ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-715/2016 от 08.09.2016 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 08 сентября 2016 года № 7-715/2016

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Чистякова С.В. при секретаре Корепиной Е.Л., рассмотрев жалобу начальника Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области ФИО1 на решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 20.07.2016, которым постановление заместителя Губернатора Вологодской области, начальника Департамента финансов Вологодской области ФИО2 от 07.12.2015 №... по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения,

установила:

постановлением заместителя Губернатора Вологодской области, начальника Департамента финансов Вологодской области ФИО2 от 07.12.2015 №... начальник Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, ФИО1 обратился с жалобой в суд, просил постановление должностного лица отменить, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 не присутствовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Защитник ФИО1 по ордеру адвокат Сапунова Т.А. в судебном заседании жалобу поддержала по основаниям, изложенным в жалобе и дополнению к ней.

Представитель Департамента финансов Вологодской области по доверенности ФИО3 с жалобой не согласился.

Судом принято приведенное решение.

В жалобе ФИО1 просит решение судьи отменить, принять новое решение об отмене постановления должностного лица, указывая на отсутствие в материалах дела доказательств нарушения условий предоставления субсидий, ввиду чего отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ; вопрос о включении в число участников программы и предоставлении субсидий отнесен к компетенции комиссии, а не начальника Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, ввиду чего ФИО1 не может являться субъектом указанного административного правонарушения; заключение нескольких договоров прямо предусмотрено пунктом 3.9 Положения о предоставлении субсидий, действия по заключению договора являются механизмом, а не условием предоставления субсидий; нарушение, выразившееся в неосуществлении должного контроля за предоставлением субсидий не подтверждено материалами дела, кроме того, осуществление контроля не является условием предоставления субсидий; срок давности привлечения к ответственности следует исчислять со дня принятия решения о включении ООО «Вологодская ягода» в число участников программы с 24.10.2013, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности истек 24.10.2015.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ФИО1 адвоката Сапунову Т.А., представителя Департамента финансов Вологодской области ФИО4, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в числе прочего положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Согласно подпункту 3.1 пункта 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению соблюдения получателями субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В соответствии с Положением о Департаменте сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2009 № 2114 Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (до 01.01.2014 – Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области, далее также Департамент) в числе прочих осуществляет полномочия главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств областного бюджета в соответствии с законами области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1222 утверждена государственная подпрограмма «Создание и развитие логистических центров в Вологодской области на 2013-2020 годы» (далее – Подпрограмма).

Постановлением Правительства Вологодской области от 09.09.2013 № 918 утверждено Положение о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на приобретение оборудования для логистических центров (далее – Положение).

Как установлено при рассмотрении дела, в нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.6, 2.8 Положения Департаментом, начальником которого согласно распоряжению Губернатора Вологодской области от 31.05.2010 № 1039-р являлся ФИО1, предоставлены субсидии ООО «Вологодская ягода», которое неправомерно включено в число участников Подпрограммы, что привело к нарушению условий предоставления субсидий. Сумма неправомерно предоставленных ООО «Вологодская ягода» субсидий на приобретение оборудования для логистических центров составила 119,9 млн.рублей.

В нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3.8 Положения предоставление Департаментом средств субсидий ООО «Вологодская ягода» осуществлялось приказами начальника Департамента ФИО1 с заключением нескольких договоров, в которых обязательства ООО «Вологодская ягода» по выполнению целевых показателей до 2020 года и сроки их достижения идентичны.

В нарушение подпункта 5 пункта 3 статьи 78, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1.3.2 заключенных с ООО «Вологодская ягода» договоров Департаментом не осуществлялись обязательные проверки условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателям, в том числе при приеме отчетности о достижении целевых показателей, о ходе реализации мероприятий бизнес-плана инвестиционного проекта, что является нарушением условий предоставления субсидий.

Факт совершения начальником Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Все собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы, изложенные в жалобе, выводов судьи первой инстанции не опровергают. Доводам о том, что ФИО1 не может являться субъектом административного правонарушения, судьей дана надлежащая правовая оценка, оснований не соглашаться с которой не усматривается.

Доводы о том, что осуществление контроля не является условием предоставления субсидий, являются несостоятельными ввиду следующего.

В силу пункта 5.1 Положения Департамент обязан в пределах своих полномочий осуществлять обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий.

В соответствии с пунктом 2.1.3.2 заключенных с ООО «Вологодская ягода» договоров, пунктом 5.3 Положения ООО «Вологодская ягода» (сельхозпроизводитель) обязано предоставлять Департаменту информацию о ходе реализации мероприятий бизнес-плана инвестиционного проекта 2 раза в год (до 15 июля и до 15 января).

Пунктом 5.3 Положения (в редакции, действовавшей до принятия постановления Правительства Вологодской области от 01.07.2015 № 550) предусмотрены право Департамента в случае нарушения Сельхозпроизводителем указанной обязанности принять решение о приостановлении предоставления субсидии до устранения нарушений, обязанность Департамента извещения о нарушениях (непредоставлении информации) областной комиссии по реализации Подпрограммы, при этом комиссия принимает решение о приостановлении предоставления субсидии до конца текущего финансового года.

Таким образом, поскольку осуществление контрольных функций напрямую связано с возможностью приостановления предоставления субсидий, ненадлежащее их выполнение привело к нарушению условий предоставления субсидий.

Доводы о том, что срок давности, составляющий в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел два года, должен исчисляться со дня принятия решения о включении ООО «Вологодская ягода» в число участников подпрограммы, то есть с 24.10.2013, также несостоятельны, поскольку предоставление субсидий с нарушением условий их предоставления было допущено после указанной даты, в период с 22.11.2013 по 25.06.2015.

Нарушений норм процессуального права, которые могли повлиять на вынесение законных и обоснованных постановления и решения, по делу не допущено.

Действия начальника Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области ФИО1 правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи не имеется.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 20.07.2016 оставить без изменения, жалобу начальника Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Вологодского областного суда С.В. Чистякова