ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-72919 от 19.09.2019 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск дело № 7 – 729 19 сентября 2019 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз» по доверенности Бауман С.Н. на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 июля 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз»,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области окружающей среды – начальника Ханты-Мансийского управления службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Миловановой И.В. от 24 апреля 2019 года № 01-021/2019, оставленным без изменения решением руководителя Природнадзора Югры от 31 мая 2019 года, юридическое лицо – акционерное общество «РН-Няганьнефтегаз» (далее – общество, АО «РН-Няганьнефтегаз») привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста давдцати тысяч рублей за нарушение правил санитарной безопасности в лесах, а именно: за загрязнение лесного участка площадью 0,1368 га нефтепродуктами в результате некатегорийного отказа 09 декабря 2018 года в 13:10 на трубопроводе O 156х6 мм «к. 596б – т.вр.к. 596б» в 60 метрах от к.596b в сторону т.вр.к.596b Ханты-Мансийского района в 147 км. юго-восточнее г. Нягань (ХМАО – Югра, Ханты-Мансийский район, УНП-Актив Юг-Талинка) в квартале 221 выделе 45 Самаровского лесничества Троицкого участкового лесничества Троицкого урочища (далее – Лесной участок), причиной аварии послужила внутренняя коррозия трубопровода, последствиями аварии явился разлив водонефтяной эмульсии на земли лесного фонда (Координаты порыва N 61?12?9.31086?, Е 66?38?41.81046?, Пулково 1942).

Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 июля 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменений.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, представитель акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз» по доверенности Бауман С.Н., указывает, что факт наступления негативных изменений качества окружающей среды на лесном участке материалами дела не подтверждается. Жидкость излилась на снег, который был убран, в связи с чем, полагает, что в действиях Общества отсутствует состав вменённого административного правонарушения. С момента направления оперативной информации об инциденте на трубопроводе до составления протокола об административном правонарушении, прошло более одного месяца.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не нахожу.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьёй 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли, покрытые лесной растительностью и не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В силу пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607 (далее – Правила), при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (пункта 25 Правил).

В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно-противоправным и наказуемым признается загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

Таким образом, объективную сторону состава данного административного правонарушения образуют действия, при которых наступает загрязнение лесов, а не ухудшение их санитарного состояния.

Факт совершения АО «РН-Няганьнефтегаз» вменённого административного правонарушения, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым судьёй городского (районного) суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований не согласиться с которой, не имеется.

Вопреки утверждению заявителя, загрязнение лесного участка и причинение вреда окружающей среде подтверждается самим фактом разлива нефтесодержащей жидкости (водонефтяной эмульсии), в том числе на снег.

Согласно акту расследования происшествия от 12 декабря 2018 года, косвенные потери нефти составили 7,468 тонн (л.д. 15).

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В силу своих физико-химических свойств нефть (водонефтяная эмульсия) является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение. Высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой. Последствиями разлива нефти на земельных участках, участках лесного фонда является порча земель, загрязнение лесов.

Возбуждение дела об административном правонарушении спустя 1 месяц после инцидента не ставит под сомнение выводы суда о виновности АО «РН-Няганьнефтегаз» в совершении вменённого административного правонарушения, а выполнение последним первоочередных мероприятий по локализации и ликвидации последствий некатегорийного отказа, не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Схемой нарушенных земель (нефтезагрязненного участка) и выпиской из государственного лесного реестра №86/010/19/49 от 28 января 2019 года опровергаются доводы жалобы об отсутствии загрязнения земель лесного фонда, а также оперативным сообщением, направленным юридическим лицом в административный орган (л.д. 18, 20, 30, 32, 1-3).

Все изложенные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судьёй Ханты-Мансийского районного суда, которые им обоснованно опровергнуты по основаниям, приведённым в соответствующем судебном решении, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся постановления и решения должностного лица, а также судебного акта.

Административное наказание назначено АО «РН-Няганьнефтегаз» в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не является максимальным.

Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, регламентированного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов и, по сути, сводятся к несогласию с вынесенными актами.

Несогласие представителя АО «РН-Няганьнефтегаз» с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьёй допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.9, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 июля 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз» оставить без изменения, жалобу представителя акционерного общества «РН-Няганьнефтегаз» по доверенности Бауман С.Н., – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры С.М. Ушакова