ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-711/2022 от 13.07.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 7-711/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 13 июля 2022 года

Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Карпушенко Е.М. на решение судьи Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 12 мая 2022 года, постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл 52 № П-04-26/22 от 27 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Карпушенко ФИО9

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл 52 № П-04-26/22 от 27 января 2022 года Карпушенко Е.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

Решением судьи Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 12 мая 2022 года постановление административного органа от 27 января 2022 года оставлено без изменения, а жалоба Карпушенко Е.М. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, Карпушенко Е.М. выражает несогласие с постановлением административного органа от 27 января 2022 года и решением судьи, просит отменить их за незаконностью, ссылаясь на процессуальные нарушения, допущенные при проведении проверки, истечение срока давности привлечения к административной ответственности, а также малозначительность правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Карпушенко Е.М. и ее защитника Кисляковой И.С., поддержавших доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст. 13 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

На основании ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Карпушенко Е.М. в период с 26.12.2018 по 26.07.2021 являлась долевым сособственником земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 545716 кв.м, расположенного по адресу: [адрес] примерно в 2,16 км по направлению на восток от н.п.Маргуша, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного использования.

Приказом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республики Марий Эл № 537-оод от 12.05.2020 был утвержден план-график проведения административных обследований объектов земельных отношений на территории Дальнеконстантиновского, Арзамасского и Кстовского районов Нижегородской области в мае 2020г. В соответствии с данным план-графиком объектами обследования являлись земельные участки, в т.ч. с кадастровым номером [номер].

Согласно заданию на проведение административного обследования объектов земельных отношений №9 от 14.05.2020 государственному инспектору отдела государственного земельного надзора ФИО8 поручено проведение административного обследования, в том числе земельного участка с кадастровым номером [номер] с 15.05.2020 по 27.05.2020.

Актом административного обследования объекта земельных отношений от 14.05.2020 № 186 выявлено наличие признаков невыполнения долевыми собственниками земельного участка ФИО6 и Карпушенко Е.М. установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от зарастания деревьями.

На всей площади участка усматриваются признаки зарастание одиночными деревьями.

По результатам рассмотрения акта административного обследования от 14.05.2020 № 186 вынесено мотивированное представление от 25.05.2021 о разрешении проведении внеплановой выездной проверки в отношении Карпушенко Е.М. (земельный участок с кадастровым номером [номер].

31.05.2021 вынесен приказ № 1213-ООД о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Карпушенко ФИО10 (место нахождения объекта земельных отношений: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, земельный участок с кадастровым номером [номер]), установлен срок проведения проверки с 18.06.2021 по 15.07.2021. Лица, уполномоченные на проведение проверки: ФИО7 – старший государственный инспектор отдела государственного земельного надзора; ФИО8 - государственный инспектор отдела государственного земельного надзора.

О проведении внеплановой выездной проверки Карпушенко Е.М. была уведомлена телеграммой по месту жительства: [адрес], однако адресат по извещению за телеграммой не явился.

В период с 18.06.2021 по 14.07.2021 должностными лицами Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл ФИО7 – старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора; ФИО8 - государственным инспектором отдела государственного земельного надзора проведена внеплановая выездная проверка на земельном участке с кадастровым номером [номер], общей площадью 545716 кв.м, расположенного по адресу: [адрес] примерно с 2,16 км по направлению на восток от н.п.Маргуша, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования - для сельскохозяйственного использования. По результатам проверки сотрудником Управления был составлен акт проверки от 14.07.2021 № 1213, согласно которому:

18.06.2021 года с 10 час. 20 мин, до 11 час. 10 мин, проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером [номер] общей площадью 545716 кв. м местоположение: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир н.п. Маргуша.Участок находится примерно в 2.16 км, по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: обл. Нижегородская р-н Дальнеконстантиновский СПК "Маргуша" участок [номер] категории сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: Для сельскохозяйственного производства.

Земельный участок находится в долевой собственности Карпушенко ФИО11, (доля в праве 1/4). Номер и дата государственной регистрации права: [номер] от 26.12.2018.

При осмотре установлено: на всей площади земельного участка длительное время долевым собственником не выполняются требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно не выполняются требования и обязательные мероприятия (агротехнические, агрохимические, фитосанитарные). направленные на защиту земель сельскохозяйственного назначения от зарастания деревьями и сорными растениями.

В результате земельный участок на всей площади 545716 кв. м зарос деревьями (берёзы, сосны высотой свыше 1,5 м) и сорными растениями (хвощ полевой, чернобыльник обыкновенный, тысячелистник обыкновенный).

Земельный участок на всей площади не используется для сельскохозяйственной деятельности. Признаков ведения сельскохозяйственного производства, использования земельного участка в сельскохозяйственных целях, а так же осуществления иной деятельности связанной с сельскохозяйственным производством (выращивание сельскохозяйственных культур и обработки почвы, работы по закладке, выращиванию, уходу за многолетними плодовыми и ягодными культурами и уборки их урожая, работы по возделыванию и уборке однолетних и многолетних трав (сенокошение, заготовка зеленых, сочных и грубых кормов, разведению и (или) выпасу сельскохозяйственных животных) на земельном участке не установлено.

Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения Карпушенко Е.М. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, о чем заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл вынесено постановление 52 № П-04-26/22 от 27 января 2022 года.

Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, судья районного суда пришел к выводу, что каких-либо процессуальных нарушений при его вынесении допущено не было, факт совершения Карпушенко Е.М. административного правонарушения подтвержден совокупностью исследованных доказательств, правильность которых сомнений не вызывает, а потому жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Между тем, состоявшееся по делу постановление административного органа и решение судьи нельзя признать законным и обоснованным ввиду существенного нарушения процессуальных требований КоАП РФ, что выразилось в следующем.

Порядок осуществления государственного земельного надзора в период 2020 года по 01 июля 2021 года был закреплен в ст. ст. 71 - 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 4 п. 5 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент проведения административного обследования земельного участка Карпушенко Е.М.) установлено, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.

В соответствии с подп. 2 п. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент проведения административного обследования земельного участка Карпушенко Е.М.) выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, может служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Пунктом 3 ст. 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацем вторым пункта 8 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года № 251, (в редакции, действующей на момент проведения административного обследования земельного участка Карпушенко Е.М.) определено, что в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ установление в ходе обследования земельного участка достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, является самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Как усматривается из акта административного обследования объекта земельных отношений № 186 от 14 мая 2020 года, земельный участок с кадастровым номером [номер] на всей площади зарос одиночно стоящими деревьями, следовательно, усматриваются признаки невыполнения долевыми собственниками, в том числе Карпушенко Е.М. (доля в праве ?) установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от зарастания деревьями, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ составляет 1 год.

Таким образом, событие правонарушения было установлено в ходе проведения обследования данного участка, по результатам которого составлен акт административного обследования объекта земельных отношений № 186 от 14 мая 2020 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начал исчисляться с 14 мая 2020 года и истек 14 мая 2021 года, поскольку при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (с 14 мая 2020 года).

Такой вывод согласуется с положениями п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При этом согласно материалам дела, мотивированное представление с просьбой принять решение о проведении в соответствии с п.п. 2 п. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации (редакция, действующая на момент установленных событий) внеплановой выездной проверки в отношении Карпушенко Е.М., в деянии которой фактически уже было установлено событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, вынесено только 25 мая 2021 года, то есть, спустя год, и осмотр земельного участка произведен 18 июня 2021 года, по результатам которого вынесено постановление от 27 января 2022 года.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что постановление о привлечении Карпушенко Е.М. к административной ответственности вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.

Из системного толкования положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ во взаимосвязи с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, решение судьи Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 12 мая 2022 года, постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл 52 № П-04-26/22 от 27 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Карпушенко Е.М., подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения Карпушенко Е.М. к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 12 мая 2022 года, постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл 52 № П-04-26/22 от 27 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Карпушенко ФИО12, – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Судья областного суда Д.В. Шелудяков