от 19 января 2021 года о проведении плановой выездной проверки, актом проверки № 97/340 от 16 марта 2021 года.
Таким образом, выводы должностного лица и судьи о доказанности вины АОр «НП «ЧРУ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ, являются правильными и сделаны с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Позиция подателя жалобы о том, что требования СанПиН 2.1.4.1110-02 на скважины не распространяются, поскольку лицензия выдана исключительно на добычу подземных вод для технологического водоснабжения предприятия, а не для источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, подлежит отклонению, поскольку он уже был рассмотрен судьей районного суда.
В рассматриваемом деле об административном правонарушении нарушение норм СанПиН 2.1.4.1110-02 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы не вменено АОр «НП «ЧРУ».
Для привлечения ответственности по статье 8.9 КоАП РФ необходимо не только установить факт нарушения требований по охране недр, но и доказать причинно-следственную связь между данным нарушением правил охраны недр и возможностью наступления неблагоприятных последствий, указанных в диспозиции статьи 8.9 КоАП РФ.
В постановлении Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) установило, каким образом изложенные в материалах дела обстоятельства могут привести к загрязнению недр и гидроминеральных ресурсов. Причинно-следственная связь материалами дела подтверждается: фототаблицей к акту проверки, на которой зафиксировано оборудование, в не рабочем состоянии, а также частичное отсутствие ограждений на расстоянии 50 м. от водозаборных скважин.
Следовательно, то обстоятельство, что требования СанПиН 2.1.4.1110-02 на скважины не распространяются, поскольку лицензия выдана исключительно на добычу подземных вод для технологического водоснабжения предприятия, а не для источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, в данном случае не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Ссылка подателя жалобы, что отнесение продукции к отходам без исследования вопроса об утрате потребительских свойств недопустимо, поскольку нахождение нерабочего железного оборудования на участке размещений водозаборных скважин не является нарушением лицензии, данное оборудование ошибочно отнесено к отходам производства, несостоятельна.
Согласно пп. 11 статьи 23 Закона РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр являются предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.
Согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела, в том числе акту проверки и фототаблице, на участке находится неработающее железное оборудование, нахождение которого на данной территории не допускается.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, и соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции статьи 8.9 КоАП РФ.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 КоАП РФ, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления судьи по делу об административном правонарушении, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Челябинского областного суда
Р Е Ш И Л:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области – главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО1 от 11 мая 2021 года № 316-2021 и решение судьи Увельского районного суда Челябинской области от 25 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 КоАП РФ, в отношении акционерного общества работников «Народное предприятие «Челябинское рудоуправление» оставить без изменения, жалобу <данные изъяты> акционерного общества работников «Народное предприятие «Челябинское рудоуправление» ФИО2 – без удовлетворения.
Судья А.А. Жуков