ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-723/2021 от 20.10.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Демин А.Н 7-723/2021

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

20 октября 2021 года

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 26.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установил:

Постановлением заместителя начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Предгорному району ФИО2 от 07.07.2021
№ 18810326213700001206 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей (далее – постановление от 07.07.2021).

Решением судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 26.08.2021 постановление от 07.07.2021 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения (далее – решение судьи от 26.08.2021).

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, ФИО1 считает постановление от 07.07.2021 и решение судьи от 26.08.2021 незаконными и необоснованными, вынесенными с существенными нарушениями административного законодательства.

Полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ФИО1 как владелец транспортного средства использует его в коммерческих целях, являясь индивидуальным предпринимателем, в связи с чем, по мнению заявителя, установка тахографа на автомобиль не является для ФИО1 обязательной по смыслу положений п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ), следовательно, в действиях последнего отсутствует событие вменённого ему в вину административного правонарушения.

Также считает, что установка тахографа на транспортное средство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и использующего своё личное транспортное средство в личных целях, и соответственно Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440 об утверждении Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, нарушения положений которого вменены в вину ФИО1, противоречат положениям Конституции Российской Федерации и Закона № 196-ФЗ.

Просит отменить постановление от 07.07.2021 и решение судьи от 26.08.2021, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав ФИО1, поддержавшего и просившего удовлетворить жалобу, в отсутствие представителя административного органа, надлежаще извещённого, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 ст. 11.23 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) предусмотрено, что управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 3000 рублей до 5000 рублей.

В силу п. 2.7 Правил дорожного движения (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения"), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) (далее – Правила дорожного движения), водителям запрещено управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации.

Абзацем 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон РФ № 196-ФЗ) определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, помимо прочего, оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона РФ N 196-ФЗ физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны, в числе иного, обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем 10 п. 1 настоящей статьи; соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 20 Закона РФ № 196-ФЗ физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны, в числе иного, обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.

В соответствии с названной нормой Правительство Российской Федерации в постановлении от 23.11.2011 № 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" определило, что указанные требования утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, транспортные средства подлежат оснащению тахографами в соответствии с требованиями, установленными названными постановлением Правительства Российской Федерации и приказами Министерства транспорта Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 28.10.2020 № 440 утверждены Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (далее – Приказ № 440).

Согласно п. 1 Приложения N 2 к Приказу N 440 оснащению тахографами подлежат грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами.

Пунктом 14 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - Технический регламент ТС) предусмотрено, что оснащение техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами) осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза.

«Порядок оснащения транспортных средств тахографами» утвержден Приказом Минтранса России от 26.10.2020 N 438, зарегистрированным в Минюсте России 19.11.2020 N 60988, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.gusp.gov.ru/ - 20.11.2020, начало действия - 01.01.2021, срок действия ограничен 01.01.2027 (далее – Порядок № 438).

Порядок применяется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее - владельцы транспортных средств) в целях обеспечения безопасности дорожного движения (п. 2 Порядка № 438).

Исходя из Приложения N 1 к Техническому регламенту ТС к транспортным средствам категории N 2 относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

Таким образом, Технический регламент Таможенного союза только дополняет действующее законодательство в части оснащения транспортных средств тахографами и не вступает в противоречие с Приказами Минтранса России.

Как следует из материалов дела, 08.06.2021 в 15 часов 10 минут по адресу: <...>, водитель ФИО1, управляющий транспортным средством Исузу Форвард, р/з <…>, допустил нарушение положений п. 2.7 Правил дорожного движения и Приказа № 440, выразившееся в управлении транспортным средством, разрешенная максимальная масса которого превышает 3500 кг, без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (тахографа).Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.Таким образом, ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ.Доводы жалобы о том, что положения действующего законодательства об установке тахографа на транспортные средства, эксплуатируемые физическими лицами в личных (а не предпринимательских) целях, для данных лиц не являются обязательными, соответственно, заявитель не является субъектом административной ответственности и в его действиях отсутствует событие вменяемого ему административного правонарушения, а также доводы о несоответствии положений Приказа № 440 Конституции Российской Федерации и Закону РФ № 196-ФЗ - отклоняются как противоречащие вышеуказанным нормам права и основанные на неверном их толковании. Так, в силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 247-ФЗ), настоящий закон определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.Согласно положениям частей 2 и 3 ст. 15 Закона РФ N 247-ФЗ, независимо от того, признаны ли утратившими силу (отмененными) нормативные правовые акты, с 01.01.2021 при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, а несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 01.01.2020.В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона РФ N 247-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 ст. 15 Закона РФ N 247-ФЗ не применяются.Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 утвержден Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее – Перечень НПА № 2467).Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения включено в Перечень НПА № 2467 (порядковый № 88), содержащий нормативные акты, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное частями 1, 2 и 3 ст. 15 Закона РФ N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в данном документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467). Согласно п. 1 Приказа N 440 требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности Приказ № 440 зарегистрирован в Минюсте России 27.11.2020 N 61118, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.gusp.gov.ru/ - 27.11.2020, начало действия - 01.01.2021, срок действия ограничен 01.01.2027.

С учетом положений Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Приказ Минтранса России от 28.10.2020 № 440 и Приказ Минтранса России от 26.10.2020 N 438, официально опубликованные и зарегистрированные в Минюсте России, носят обязательный характер.

Кроме того, Приказ № 440 включен в "Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) в рамках осуществления федерального государственного надзора", утв. Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации 19.07.2021 N 12-1673.

Таким образом, положения п. 2.7 Правил дорожного движения и п. 1 Приложения N 2 к Приказу N 440, нарушение которых вменяется ФИО1, согласуются с положением п. 3 ст. 20 Закона РФ № 196-ФЗ и носят для заявителя обязательный характер.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ.

Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует ст. ст. 28.1 и 26.2, 26.7 КоАП РФ.

Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе рассмотрения судьёй районного суда жалобы на постановление должностного лица ГИБДД, правомерно отклонены по мотивам, приведённым в обжалуемом судебном акте, не ставят под сомнение их законность и обоснованность и наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ.

Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 26.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Ставропольского краевого суда ФИО3