ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-712/2019/12-282/19 от 30.04.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Шестакова Н.В.

Дело № 7-712/2019 / 12-282/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 30 апреля 2019 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аспинская средняя общеобразовательного школа» в лице законного представителя – и.о. директора ФИО1 на постановление судьи Ординского районного суда Пермского края от 14.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица,

у с т а н о в и л а:

08.02.2019 ведущим начальником отдела федерального государственного контроля качества образования управления надзора в сфере образования управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Пермского края в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аспинская средняя общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Аспинская СОШ») составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Согласно протоколу в результате проведенной с в период с 07.02.2019 по 08.02.2019 плановой выездной проверки соблюдения МБОУ «Аспинская СОШ», осуществляющего образовательную деятельность по адресам: <...> обязательных требований законодательства в области образования, установлено, что в Учреждении отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, в которых ведется образовательная деятельность, по адресу: <...>, чем нарушены требования пп. «ж» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.

Постановлением судьи Ординского районного суда Пермского края от 14.03.2019 МБОУ «Аспинская СОШ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, законный представитель МБОУ «Аспинская СОШ» ФИО1 просит об изменении постановления путем назначения административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, применив ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ. Указывает на отсутствие негативных последствий выявленного нарушения, осуществление деятельности в интересах детей, принятие мер к устранению нарушений закона, отсутствие в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год предусмотренных денежных средств на уплату штрафа.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель ФИО1, защитник по доверенности ФИО2 жалобу поддержали.

Представитель Министерства образования и науки Пермского края ФИО3 полагала жалобу не подлежащей удовлетворению.

Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, судья краевого суда приходит к следующему.

Часть 3 ст. 19.20 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно примечанию к указанной статье, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. «а-д», «ж-к» п. 6 и пп. «б, д, е» п. 7 названного Положения.

Подпункт «ж» п. 6 приведенного Положения требует наличие в соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

На основании ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое заключение - это документ, выдаваемый в установленных данным Федеральным законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.

Выдача санитарно-эпидемиологических заключений является государственной услугой, оказываемой Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и носит заявительный характер. В п.18 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775 определено, что для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган) заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по установленной форме, а также результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, в период с 07.02.2019 по 08.02.2019 на основании приказа исполняющего обязанности заместителя министра, начальника управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Пермского края от 22.01.2019 № СЭД-26-21-07-20, в отношении МБОУ «Аспинская СОШ» проведена выездная плановая проверка в рамках федерального государственного контроля качества образования, федерального государственного надзора в сфере образования и лицензионного контроля.

В результате проведенной проверки установлено, что МБОУ «Аспинская СОШ» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 08.10.2018 № 6181, согласно которой Учреждение осуществляет деятельность по адресам: <...>; <...>. В нарушение пп. «ж» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности в Учреждении отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, в которых ведется образовательная деятельность по адресу: <...>.

Указанное нарушение отражено в акте проверки от 08.02.2019 №43.

Факт совершения МБОУ «Аспинская СОШ» вменяемого административного правонарушения подтверждается помимо указанного акта имеющимися в материалах дела доказательствами: лицензией на осуществление образовательной деятельности от 08.10.2018 № 6181; предписанием от 08.02.2019 №43; санитарно-эпидемиологическим заключением от 24.01.2005 №59.17.05.000.М.000364.01.05 в отношении МОУ «Аспинская СОШ» (<...>) сроком действия до 24.01.2010; иными материалами дела. Отсутствие соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения на момент проведения проверки не оспаривается стороной защиты.

Вывод судьи о наличии в действиях МБОУ «Аспинская СОШ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались и судьей районного суда и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах настоящего дела доказательства, подтверждающие тот факт, что МБОУ «Аспинская СОШ» в ходе осуществления образовательной деятельности приняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований не представлено, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Учреждения реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер, в то время как пункт 6 действующего в настоящее время постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») в обязательном порядке предусматривает наличие такого заключения у лицензиата, относя его отсутствие к грубым нарушениям лицензионных требований.

Несмотря на то, что с 2013 года обязательность наличия такого заключения у лицензиата, осуществляющего образовательную деятельность, является обязательным, Учреждением мер, направленных на его получение, не произведено, доказательств обратного не представлено.

Административное наказание назначено МБОУ «Аспинская СОШ» в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ для юридических лиц, с учетом имущественного и финансового положения юридического лица, которое является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является Уинский муниципальный район Пермского края.

В соответствии с ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В данном случае такие исключительные обстоятельства, которые бы позволили применить положения данной нормы, не установлены. Доказательства соответствующего имущественного и финансового положения Учреждения не представлены. Отсутствие в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год денежных средств, предусмотренных на уплату административных штрафов, обстоятельством, которое бы послужило основанием для снижения административного штрафа в соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Относительно доводов об отсутствии каких-либо вредных последствий, то согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства. То есть только нарушения, влекущие за собой возникновение указанной угрозы, могут быть квалифицированы в положении о лицензировании как грубые.

Таким образом, квалификация положением о лицензировании конкретного нарушения лицензионных требований в качестве грубого, предполагает наличие вредных последствий такого нарушения.

Факт наличия в деятельности МБОУ «Аспинская СОШ» нарушений пп. «ж» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности установлен судьей районного суда, а в соответствии с п. 9 данного Положения такие нарушения признаются грубыми, что свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных правоотношений.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении МБОУ «Аспинская СОШ» допущено не было.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление судьи Ординского районного суда Пермского края от 14.03.2019 оставить без изменения, жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аспинская средняя общеобразовательная школа» - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись