Дело № 7-727/2020
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 24 ноября 2020 г.
Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,
при секретаре Прорубщикове Г.А.,
рассмотрев жалобу ООО «ПИТЕРЖИЛСТРОЙ» на решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 14 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области от 20 ноября 2019 г. ООО «ПИТЕРЖИЛСТРОЙ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 900000 рублей.
Из постановления следует, что в ходе рейдового осмотра земельного участка с кадастровым номером 47:23:0319003:1085, проведенного по заявлению гражданки ФИО3 комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области, было установлено, что ООО «ПИТЕРЖИЛСТРОЙ» в нарушение требований ст.ст. 1.2, 7, 9, 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» допустило пользование недрами (добычу подземных вод) на указанном земельном участке в отсутствие лицензии на право пользования недрами.
Решением судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 14 сентября 2020 г. постановление изменено - административный штраф снижен до 400000 рублей.
В жалобе ООО «ПИТЕРЖИЛСТРОЙ» содержится просьба об отмене постановления и решения суда как незаконных. В жалобе указывается, что получение ООО «ПИТЕРЖИЛСТРОЙ» лицензии на пользование недрами не требовалось, поскольку добыча подземных вод осуществляется для собственных нужд заявителя и не из водоносных горизонтов, являющихся источником централизованного водоснабжения. Кроме того, при проведении планового (рейдового) осмотра земельного участка, принадлежащего организации, не были соблюдены требования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым не предусмотрено привлечение к административной ответственности при выявлении противоправного деяния.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника ООО «ПИТЕРЖИЛСТРОЙ» Волницкого М.В., прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 11 Законом Российской Федерации «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, определяющей основные условия пользования недрами.
Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, влечет согласно ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении юридических лиц наложение административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из судебного решения усматривается, что выводы судьи, проверившего законность и обоснованность постановления заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области от 20 ноября 2019 г., основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения ООО «ПИТЕРЖИЛСТРОЙ» административного правонарушения подтверждаются заданием на проведение планового рейдового осмотра от 9 августа 2019 г., актом планового осмотра от 12 августа 2019 г., протоколом об административном правонарушении от 30 августа 2019 г., другими материалами дела.
Доводы жалобы со ссылкой на Инструкцию Роскомнедра
по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, утвержденную Роскомнедром 14 апреля 1994 г., об отсутствии необходимости получения лицензии на том основании, что добыча подземных вод осуществлялась юридическим лицом не из водоносных горизонтов, являющихся источником централизованного водоснабжения, не могут быть приняты во внимание, в силу следующего.
В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения.
В силу ст.ст. 7, 9, 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» предоставление участка (участков) недр в пользование оформляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Согласно п 1.3 Инструкции Роскомнедра 14 апреля 1994 г. не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
Вместе с тем, из полученных в ходе производства по делу данных (письмо ФБУ «ТФГИ по Северо-Западному федеральному округу» от 12 сентября 2019 г., письмо ООО «Буровая компания «ВОДОРЕЗЕРВ» от 18 ноября 2019 г.), усматривается что при бурении на земельном участке с кадастровым номером 47:23:0319003:1085 был вскрыт Ордовикский водоносный горизонт, используемый для централизованного водоснабжения.
Таким образом, ООО «ПИТЕРЖИЛСТРОЙ» не вправе было осуществлять пользование недрами, являющимися источником централизованного водоснабжения, без лицензии.
Доводы жалобы о нарушении при проведении планового (рейдового) осмотра требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не наделяющего должностное лицо, выявившее нарушение, правом привлечь виновное лицо к административной ответственности основано на неправильном понимании закона.
В соответствии с п. 2.4.9.1 Административного регламента
исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Ленинградской области при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденного
приказом Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 9 апреля 2018 г. № 01-17-9, к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие Комитета с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в п. 2.4.9.1. административного регламента, должностные лица Комитета принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений (п. 2.4.9.4.).
Согласно ст. 66 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Из указанных положений следует, что должностные лица органов государственного надзора, к которым относятся государственные инспекторы в области охраны окружающей среды Ленинградской области, вправе в пределах своей компетенции принимать меры реагирования в случае выявления в ходе плановых (рейдовых) осмотров (обследований) территорий нарушений, в том числе, возбуждать дела об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы также не опровергают исследованные в суде доказательства, не доверять которым нет оснований, и которые полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину ООО «ПИТЕРЖИЛСТРОЙ».
Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Наказание назначено в соответствии с законом. Оснований для удовлетворения жалобы ООО «ПИТЕРЖИЛСТРОЙ» не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 14 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу ООО «ПИТЕРЖИЛСТРОЙ» – без удовлетворения.
Судья А.И. Осоцкий
(Судья Ю.В. Медведская)