ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-72(2 от 18.02.2019 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело №7-72(2)

Судья Кострюков П.А.

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тамбов 18 февраля 2019 года

Судья Тамбовского областного суда Карнаухова И.А., рассмотрев жалобу председателя правления Региональной общественной организации «Тамбовское областное общество охотников и рыболовов» КИА на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 13 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.37 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением по делу об административном правонарушении №560 от 16 ноября 2018 года, вынесенным начальником Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира ***КАА, Региональная общественная организация «Тамбовское областное общество охотников и рыболовов» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением региональная общественная организация «Тамбовское областное общество охотников и рыболовов» обжаловала данное постановление в Ленинский районный суд г. Тамбова.

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 13 декабря 2018 года постановление об административном правонарушении №560 от 16 ноября 2018 года оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

В жалобе (основной и дополнительной), поданной в Тамбовский областной суд председатель правления Региональной общественной организации «Тамбовское областное общество охотников и рыболовов» КИА просит решение суда отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указывает на необоснованность выводов суда, что направленное в их адрес письмо Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области от 05 апреля 2017 года №297 о плотности населения охотничьих ресурсов обязывает производить расчёт численности охотничьих животных в закреплённых охотничьих участках и запрещает проведение охот в тех участках, где минимальная численность охотничьих ресурсов, при которой возможно определение квоты добычи не менее одной головы, не соответствует нормативной. Считает необоснованным вывод суда, что в охотучастке «Ярославский» на 15 апреля 2017 года было 9 особей, поскольку согласно их расчёту, на тот период в охотучастке было 11 голов кабана.

Отмечает, что разница вызвана тем, что ими и сотрудниками Управления использованы разные показатели плотности населения охотничьих ресурсов.

Полагает, что письмо Управления не является нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, согласно которому охотпользователь (в силу статьи 35 Федерального закона от *** №52-ФЗ) обязан пользоваться животным миром в закреплённом охотучастке.

Отмечает, что утверждение о нарушении норм статьи 35 Федерального закона «О животном мире» строится на неузаконенных показателях плотности населения животного мира, достоверность расчётов никем не проверена и не подтверждена.

Указывает на соблюдение обществом порядка определения квот добычи в соответствии с нормами приказа Минприроды России от 29 июня 2010 года №228, а пользование животным миром осуществлялось и осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов (в том числе и приказа Минприроды РФ от 30 апреля 2010 года №138).

Обращает внимание, что плотность населения животного мира в письме отсутствует, а приложение к вышеназванному письму Управление им не предоставило. Указывает, что действовали в порядке, определённым пунктом 5 приказа Минприроды РФ от 29 июня 2010 года №228.

Отмечает, что в протоколе №2 от 03 сентября 2018 года указано, что в охотучастке «Ярославский» в оспариваемый период 5 голов, а в постановлении №560 от 16 ноября 2018 года указывается на 9 голов, по их расчётам было 11 голов.

Указывает, что Управление своевременно - 5 апреля 2017 года получило их расчёты численности охотничьих животных в закреплённых участках, в том числе по кабану, и имело возможность своевременно внести поправки. Обращает внимание, что п.4 Приказа Минприроды от 29 июня 2010 года №228 предусматривает подачу заявок на установление квот добычи для каждого вида охотничьих ресурсов.

Они своевременно (5 апреля 2017 года) подали в Управление заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов для каждого вида охотничьих животных в разрезе каждого охотничьего участка ТОООиР. До начала охотничьего сезона было 4 месяца. Вместе с тем, Управление не определило и не узаконило региональных лимитов и нормативов охоты на кабана сезона 2017-2018 годов. Отсутствие ответа из Управления на поданное обращение послужило основанием их действий по организации охоты с соблюдением существующих на тот момент правил и норм.

Отмечает, что численность охотничьих животных в закреплённых охотугодьях определяется различными методами. Численность копытных животных, в частности, определяется в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 11 января 2012 года №1 по итогам зимнего маршрутного учёта. Указывает, что в Тамбовской области сложилась практика, что охотпользователи проводят учёт копытных животных на закреплённых территориях, передают данные и первичные документы в Управление, сотрудники которого рассчитывают плотность охотничьих животных на территории муниципальных районов и сообщают эти данные охотпользователям, которые уже рассчитывают численность зверей.

Обращает внимание, что их расчёты на 05 апреля 2017 года показывают, что в охотучастке «Ярославский» было 11 особей кабана, а Управление посчитало, что в данном охотучастке было только 9 голов кабана. Полагает, что разница вызвана тем, что ими и сотрудниками Управления использованы разные показатели плотности населения охотничьих ресурсов.

Считает ссылку Управления на то, что 05 апреля 2017 года в их адрес было направлено письмо с показателями плотности не состоятельной, поскольку в письме таких данных не имеется и получено оно 10 апреля 2017 года, в то время как их расчёты о численности охотничьих животных Управление получило 5 апреля.

Считает, что вменяемое нарушение ст. 35 Федерального закона «О животном мире» строится на неузаконенных показателях плотности населения животного мира, рассчитанных одним сотрудником Управления.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав представителя Региональной общественной организации «Тамбовское областное общество охотников и рыболовов» КАК, поддержавшего доводы жалобы, представителей Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира ***САГ, ШВВ, РВН, возражавших против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст.35 Федерального закона от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире», пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире», пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром.

В соответствии с частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что Региональная общественная организация «Тамбовское областное общество охотников и рыболовов» является охотпользователем Ярославского охотучастка (Никифоровский район Тамбовской области).

В соответствии с приказом Минприроды России от 30 апреля 2010 года №138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» (Приложение 2) установлено, что показатель минимальной численности охотничьих ресурсов устанавливается только для тех видов охотничьих ресурсов, добыча которых производится в соответствии с лимитом их добычи, и для кабана.

Письмом Управления от 05 апреля 2017 года за №297 в адрес охотпользователей сообщалось, что направляется плотность населения охотничьих ресурсов для расчета их численности в закрепленных за охотпользователями охотничьих угодьях, а также о том, что не позднее 15 апреля 2017 года необходимо представить заявки на добычу диких копытных животных (лось, косуля). Согласно приложению к данному письму по плотности для расчета численности Никифоровского района, в частности кабана, установлена плотность населения кабана (особей на 1000 га): лес - 3,40, поле - 0,19, болото - 0, а всего 3,59.

Вопреки доводам жалобы, в материалах дела представлены сканы направления Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области плотности населения охотничьих ресурсов адрес Региональной общественной организации «Тамбовское областное общество охотников и рыболовов», вследствие чего доводы о том, что указанные данные плотности населения охотничьих ресурсов не были доведены до Общества подлежат отклонению.

Как следует из представленных материалов, учет численности охотничьих ресурсов осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды России от 11 января 2012 года № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета».

При определении численности охотничьих ресурсов общественной организацией используются показатели учета (плотность населения особей на 1 тыс.га), рассчитанные Управлением согласно методике (пункты 40-42 Приказа Минприроды России от 11 января 2012 года №1), для муниципального района в целом.

Показатель минимальной численности охотничьих ресурсов в конкретном охотничьем угодье (отдельном охотничьем хозяйстве) устанавливает минимальное количество охотничьих ресурсов, при котором возможно определение квоты добычи не менее чем одной особи охотничьих ресурсов в соответствии с установленными нормативами и определяется по формуле.

При расчете показателя минимальной численности кабана в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях используется норматив допустимого изъятия кабана - 10% от его общей численности в конкретном охотничьем угодье.

Согласно материалам дела, площадь охотничьих угодий по категориям в Ярославском охотучастке составляет: лес - 1,22 тыс. га (согласно акту от 25 января 2014 года), поле - 25,45 тыс.га, болото - 0,493 тыс.га.

С учетом плотности кабана по категориям Никифоровского района, установленной Управлением в приложении к письму от 05 апреля 2017 года №297, площади охотничьих угодий в Ярославском охотучастке, а также с учетом формулы для расчета численности, установленной Приказом Минприроды России от 30 апреля 2010 года №138, выводы суда, что численность кабана в Ярославском охотучатске в категории лес составляет 4 особи, в категории поле - 5 особей, в категории болото - 0 особей, а общая численность - 9 особей, являются обоснованными.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что в Ярославском охотучастке в 2017 году численность кабана составляла 9 особей, что менее минимальной численности, при достижении которой разрешается добыча кабана в указанном охотучастке, вместе с тем, для организации и проведения любительской и спортивной охоты в период с 01 августа 2017 года по 01 августа 2018 года общественной организацией было выдано 7 разрешений на добычу дикого кабана в Ярославском охотучастке, в том числе последнее разрешение - 07 июня 2018 года, в соответствии с которыми была произведена добыча кабана, должностное лицо и судья обоснованно установили наличие в действии Региональной общественной организации «Тамбовское областное общество охотников и рыболовов», признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ.

Выводы должностного лица и суда о наличии вины Региональной общественной организации «Тамбовское областное общество охотников и рыболовов», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, мотивированы, собранные доказательства получили оценку в соответствии со статьями 26.2, 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено Региональной общественной организации «Тамбовское областное общество охотников и рыболовов», в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Ссылка на приказ Минприроды России от 29 июня 2010 года №228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию» в обоснование доводов жалобы, подлежит отклонению, поскольку в сооветствии с приказом Минприроды России от 30 апреля 2010 года № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях», в отношении кабана лимит добычи не рассчитывается и квота не устанавливается следовательно, подача заявок охотпользователями на установление квот добычи кабана, законом не предусмотрена.

Иные доводы жалобы не влекут отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта.

Решение вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано, отвечает требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда, при производстве по делу не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 13 декабря 2018 года, постановление начальника Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области №560 от 16 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении Региональной общественной организации «Тамбовское областное общество охотников и рыболовов» - оставить без изменения, а жалобу председателя правления Региональной общественной организации «Тамбовское областное общество охотников и рыболовов» КИА - без удовлетворения.

Судья И.А. Карнаухова