ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 08 декабря 2021 года № 7-719/2021
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Мещерякова Н.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 20.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области ФИО1,
установила:
постановлением начальника Департамента финансов Вологодской области А.В.Н. от 26.04.2021 №... начальник Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие оснований для внесения изменений в Соглашения о предоставлении субсидий из бюджета Вологодской области муниципальным образованиям области на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения; соблюдение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», несмотря на отсутствие в соглашениях условий о проведении централизации закупок и графиков выполнения мероприятий по строительству (реконструкции), капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и обязательств муниципальных образований по исполнению данных графиков, что не повлияло на исполнение принятых муниципальными образованиями области обязательств; согласование Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области перенесения средств субсидии в бюджете муниципального образования «Вологодский муниципальный район», размер которой не был уменьшен после исключения из соглашения показателя «ввод отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения (км), в том числе искусственных сооружений» по объекту «Ремонт <адрес>», на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети местного значения; игнорирование должностным лицом, вынесшим постановление, смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также на малозначительность административного правонарушения, просил восстановить срок обжалования постановления, постановление отменить, производство по делу прекратить, обязать Департамент финансов Вологодской области возвратить денежные средства в размере 30 000 рублей, уплаченные им по обжалуемому постановлению.
Определением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 11.08.2021ФИО1 восстановлен срок обжалования постановления.
Решением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 20.09.2021 постановление начальника Департамента финансов Вологодской области А.В.Н. от 26.04.2021 №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ, в отношении начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области ФИО1 изменено, из объема вмененного административного правонарушения исключено указание:
на нарушение требований пункта 2.1 Правил предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований области на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, являющихся приложением № 6 к Подпрограмме № 1 государственной программы Вологодской области «Развитие транспортной системы Вологодской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 28.10.2013 № 1100 (далее – Правила № 6), и пункта 2.1 Правил предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований области на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения для обеспечения подъездов к земельным участкам, предоставляемым отдельным категориям граждан, являющихся приложением № 11 к Подпрограмме № 1 государственной программы Вологодской области «Развитие транспортной системы Вологодской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 28.10.2013 № 1100 (далее – Правила № 11), при предоставлении субсидии на осуществление дорожной деятельности за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области бюджетам Вожегодского района (Соглашение от 12.04.2019), Кирилловского района (Соглашение от 12.04.2019), Усть-Кубинского района (Соглашение от 22.03.2019), Шекснинского района (Соглашение от 15.04.2019), Великоустюгского района (Соглашение от 15.04.2019), города Череповца (Соглашение от 22.03.2019), Верховажского района (Соглашение от 15.04.2019), города Вологды (Соглашение от 12.04.2019), выразившееся в отсутствии в заключенных с указанными муниципальными образованиями Соглашениях условий предоставления субсидии в части проведения централизации закупок, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из областного бюджета, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности;
на нарушение требований пункта 17 Правил формирования, предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области, утвержденных постановлением Правительства Вологодской области от 30.06.2008 № 1224 (далее – Порядок № 1224), выразившееся в отсутствии графиков выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) в Соглашениях о предоставлении субсидий на осуществление дорожной деятельности за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области, заключенных с Вожегодским муниципальным районом (Соглашение от 12.04.2019), Кирилловским муниципальным районом (Соглашение от 12.04.2019), Усть-Кубинским муниципальным районом (Соглашение от 22.03.2019), Шекснинским муниципальным районом (Соглашение от 15.04.2019), Великоустюгским муниципальным районом (Соглашение от 15.04.2019), муниципальным образованием «Город Череповец» (Соглашение от 22.03.2019), Верховажским муниципальным районом (Соглашение от 15.04.2019), муниципальным образованием «Город Вологда» (Соглашение от 12.04.2019), в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности;
размер административного штрафа, назначенного ФИО1, снижен до 10 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе ФИО1, ссылаясь на прежние доводы, просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
ФИО2, явившаяся в судебное заседание в качестве защитника ФИО1, доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представлять интересы ФИО1 по делу об административном правонарушении, не представила, в связи с чем к участию в судебном заседании не допущена.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области в 2019 году с муниципальными образованиями Вологодской области заключены Соглашения о предоставлении в 2019 году субсидий на осуществление дорожной деятельности за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области:
от 05.04.2019 с Бабаевским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Бабушкинским муниципальным районом;
от 05.04.2019 с Белозерским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Вашкинским муниципальным районом;
от 02.04.2019 с Верховажским муниципальным районом;
от 12.04.2019 с Вожегодским муниципальным районом;
от 22.02.2019 с Вологодским муниципальным районом;
от 19.06.2019 с Вытегорским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Грязовецким муниципальным районом;
от 12.04.2019 с Кадуйским муниципальным районом;
от 12.04.2019 с Кирилловским муниципальным районом;
от 13.05.2019 с Кичменгско-Городецким муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Междуреченским муниципальным районом;
от 28.06.2019 с Никольским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Нюксенским муниципальным районом;
от 10.04.2019 с Сямженским муниципальным районом;
от 07.03.2019 с Тарногским муниципальным районом;
от 04.04.2019 с Тотемским муниципальным районом;
от 22.03.2019 с Усть-Кубинским муниципальным районом;
от 20.06.2019 с Устюженским муниципальным районом;
от 27.05.2019 с Харовским муниципальным районом;
от 02.04.2019 с Чагодощенским муниципальным районом;
от 28.05.2019 с Череповецким муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Шекснинским муниципальным районом;
от 12.04.2019 с муниципальным образованием «Город Вологда»;
от 15.04.2019 с Великоустюгским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Сокольским муниципальным районом;
от 22.03.2019 с муниципальным образованием «Город Череповец».
Кроме того, Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области в 2019 году с муниципальными образованиями Вологодской области заключены Соглашения о предоставлении в 2019 году субсидий на осуществление дорожной деятельности для обеспечения подъездов к земельным участкам, предоставляемым отдельным категориям граждан, за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области:
от 20.12.2019 с Бабаевским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Бабушкинским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Вашкинским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Верховажским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Вожегодским муниципальным районом;
от 21.06.2019 с Вологодским муниципальным районом;
от 28.06.2019 с Вытегорским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Грязовецким муниципальным районом;
от 25.06.2019 с Кадуйским муниципальным районом;
от 12.04.2019 с Кирилловским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Кичменгско-Городецким муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Междуреченским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Никольским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Нюксенским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Сямженским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Тарногским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Тотемским муниципальным районом;
от 08.05.2019 с Усть-Кубинским муниципальным районом;
от 20.06.2019 с Устюженским муниципальным районом;
от 27.05.2019 с Харовским муниципальным районом;
от 30.05.2019 с Чагодощенским муниципальным районом;
от 30.04.2019 с Череповецким муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Шекснинским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Великоустюгским муниципальным районом;
от 15.04.2019 с Сокольским муниципальным районом;
от 21.10.2019 с муниципальным образованием «Город Череповец».
В указанных Соглашениях предусмотрен уровень софинансирования за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области расходного обязательства муниципального образования согласно пункту 5.1 Правил № 6 и пункту 5.1 Правил № 11 (в редакции по состоянию на 01.04.2019): для муниципальных районов и городских поселений в размере 99%, для городских округов – 90% от объема финансирования мероприятий в соответствующем финансовом году.
Вместе с тем, в Правила № 6 и № 11 были внесены изменения, и по состоянию на 03.06.2019 в соответствии с пунктами 4.5 указанных Правил предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципальных районов и городских округов из областного бюджета по субсидиям, предоставляемым за счет средств областного бюджета на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства, капитального ремонта и (или) приобретения объектов недвижимого имущества, по объектам, начатым с 2019 года, установлен согласно приложению 3 к Порядку № 1224, исходя из значения уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), определяемого в целях расчета объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в соответствии с Законом Вологодской области от 06.12.2013 № 3222-ОЗ «О межбюджетных трансфертах в Вологодской области». Из пункта 5.1 Правил № 6 и Правил № 11 исключен уровень софинансирования.
В нарушение требований абзаца 4 пункта 18 Порядка № 1224, в соответствии с которым в случае внесения в закон области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период и (или) нормативный правовой акт Правительства области изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, в соглашение вносятся соответствующие изменения, изменения в вышеуказанные Соглашения в части уровня софинансирования в 2019 году внесены не были.
При предоставлении субсидий на осуществление дорожной деятельности за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области бюджетам Вытегорского муниципального района (Соглашение от 19.06.2019), Кичменгско-Городецкого муниципального района (Соглашение от 13.05.2019), Никольского муниципального района (Соглашение от 28.06.2019), были нарушены требования пункта 2.1 Правил № 6 (в редакции на дату заключения Соглашений), в соответствии с которым субсидии предоставляются Департаментом дорожного хозяйства и транспорта области муниципальным образованиям области при условии, в том числе централизации закупок, осуществляемых путем проведения открытых конкурсов и аукционов, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, посредством определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) органом исполнительной государственной власти области, уполномоченным Правительством области (для объектов, планируемых к строительству (реконструкции), капитальному ремонту). В вышеназванных Соглашениях не предусмотрено условие предоставления субсидии в части проведения централизации закупок.
При предоставлении субсидий на осуществление дорожной деятельности за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области бюджетам Вытегорского муниципального района (Соглашение от 19.06.2019), Кичменгско-Городецкого муниципального района (Соглашение от 13.05.2019), Никольского муниципального района (Соглашение от 28.06.2019), были нарушены требования пункта 17 Порядка № 1224, в соответствии с которым неотъемлемой частью соглашения в целях софинансирования строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства, капитального ремонта и (или) приобретения объектов недвижимого имущества является прилагаемый перечень таких объектов, а также график выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) и соответствующий ему график финансирования мероприятий на каждый год их реализации. Вышеназванными Соглашениями график выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) не предусмотрен.
Кроме того, при заключении с Вологодским муниципальным районом Дополнительного соглашения № 2 от 09.12.2019 о внесении изменений в Соглашение от 22.02.2019 о предоставлении в 2019 году субсидии на осуществление дорожной деятельности за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области нарушены требования пункта 18 Порядка № 1224, согласно которому внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования субсидии, увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, не допускается, за исключением случаев изменения значений целевых показателей и индикаторов государственных программ области, в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.
Из материалов дела следует, что 22.02.2019 между Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и муниципальным образованием «Вологодский муниципальный район» заключено соглашение о предоставлении в 2019 году субсидии на осуществление дорожной деятельности за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области в сумме 43 556 300 рублей.
Дополнительным соглашением от 09.12.2019 № 2 в указанное соглашение внесены изменения по исключению показателя «ввод отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения (км), в том числе искусственных сооружений (п.м.)» по объекту «Ремонт <адрес>» в объеме 0,747 км. При этом размер субсидии, предусмотренный соглашением в сумме 43 556 300 рублей, дополнительным соглашением № 2 не уменьшен.
Вместе с тем, размер субсидии, предусмотренный законом области о бюджете и государственной программой, не был сокращен, поэтому основания для ухудшения значения результативности отсутствовали.
Более того, Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области применены штрафные санкции к Вологодскому муниципальному району зa невыполнение данного показателя. Однако применение штрафных санкций за невыполнение показателя, который был исключен из перечня показателей результативности субсидии, является грубым нарушением бюджетного законодательства, поскольку причинен ущерб бюджету Вологодского муниципального района.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Оставляя постановление в части указанных выше нарушений без изменения, судья первой инстанции, правильно руководствуясь требованиями части 4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации (кроме закона о бюджете), актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, без внесения изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период могут быть внесены изменения в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями; вышеприведенных Правил № 6 и № 11, Порядка № 1224, установив все обстоятельства совершения административного правонарушения на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки собранных по делу доказательств (протоколов об административных правонарушениях, копий соглашений о предоставлении субсидий на осуществление дорожной деятельности, а также для обеспечения подъездов к земельным участкам, предоставляемым отдельным категориям граждан, за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области бюджетам муниципальных образований, объяснений ФИО1), произведенной в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, пришел к верному выводу об обоснованном привлечении заявителя к административной ответственности.
Порядок и срок давности (с учетом исключенных судьей из объема обвинения эпизодов) привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО1 с учетом изменения постановления решением судьи в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Вопреки доводам, изложенным в жалобе, требования статей 4.1-4.3 КоАП РФ при назначении административного наказания соблюдены, все предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ обстоятельства учтены.
Все доводы, изложенные в жалобе на решение судьи, аналогичны доводам, содержащимся в жалобе на постановление, поданной ФИО1 в Вологодский городской суд Вологодской области, которым судьей первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Не согласиться с выводами судьи оснований не усматриваю.
Утверждение ФИО1 об отсутствии оснований для внесения в Соглашения изменений в связи с внесением изменений в Правила № 6 и № 11 основано на неверном толковании требований законодательства, в том числе части 4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, без внесения изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период могут быть внесены изменения в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями, абзаца 4 пункта 18 Порядка № 1224, в соответствии с которым в случае внесения в закон области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период и (или) нормативный правовой акт Правительства области изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, в соглашение вносятся соответствующие изменения.
С учетом приведенных норм законодательства в связи с внесением изменений в Правила № 6 и Правила № 11, предусматривающих уточнение в 2019 году объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, в соглашения должны были быть внесены соответствующие изменения.
Доводы заявителя о малозначительности административного правонарушения ввиду отсутствия существенного вреда и фактического соблюдения требований закона о централизации закупок и наличия графика выполнения мероприятий также не являются основанием для отмены постановления и решения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ, является формальным, наступление существенного вреда в результате его совершения не является обязательным признаком для привлечения к административной ответственности, в связи с чем указанные доводы обоснованно отклонены судьей городского суда.
Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену решения, не допущено.
Требование заявителя об обязании Департамента финансов Вологодской области возвратить ему уплаченные в счет административного штрафа денежные средства удовлетворению не подлежит. При этом разъясняю ФИО1 право обратиться в Департамент финансов Вологодской области с заявлением в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации о возврате излишне уплаченного штрафа.
Таким образом, решение судьи следует признать законным обоснованным, жалобу – не подлежащей удовлетворению
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 20.09.2021 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Вологодского областного суда Н.В. Мещерякова