Судья Лысых Е.Н. Дело № 7 – 72/2022
РЕШЕНИЕ
11 февраля 2022 года г. Томск
Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев жалобу начальника федерального казенного учреждения «Томская воспитательная колония №2» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Томской области (далее - ФКУ Томская воспитательная колония №2 УФСИН России по Томской области) Н. на постановление начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области от 08.09.2021 и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 28.01.2022, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ Томская воспитательная колония №2 УФСИН России по Томской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области от 08.09.2021 ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области признано виновным и привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Томска от 28.01.2022 постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба начальника ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области – без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, начальник ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области Н. обратился в Томский областной суд с жалобой, в которой просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
В обоснование жалобы указывает, что ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области представлены доказательства, свидетельствующие о принятии мер, направленных для исполнения требований исполнительного документа, а именно: направление в вышестоящую организацию запросов о выделении бюджетных ассигнований на исполнение решение суда. Ссылается на то, что ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств из федерального бюджета, все финансирование ФКУ осуществляет Управление УФСИН России по Томской области. Указывает, что начальником ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области направлялись требования о выделении денежных средств для исполнения решения суда. Полагает, что казенным учреждением в рамках своих полномочий приняты исчерпывающие меры, направленные на исполнение судебного решения. Отмечает, что изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области. В обосновании изложенных доводов ссылается на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 № 2478.
Начальник ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области Н.., защитник Бараулина О.Г., должностное лицо, вынесшее постановление по делу, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Исходя из ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно ч. 4 ст. 49 Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершать определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.
В силу ст. 105, 113 указанного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Томска по делу № 2-412/2020, вступившему в законную силу 26.06.2020 на ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу организовать и провести предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) осужденных к лишению свободы, привлекаемых администрацией воспитательной колонии к оплачиваемому труду, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302п «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», в столовой на должностях: резчика пищевой продукции, подсобного рабочего; в медицинской части на должностях подсобного рабочего; в банно-прачечном комбинате на должности рабочего по обслуживанию бани. Исполнительный лист судом выдан взыскателю - Томскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области 08.07.2020.
11.08.2020 в отношении ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области возбуждено исполнительное производство.
16.09.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 рублей.
В связи с неисполнением ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области требований исполнительного документа в установленный судебным-приставом срок, УФСИН России по Томской области 28.01.20201 было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 26.02.2021 ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30.03.2021.
24.08.2021 судебным приставом-исполнителем в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, вновь установленный после наложения административного штрафа, составлен протокол № 1954 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которому уполномоченным должностным лицом 08.09.2021 вынесено оспариваемое постановление.
При этом из материалов дела следует и установлено в ходе судебного разбирательства, что ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области 30.03.2021 в 00 часов 00 минут, находясь по адресу: <...>, являясь должником по исполнительному производству 67593/20/70024-ИП в срок, установленный в постановлении от 26.02.2021 о назначении нового срока исполнения требований, указанных в исполнительном документе, а именно - до 30.03.2021, после наложения административного штрафа, не исполнило требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, выданном Ленинским районным судом г. Томска 08.07.2020, что свидетельствует о наличии в его действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следующей совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении № 1954 от 24.08.2021; исполнительным листом Ленинского районного суда г. Томска от 13.03.2020; постановлением о возбуждении исполнительного производства от 11.08.2020; постановлением о назначении нового срока исполнения от 26.02.2021; постановлением по делу об административном правонарушении от 08.09.2021 и иными исследованными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо сведений о том, что постановление судебного пристава-исполнителя от 26.02.2021 было обжаловано ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области и отменено в установленном законом порядке, в материалах дела не имеется и в суд не предоставлено.
Оценив фактические обстоятельства дела, представленные доказательства в их совокупности, должностное лицо и судья районного суда пришли к верному выводу о виновности ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области приняты исчерпывающие меры, направленные на исполнение судебного решения, в связи с чем, оснований для привлечения последнего к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 «Томская воспитательная колония №2» не имелось, подлежит отклонению.
Так, под уважительными причинами, препятствующими своевременному исполнению требований исполнительного документа необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ установлено, что в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
В то же время безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что вышеназванный порядок в соответствии с процедурой, предусмотренной законом, был соблюден, материалами дела не подтверждается.
Исходя из вышеназванных положений закона, учитывая длительность неисполнения исполнительного документа, отсутствие доказательств о принятии должником мер по обращению в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что указанные причины не могут являться основанием для освобождения должника от ответственности и прекращения производства по делу.
Аналогичные доводы были предметом оценки должностного лица и судьи районного суда, приведены в оспариваемых судебных актах и сомнений в правильности не вызывают.
Постановление о привлечении ФКУ «Томская воспитательная колония № 2» УФСИН России по Томской области к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено с учетом положений ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальных пределах санкции ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица или судебного решения, допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводу жалобы, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области от 08.09.2021 и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 28 января 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ «Томская воспитательная колония №2» УФСИН России по Томской области оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья А.В. Еремеев