Дело № 7-716/2021 Судья: Вардугин И.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 15 сентября 2021 года
Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Вердыш М.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> акционерного общества работников «Народное предприятие «Челябинское рудоуправление» Петелина Александра Дмитриевича, по жалобе Петелина Александра Дмитриевича на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области - главного специалиста эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора № от 28 апреля 2021 года и решение судьи Увельского районного суда Челябинской области от 13 июля 2021 года,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области - главного специалиста эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора №343-2021 от 28 апреля 2021 года, должностное лицо - <данные изъяты> АОр НП «ЧРУ» Петелин А.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Увельского районного суда Челябинской области от 13 июля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, Петелин А.Д. обратился с жалобой в Челябинский областной суд, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение судьи. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку склад ГСМ, имеющийся в АОр «НП «ЧРУ», не подпадает под понятие «опасные производственные объекты» (ОПО), поскольку резервуары для хранения в нем нефтепродуктов составляет менее 1000 тонн. Кроме того, указывает, что в связи с внесением изменений в законодательство, ПЛАРН подлежит утверждению до 1 января 2024 года.
Представитель Уральского межрегиональное управление Росприроднадзор Дроженко Ю.В. против доводов жалобы возражала.
Защитник Афанасьева Л.М. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Петелин А.Д. в судебное заседание в Челябинский областной суд не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующему.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со ст.13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса; в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п.п.1, 3,4 ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон «Об охране окружающей среды») при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду. При геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции должны предусматриваться меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду. Деятельность в области переработки, транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляется при наличии планов предупреждения и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов.
Постановлением Правительства РФ №2451 от 31 декабря 2020 года «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, за исключением внутренних морских вод и территориального моря РФ, а также о признании утратившим силу некоторых актов Правительства РФ» регламентирован порядок разработки и содержания плана.
В соответствии с п.«б» п.4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, критериями определения объектов являются максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, - 3 тонны и более.
Как следует из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки, проведенной в период с 15 февраля 2021 года по 16 марта 2021 года, установлено, что должностным лицом, <данные изъяты> АОр «НП «ЧРУ» не соблюдены требования при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Нарушения выявлена на производственной территории АОр «НП «ЧРУ» - промышленная площадка <данные изъяты>». На территории предприятия имеется склад ГСМ с топливно-заправочным пунктом, который предназначен для хранения бензина и дизельного топлива. План по предупреждению ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - ПЛАРН) введен в действие 21 октября 2015 года, срок его действия 5 лет, то есть до 21 октября 2020 года, на момент проверки указанный план отсутствует, то есть не соблюдены экологические требования при осуществлении деятельности по эксплуатации склада ГСМ.
Петелин А.Д., являясь должностным лицом, допустил ненадлежащее исполнение соблюдения экологических требований, предусмотренных законодательством РФ, осуществляя эксплуатацию склада ГСМ в отсутствии ПЛАРН. В связи с указанными обстоятельствами Петелин А.Д. привлечен к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Петелиным А.Д. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении № от 28 апреля 2021 года, актом проверки № от 16 марта 2021 года, копией Устава АОр «НП «ЧРУ»; выпиской из ЕГРЮЛ; копией письма Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 31 марта 2021 №, а также иными материалами, которым должностным лицом при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьей районного суда при рассмотрении жалобы установлены все юридически значимые обстоятельства на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Не принимаются повторно заявленные доводы жалобы Петелина А.Д. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Правила), общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЧС(Н)), а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Планы) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС(Н) (далее - Календарные планы) для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов (далее - организации).
Планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов проводится в целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС(Н), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения (п. 5 Правил).
Согласно п. 13 Правил в соответствии с классификацией ЧС(Н) организации разрабатывают Планы, соответствующие уровню возможной ЧС(Н): локального, местного, территориального, регионального и федерального, а на акваториях - локального (объектового), регионального и федерального, а также Календарные планы для нижестоящих уровней возможных ЧС(Н), вплоть до объектового уровня, которые используются при составлении соответствующих Планов в подсистемах РСЧС и их звеньях, Планов регионов, а также непосредственно в организациях при реагировании на ЧС(Н).
Согласно Указаниям по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации, утвержденных Приказом МПР РФ от 03 марта 2003 года № 156, организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу (приложение 1).
Учитывая, что на производственной территории АОр «НП «ЧРУ» - промышленная площадка <данные изъяты> имеется склад ГСМ с топливно-заправочным пунктом, который предназначен для хранения бензина и дизельного топлива, АОр «НП «ЧРУ» обязано разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. При этом вышеуказанное законодательство не связывает данную обязанность к отнесению таких объектов к опасным.
Судьей районного суда установлено и подтверждается представленными материалами, что объем нефтепродуктов, который может храниться на складе, превышает 3 тонны, и, таким образом, подпадает под требования Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации.
Петелиным А.Д. не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеуказанных требований закона.
При таких обстоятельствах, в действии (бездействии) <данные изъяты> АОр «НП «ЧРУ» Петелина А.Д. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что заявителем не были приняты все зависящие от предприятия меры по их надлежащему выполнению, что явилось причиной совершения административного правонарушения, событие правонарушения судья считает доказанным административным органом.
Кроме того судьей районного суда достоверно установлено, что ПЛАРН обязателен к разработке для предприятий, реализующих добычу, переработку и хранение нефти и её производных. Предупреждение возникновения аварийных разливов нефти и её производных, производится путем оценки риска возникновения чрезвычайной ситуации на конкретной территории. Указанные мероприятия направлены на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В связи чем, доводы заявителя о необходимости утверждения ПЛАРН до 1 января 2024 года, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, с учетом установленных судом обстоятельств.
Более того, полагаю необходимым отметить, что до 21 октября 2020 года обществом вышеуказанные требования соблюдались деятельность осуществлялась в соответствии с ПЛАРН действовавшим в период с 21 октября 2015 года по 21 октября 2020 года.
Высказанная в судебном заседании позиция защитника, что процессуальные акты не содержат сведения о дате совершенного административного правонарушения, опровергается материалами дела.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что административное правонарушение выявлено в ходе проведения плановой выездной проверки, что подтверждается актом проверки от 13 марта 2021 года.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что не установлена дата совершения правонарушения не имеется.
Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, они не опровергают наличие в действиях <данные изъяты> АОр НП «ЧРУ» Петелин А.Д. объективной стороны состава вменяемого ему административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований не допущено.
Постановление о привлечении <данные изъяты> АОр НП «ЧРУ» Петелин А.Д. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При назначении административного наказания судьей требования статей 3.1, 3.4, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены.
Исключающих производство по делу об административном правонарушении обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену решения судьи по делу об административном правонарушении, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья областного суда
решил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области - главного специалиста эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора № от 28 апреля 2021 года и решение судьи Увельского районного суда Челябинской области от 13 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <данные изъяты> акционерного общества работников «Народное предприятие «Челябинское рудоуправление» Петелина Александра Дмитриевича, по жалобе Петелина Александра Дмитриевича оставить без изменения, жалобу Петелина Александра Дмитриевича – без удовлетворения.
Судья: Е.Н. Майорова