Судья Илларионова А.М. дело № 7-716/2019 года
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 23 августа 2019 года
Судья Астраханского областного суда Хаирова Д.Р.,
при секретаре Смахтиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Роспироднадзора по Астраханской области на решение судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 08 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела охраны окружающей среды ГПУ Общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» ФИО1,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Астраханской области № от 06 марта 2019 года должностное лицо ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
ФИО1, не согласившись с указанным постановлением, обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решением судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 08 мая 2019 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Астраханской области № от 06 марта 2019 года отменено, производство по делу прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе Управление Росприроднадзора по Астраханской области просит решение судьи отменить ввиду его необоснованности. Полагает, что начальник отдела охраны окружающей среды ФИО1 допустил 31 августа 2018 года осуществление деятельности по обращению с отходами «шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», что полностью подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Выслушав представителя Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1 и его представителя ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Исходя из требований статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Из постановления № от 06 марта 2019 года следует, что ФИО1 занимает должность начальника отдела охраны окружающей среды ГПУ ООО «Газпром добыча Астрахань» и, являясь ответственным должностным лицом за выполнение требований по обращению с отходами в рамках действующих ПНООЛР, 31 августа 2018 года допустил осуществление деятельности по обращению с отходом «шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», образующимся в результате проведения планово-предупредительных работ, предусмотренных Технологическим регламентом «Добыча, сбор и транспорт газа на АГПЗ.УППГ – 1, 2, 3А, 4, 6, 9», утвержденным главным инженером – заместителем генерального директора ООО «Газпром добыча Астрахань» 18 мая 2019 года, от зачистки внутренней поверхности контрольных, факельных сепараторов, дренажных емкостей на УППГ по адресу: <адрес> не указав его образование в данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, согласно установленной форме, за 2018 год для ГПУ.
В рамках административного расследования, проведенного Управлением Росприроднадзора по Астраханской области на основании определения от 16 января 2019 года, установлено, что согласно данным учета в области обращения с отходами по ГПУ за 2018 год образование отхода «воды от промывки оборудования для транспортирования и хранения нефти и (или) нефтепродуктов (содержание нефтепродуктов менее 15%)» составило 266,9 тонн, что неразрывно связано с образованием отхода «шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», что отражается в Технологическом регламенте «Добыча, сбор и транспорт газа на АГПЗ.УППГ – 1, 2, 3А, 4, 6, 9», утвержденным главным инженером – заместителем генерального директора ООО «Газпром добыча Астрахань» ФИО4 18 мая 2019 года (табл. 7.1). Образование в результате деятельности ГПУ ООО «Газпром добыча Астрахань» в 2018 году отхода «шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» также подтверждается счет-фактурой от 31 августа 2018 года №903 на оказание услуг по осуществлению лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами 1-4 класса опасности согласно договору от 17 января 2018 года №16, а также актом от 31 августа 2018 года № 20, согласно которым Обществом образовано 0,02 тонны указанного отхода. Однако ООО «Газпром добыча Астрахань» представлены данные учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, согласно установленной формы за 2018 год для ГПУ, в которых образование и передача другим лицам данного вида отхода в количестве 0,02 тонн не отражено.
В судебном заседании установлено, что на территории ООО «Газпром добыча Астрахань» имеется начатое строительство площадки размещения (хранения) промышленных отходов «шлама очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов», образующихся от деятельности ГПУ. На момент осмотра территории данная площадка не эксплуатировалась, поскольку ее строительство не завершено и на дату проверки не осуществлялось. Данный факт в судебном заседании сторонами не отрицался. Кроме того, из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении следует, что при осмотре данной площадки накопление указанного выше отхода не установлено.
Согласно нормативам образования отходов и лимитов на их размещение для ГПУ, срок действия которых установлен с 16 августа 2017 года по 15 августа 2022 года, вид отхода «шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» не предусмотрен. Соответственно, данный вид отхода отсутствует у ГПУ и в данных учета по обращению с отходами за 2018 год.
Технологическим регламентом Добыча, сбор и транспорт газа на АГПЗ.УППГ – 1, 2, 3А, 4, 6, 9», утвержденном главным инженером – заместителем генерального директора ООО «Газпром добыча Астрахань» ФИО5 от 18 мая 2019 года по ГПУ, с учетом внесенных изменений, в таблице 7.1 предусмотрен отход производства «Воды от промывки оборудования для транспортирования и хранения нефти и/или нефтепродуктов (содержание нефтепродуктов менее 15%)». Вид отхода «Отходы обслуживания оборудования для транспортирования, хранения и обработки нефти и нефтепродуктов. Шлам очистки трубопроводов и емкостей (Отходы от зачистки оборудования для транспортирования, хранения и подготовки газа, газового конденсата и нефтегазоконденсатной смеси)» исключен из перечня таблицы 7.1 на основании изменений № к Технологическому регламенту, утвержденным 28 декабря 2017 года.
Технологический регламент, с учетом внесенных изменений, содержит разъяснение образования отходов производства. Так, при производстве ППР оборудования УППГ осуществляется промывка, опрессовка, пропарка технологического, скважинного оборудования, емкостей при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании, пропарка тары, в результате чего образуются «Воды от промывки оборудования для транспортирования и хранения нефти и/или нефтепродуктов (содержание нефтепродуктов менее 15%)». Отход вместе с промдождевыми сточными водами направляется в резервуар промдождевых стоков V50 (по одному резервуару на каждой УППГ). С целью обеспечения соответствия качественного состава отхода (по содержанию нефтепродуктов) разработанному паспорту отхода, классу опасности отхода, по завершении ППР, осуществляется отстаивание собранных в резервуаре V50 стоков. В результате отстаивания происходит разделение сточных вод на обводненные нефтепродукты с высоким содержанием углеводородов – в верхней части резервуара и отход – воды от промывки оборудования для транспортирования и хранения нефти и/или нефтепродуктов (содержание нефтепродуктов менее 15%) в средней и нижних частях резервуара. По завершении отстаивания и разделения сточных вод, верхняя, наиболее загрязненная углеводородами часть (слой) в виде обводненного нефтепродукта отбирается из резервуара V50 и выводится на ТЗУ ЦУОП, для последующего накопления, повторного отстаивания в резервуаре и передаче в качестве отхода III класса опасности (смеси нефтепродуктов обводненной) в специализированные организации. Воды от промывки оборудования для транспортирования и хранения нефти и/или нефтепродуктов (содержание нефтепродуктов менее 15%), передаются в специализированную организацию в качестве отхода IV класса опасности.
Прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку достоверных данных о том, что ФИО1 31 мая 2018 года допущено осуществление деятельности по обращению с отходом производства «шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» в количестве 0,02 тонны и не указано их образование в данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов за 2018 год для ГПУ, в судебном заседании не установлено.
Судьей районного суда установлено, что в состав ГПУ, помимо установок предварительной подготовки газа, входит его структурное подразделение - Цех по утилизации отходов производства (ЦУОП).
Для данного цеха, являющегося структурным подразделением ГПУ, разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, данные учета в области обращения с отходами по ЦУОП также ведутся отдельно. Копии указанных документов представлены в материалы дела.
Так, из ПНООЛР для ЦУОП следует, что при техническом обслуживании технологических резервуаров образуется отход – шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов (передача специализированной организации). Данный отход образуется в результате механической зачистки технологических емкостей оборудования ТЗУ при осуществлении ремонтных работ.
Нормативами образования отходов и лимитами на их размещение для ЦУОП, срок действия которых установлен с 25 сентября 2017 года по 24 сентября 2022 года, предусмотрен вид отхода «шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» (строка 15).
Согласно данным учета в области обращения с отходами по ЦУОП за 3 квартал 2018 года указано накопление и передача другому структурному подразделению для обезвреживания отхода «шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» в количестве 0,020 тонн.
В соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721, учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом, что также отражено в разъяснениях, данных в письме Управления Росприроднадзора от 02 июня 2015 года № АА-03-04-36/9244. Также в данных разъяснениях указано, что при ведении учета в области обращения с отходами необходимо принимать во внимание, что структурное подразделение (цех, участок и другие объекты) входит в состав хозяйствующего субъекта, его обособленного подразделения либо филиала. При этом отсутствие в Порядке-721 требования по ведению учета по цеху, участку и другим объектам не запрещает хозяйствующему субъекту в добровольном порядке проводить учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по указанным разрезам.
Представители Управления Росприроднадзора подтвердили в судебном заседании, что не является нарушением ведение учета по обращению с отходами отдельно по ГПУ, и отдельно по ЦУОП.
Согласно акту №20 от 31 августа 2018 года, который приведен в качестве основного доказательства образования отхода «шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» ГПУ в количестве 0,020 тонны, ООО «Газпром добыча Астрахань» передало ЗАО «ПК «ЭКО+» 0,020 тонны шлама очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов. Однако данный акт завизирован ФИО6, который согласно приказу №659/к от 15 декабря 2016 года с 19 декабря 2016 года переведен заместителем начальника цеха по утилизации отходов производства Газопромыслового управления. Данный факт также подтверждается справкой Газопромыслового управления №52/02/714 от 130 апреля 2019 года, представленной в материалы дела, из которой следует, что ФИО6 с 19 декабря 2016 года по 31 октября 2018 года состоял в трудовых отношениях с Газопромысловым управлением ООО «Газпром добыча Астрахань» и работал в должности заместителя начальника цеха по утилизации отходов производства. На 31 августа 2018 года находился на рабочем месте. Оснований не доверять указанным документам у суда не имеется.
Согласно накладной №21 от 29 августа 2018 года, отправитель – структурное подразделение ООО «Газпром добыча Астрахань» - Газопромысловое управление ТЗУ ЦУОП передало получателю – ЗАО ПК «ЭКО+» на основании договора №16 от 17 января 2018 года «шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов» в количестве 0,020 тонны.
В ходе проверки законности и обоснованности решения судьи Красноярского районного суда Астраханской области установлено, что выводы судьи основываются на достоверных доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы, оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Действующее административное законодательство возлагает бремя доказывания обстоятельств, связанных с решением вопроса о привлечении к административной ответственности юридического лица, на административный орган.
В материалах дела отсутствуют и административным органом не представлены достаточные и достоверные доказательства о том, что со стороны должностного лица имеются нарушения законодательства об охране окружающей среды, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судья районного суда, основываясь на положениях статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законно и обоснованно прекратил производство по делу ввиду недоказанности обстоятельств, на которых вынесено постановление.
Жалоба не содержит доводов, ставящих под сомнение законность постановления по делу об административном правонарушении.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, судьей районного суда при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 08 мая 2019 года оставить без изменения, жалобу Управления Росприроднадзора по Астраханской области - без удовлетворения.
Судья Д.Р. Хаирова