ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-722/2021 от 20.10.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Рулёв И.А. Дело № 7 – 722/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь 20 октября 2021 года

Судья Ставропольского краевого суда Корнушенко О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу (с учетом дополнений) ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Северо-кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО2 от 10 июня 2021 года № 07-22/26/1095/01-В, решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 02 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Северо-кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО2 от 10 июня 2021 года № 07-22/26/1095/01-В, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 02 сентября 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба оставлена без удовлетворения.

В жалобе (с учетом дополнений), поданной в Ставропольский краевой суд, ФИО1 просит отменить постановление должностного лица от 10 июня 2021 года № 07-22/26/1095/01-В и состоявшееся решение судьи от 10 июня 2021 года.

В возражениях относительно доводов жалобы представитель Северо-кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по доверенности ФИО3 просит состоявшиеся акты в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, возражений, заслушав защитника ФИО1 по доверенности ФИО4 поддержавшего доводы жалобы (с учетом дополнений) по основаниям, изложенным в них, представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике ФИО3 по доводам возражений, прихожу к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе, арендаторы земельных участков обязаны, в числе прочего, соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 23 марта 2021 года старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике ФИО5 на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки физического лица от 18 февраля 2021 года № 07-15/12-04-В в период с 09 марта по 05 апреля 2021 года проведена внеплановая выездная проверка физического лица ФИО1 и проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения с КН «***», расположенного в 2300 метрах на северо-запад от северной окраины села Балахоновское.

В ходе планового (рейдового) осмотра, обследования установлено, что земельный участок, правообладателем которого на основании договора аренды является ФИО1, категории сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" с кадастровым номером «***», общей площадью 242530 кв. м, расположенный по адресу: в 2300 метрах на северо-запад от северной окраины села Балахоновское, обнаружена выемка карьерного типа со следами вскрышных работ и добычи песчано-гравийной смеси. На верхних слоях почвы расположен навалом снятый плодородный слой, в отдельных местах с вкраплениями песчано-гравийной смеси и с существенным проявлением глины. Высота отвалов составляет от 3 до 5 метров. Дно данной выемки карьерного типа частично заполнено водой. На момент осмотра на территории выемки, производились работы по добычи песчано-гравийной смеси с последующей выгрузкой в грузовые автомобили. Площадь карьерной выемки составила 22,7 га. Также на земельном участке размещено несколько очагов строительных отходов (битый кирпич, шифер, части кровельных материалов, части древесины, полиэтиленовая пленка, автомобильные покрышки). Отсутствуют следы ведения, какой либо сельскохозяйственной деятельности.

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра, обследования от 16 декабря 2021 года № 07-17/12-226 и послужили основанием для составления должностным лицом отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением должностного лица указанного органа от 10 июня 2021 года N 07-22/26/1095/01-В к административной ответственности, установленной указанной нормой.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: актом планового (рейдового) осмотра, обследования N 07-17/12-226 с фототаблицей к нему (л.д. 68-79), распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки физического лица N 07-15/12-04-В от 18 февраля 2021 года (л.д. 80-83), уведомлением по делу N 07-22/26/1095/01-В о времени и месте осмотра территории (л.д. 86-87), протоколом осмотра N 07-22/26/1095/01-В от 23 марта 2021 года принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов и фототаблицей (л.д. 88-97), уведомлением по делу N 07-22/26/1095/01-В о времени и месте составления протокола от 25 марта 2021 года (л.д. 98-101), протоколом N 07-22/26/1095/01-В об административном правонарушении от 02 апреля 2021 года (л.д. 102-103); актом проверки N 07-15/12-04-В (л.д. 106-108) и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вывод судьи районного суда о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Доводы жалобы о том, что на земельном участке, находящимся в настоящее время в аренде у ФИО1 он не проводит никакие работы и не может нести ответственность за то, что земельный участок раскопан, так как ранее предоставлялся в аренду ООО «…» для разработки месторождения полезных ископаемых не принимаются во внимание, поскольку указанные обстоятельства не влияют на выводы о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, 23 марта 2021 года в ходе проведения осмотра земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером «***», расположенного в 2300 метрах на северо-запад от северной окраины с. Балахоновское, принадлежащего на праве аренды ФИО1 обнаружена выемка карьерного типа со следами вскрышных работ и добычи песчано-гравийной смеси. На верхних слоях почвы расположен навалом снятый плодородный слой, в отдельных местах с вкраплениями песчано-гравийной смеси и с существенным проявлением глины (высота отвалов - от 3 до 5 метров); дно данной выемки карьерного типа частично заполнено водой; площадь карьерной выемки составила 227123 кв.м. Также на этом земельном участке размещено несколько очагов строительных, бытовых отходов (битый кирпич, шифер, части кровельных материалов, части древесины, полиэтиленовая пленка, автомобильные покрышки, стеклянная тара, пластиковая тара). При проведения планового рейдового осмотра данного земельного участка, на территории выемки карьерного типа был зафиксирован факт проведения работ по добыче песчано-гравийной смеси с последующей выгрузкой в грузовые автомобили (гос. номер <***>, В649НУ 126), что подтверждается фототаблицами (л.д. 71-79, 91-97).

Согласно пункту 4.2.1. договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 25 сентября 2015 года заключенного администрацией муниципального образования Балахоновского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края с главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, арендатор обязан эффективно использовать полученный в аренду земельный участок в соответствии с целевым назначением.

В соответствии со статьей 12 Земельного Кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В силу приведенных правовых норм, а также положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на арендаторов земельных участков возложена обязанность проведения соответствующих мероприятий по защите и охране земель.

В ходе производства по делу объективно установлено, что ФИО1 данная обязанность не выполнена.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки при рассмотрении жалобы на вынесенное по делу постановление судьей районного суда, не нашли своего подтверждения, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалуемом судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях указанного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей районного суда в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом административного органа и судьей районного суда норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, свидетельствует о субъективном толковании заявителем жалобы приведенных правовых норм и основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых актов, не допущено, нормы материального права применены правильно.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ФИО1 в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.

Оснований для удовлетворения доводов жалобы (с учетом дополнений) не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ставропольского краевого суда

решил:

жалобу (с учетом дополнений) ФИО1 оставить без удовлетворения.

Постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Северо-кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО2 от 10 июня 2021 года № 07-22/26/1095/01-В, решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 02 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения.

Судья

Ставропольского краевого суда О.Р. Корнушенко