ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-734/2022 от 23.08.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-734/2022

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 23 августа 2022 года

Судья Ленинградского областного суда Туманова О.В.,

при секретаре Курагине А.В.,

рассмотрев жалобу законного представителя ООО «Полигон ЭКОСТРОЙ» на постановление государственного инспектора Ленинградской области по охране природы № 01353-21/Д от 23.03.2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, а также представление № 01353-21/Д от 23.03.2022 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения и решение судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 07.06.2022,

установил:

постановлением государственного инспектора Ленинградской области по охране природы № 01353-21/Д от 23.03.2022 ООО «Полигон ЭКОСТРОЙ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде, административного штрафа в размере 150 000 рублей, за нарушение требований п.2 ст.7, 13 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст. 34, 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», п. 1 ч. 3 ст. 1 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», выразившееся в приеме отходов грунтов, образованных на объекте строительства «Четвертая Технологическая линия Газоперерабатывающего комплекса в составе комплекса переработки этансодержащего газа в районе посёлка Усть-Луга Кингисеппского района. Подготовительный этап Ленинградская область, Кингисеппский район в районе пос. Усть-Луга», без предварительной подготовки к утилизации, и размещение их в точке приблизительных координат на земельном участке кадастровый ; категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, что выявлено 29.11.2021.

Одновременно в отношении ООО «Полигон Экострой» было вынесено представление № 01353-21/Д от 23.03.2022 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Решением судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 07.06.2022 по делу № 12-101/2022, постановление должностного лица было изменено, назначен административный штраф с применением положений ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ в сумме 75 000 рублей.

В установленный законом срок, законным представителем подана жалоба на вышеуказанные акты, содержащая просьбу об их отмене, со ссылкой на допущенные процессуальные нарушения.

Защитник в судебное заседание явилась, не оспаривая факт несоблюдения юридическим лицом требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства, ссылаясь на нарушение сроков составления процессуальных документов, просила решение судьи и постановление должностного лица отменить.

Представитель Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на наличие в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения, что подтверждено совокупностью собранных по делу доказательств.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела и доводы жалобы, нахожу ее не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, влечет наступление административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно понятиям, используемым в ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон) отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; транспортированием отходов является перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

В силу ст. 4.1 Федерального закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсорсбережение. Обращение с отходами производства и потребления» под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского производства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.

При этом перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

Согласно примечанию к п.3.16 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсорсбережение. Обращение с отходами производства и потребления» к отходам не относят «побочный продукт» - дополнительную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции и не являющуюся целью данного производства, но пригодную как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

Вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технический условий и технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

Как следует из материалов дела, в соответствии с заданием председателя Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, согласно плану проведения выездных обследований на IV квартал 2021 года, 29.11.2021 проведено выездное обследование территории Кингисеппского района Ленинградской области, где в точке приблизительных координат зафиксировано размещение и планирование грунтов. В данной части проходила засыпка отходами (грунтами) обводненного участка вдоль проезда по центральной части общей территории нарушенных земель. На осмотренном земельном участке зафиксирована работа большегрузной техники: бульдозер с гос.номером ; экскаватор с гос.номером ; транспортное средство марки HONGVAN с гос.номером , транспортное средство марки HONGVAN с гос.номером ; транспортное средство марки КАМАЗ с гос.номером и др. По полученным от водителей указанного транспорта товарно-транспортным накладным установлено, что на осмотренном участке ООО «Полигон ЭКОСТРОЙ» осуществляет прием отходы грунтов, образованных на объекте строительства «Четвертая Технологическая линия Газоперерабатывающего комплекса в составе комплекса переработки этансодержащего газа в районе посёлка Усть-Луга Кингисеппского района. Подготовительный этап Ленинградская область, Кингисеппский район в районе пос. Усть-Луга» на земельных участках с КН имеющим категорию – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для организации крестьянского хозяйства «Ромашка», собственник указанного земельного участка ФИО4

Вышеуказанные обстоятельства были зафиксированы в акте № 1-15-01259-21/З и послужили основанием для возбуждения 10.12.2021 дела об административном правонарушении и проведения административного расследования.

В ходе административного расследования должностным лицом установлено, что 14.10.2021 между ООО «Полигон ЭКОСТРОЙ» (Заказчик) и ИП ФИО4 (Исполнитель) заключен договор № У-37/10/21_ул на оказание услуги по организации приема и использования незагрязненного грунта, образовавшегося в результате открытых земляных работ на объектах строительства (п.1.1). Прием и использование грунта осуществляется Исполнителем в целях осуществления работ по Проекту по рекультивации №3/2020 от 28.02.2020, прошедшего необходимые согласования в соответствии с действующим законодательством РФ, на земельном участке, расположенном по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Усть-Лужское сельское поселение; участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала; кадастровый ; категория земель – земли сельскохозяйственного назначения (п.1.2.1). Заказчик (ООО «Полигон ЭКОСТРОЙ»» не является образователем грунта (п.1.3). Заказчик заверяет, что грунт, предоставленный в рамках настоящего договора, не является отходами производства и потребления, а также токсичными вскрышными породами, что подтверждается предоставленным Протоколом биотестирования, оформленным надлежащим образом и выданной аккредитованной организацией (п.1.4). Заказчик завозит, а Исполнитель организует приемку и использование грунта объемом не более 500000 кубических метров (п.2.4).

16.11.2021 между ООО «Полигон ЭКОСТРОЙ» (Исполнитель) и ООО «Балтконд» (Заказчик) заключен договор № ПЭС/У-46/11/21_ул на оказание услуг по утилизации отходов 5 класса опасности, образованных на объекте Заказчика в результате его хозяйственной деятельности, либо образованных в результате хозяйственной деятельности на объектах третьих лиц (п.1.1). исполнитель предоставляет Заказчику организованное в соответствии с действующим законодательством РФ специально оборудованное, предотврающее негативное воздействие на окружающую среду место разгрузки отходов, расположенное по адресу: - Ленинградская область, Ломоносовский район, Низинское сельское поседение (кадастровые номера: ; ) (Площадка). Исполнитель осуществляет на Площадке деятельность по временному накоплению отходов и их последующую утилизацию, в соответствии с договором Аренды земельного участка № А-01/08/21 от 02.08.2021; - Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Усть-Лужское сельское поселение, вблизи д. Пески (кадастровый ) (Площадка). Исполнитель осуществляет на Площадке деятельность по временному накоплению отходов и последующую утилизацию, в соответствии с Договором аренды земельного участка № А-16/08/21_ул от 10.08.2021 (п.1.3). Исполнитель выполнит утилизацию принятых отходов 5 класса опасности в соответствии с требованиями, изложенными в положительном заключении государственной экологической экспертизы, технических условиях 38.32.39-001-21405280-21 (положительное экспертное заключение о соответствии 78-20-06.383.Т.25160 от 07.07.2021 выданное ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург»), техническом регламенте, действующего законодательства РФ в срок не позднее 11 месяцев с момента приема отходов в собственность (п.1.5).

Согласно акту приема-передачи отходов ООО «Полигон ЭКОСТРОЙ» за 4 квартал 2021 года приняла на утилизацию от ООО «Балтконд» грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами 8 11 1000 01 49 5 в количестве 48147 куб.м, объемом 61146,69 т.

Между тем, в соответствии с представленными утвержденными проектами рекультивации земельного участка с КН (проект 2020 года выполненный Федеральным государственным бюджетным учреждением «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория») установлено, что в соответствии с требованиями природоохранного законодательства в составе принимаемых материалов недопустимо наличие отходов 1…5 классов опасности для окружающей среды.

Кроме того, из договора № ПЭС/У-46/11/21_ул на оказание услуг по утилизации отходов 5 класса опасности, заключенного 16.11.2021 между ООО «Полигон ЭКОСТРОЙ» и ООО «Балтконд» не следует, что местом разгрузки отходов является земельный участок с КН имеющий категорию – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для организации крестьянского хозяйства «Ромашка», собственник указанного земельного участка ФИО4, расположенный по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Усть-Лужское сельское поселение, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала.

Таким образом, ООО «Полигон ЭКОСТРОЙ» на земельном участке с КН , собственник ФИО4, имеющий категорию земли сельскохозяйственного назначения, осуществляет обращение с отходами производства небезопасное для целевого использования земельного участка, а также для окружающей среды.

Факт нарушения ООО «Полигон ЭКОСТРОЙ» заключающегося в обращении с отходами производства небезопасного для целевого использования земельного участка, а также для окружающей среды подтверждается совокупностью доказательств, отраженных в постановлении должностного лица и исследованных судьей городского суда, а именно: актом № 1-15-01259-21/З выездного обследования от 29.11.2021; постановлением-квитанцией о наложении административного штрафа № 01277-21/Д от 29.11.2021 в отношении ФИО5 по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ; постановлением № 01278-21/Д от 29.11.2021 о привлечении ФИО6 по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ; копией договора № У-37/10/21_ул от 14.10.2021; копией договора № ПЭС/У-46/11/521_ул от 16.11.2021; протоколом об административном правонарушении № 01353-21/Д от 01.03.2022, иными доказательствами по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, не согласиться с чем оснований не имеется.

Таким образом, действия ООО «Полигон ЭКОСТРОЙ» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления

При принятии решения судьей городского суда обоснованно применены положения ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ и снижен размер административного штрафа до 75 00 руб., поскольку ООО «Полигон Экострой» включено по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, как микропредприятие.

Довод жалобы о нарушении права на защиту признается несостоятельным, поскольку лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было уведомлено о рассмотрении жалобы 05.05.2022, что подтверждается почтовым уведомлением, а также ходатайством об отложении судебного заседания, подписанным законным представителем.

При этом судьей обоснованного отказано в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку отказ конкретного защитника от представления интересов юридического лица, не может расцениваться, как основание для отложения рассмотрения жалобы.

Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Само по себе нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом и другими доказательствами по делу подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и жалобы установлено наличие в действиях юридического лица признаков противоправного деяния, представление № 01353-21/Д от 23.03.2022 государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ленинградской области следует признать обоснованным.

При рассмотрении жалобы дело проверено в полном объеме, оснований к изменению или отмене решения судьи, в том числе в связи с нарушением процессуальных ном КоАП РФ, не имеется.

на основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 07.06.2022, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Полигон ЭКОСТРОЙ» Юсуповой О.С. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.15 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья О.В. Туманова

(Судья Н.В. Штурманова)