ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-735/2023 от 08.11.2023 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-735/2023 Судья: Самойлова Т.Г.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 08 ноября 2023 года

Судья Челябинского областного суда Малкова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью Челябинский лакокрасочный завод «Фест Про» ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя руководителя – начальника отдела государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами по Курганской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 от 23 мая 2023 года, решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 04 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью Челябинский лакокрасочный завод «Фест Про» ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя руководителя – начальника отдела государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами по Кургансеой области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО6 от 23 мая 2023 года директор ООО Челябинский лакокрасочный завод «Фест Про» (далее – ООО ЧЛЗ «Фест Про») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Решением судьи Советского районного суда г. Челябинска от 04 октября 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, ФИО1 просит отменить принятые в отношении него акты производство по делу прекратить в связи отсутствием события административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что по первому протоколу ответственность за не соблюдение требований, установленных п.2 ч.2 ст.6 ФЗ № 195 от 26.07.2019 и п.6.5 приказа Минприроды и экологии РФ от 29 ноября 2019 № 814 законодательно не предусмотрена, по состоянию на 13 апреля 2023 года у ООО ЧЛЗ «Фест Про» отсутствовала обязанность по разработке соответствующих планов мероприятий. По второму протоколу формальное несоответствие программы ПЭК требованиям Приказа Минприроды России от 28 февраля 2022 года № 109, разработанной в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 28.02.2018 года № 74, нарушением не является. По третьему протоколу инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утв. Госкомприроды СССР не является действующей, поскольку противоречит Приказу Минприроды и экологии России от 07.08.2018 № 352 и приказу Минприроды и экологии России от 19.11.2021 № 871.

Представители ООО ЧЛЗ «Фест Про», Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении дела суду не направили. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 названного кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, в период с 06 по 30 марта 2023 года на основании решения №169-РШ от 01 марта 2023 года Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении ООО ЧЛЗ «Фест Про» проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды. Проверен объект негативного воздействия на окружающую среду – производственная территория, по адресу<адрес> код объекта , 1 категория негативного воздействия, согласно выписке из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду № 2346457 от 16.08.2018. Категория риска объекта- чрезвычайно высокая (1).

Актом выездной проверки № 45 от 30 марта 2023 года зафиксированы нарушения экологических требований:

В нарушение п. 1 ст. 22, п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1996 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - директором предприятия не проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и не установлены предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект НВОС), с кодом 75-0174-002535-П.

В нарушение п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2019 года № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха», п. 6.5 Приказа Минприроды России от 29.11.2019 №814 «Об утверждении правил квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух» - директором предприятия не разработаны мероприятия по достижению квот выбросов.

В нарушение п. 3 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 18.02.2022 №109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» - директором предприятия допущено несоответствие программы производственного экологического контроля ООО ЧЛЗ «Фест Про» установленным требованиям.

13 апреля 2023 года по указанным нарушениям в отношении директора ООО ЧЛЗ «Фест Про» ФИО1 составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 КоАП РФ.

Определением должностного лица от 17 апреля 2023 года протоколы об административных правонарушениях с учетом положений ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ объединены в одно производство.

23 мая 2023 года заместителем главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО7 с учетом положений ч.5 ст. 4.4 КоАП РФ вынесено постановление о привлечении директора ООО ЧЛЗ «Фест Про» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, и назначено наказание в виде предупреждения.

Факт административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и вина директора ООО ЧЛЗ «Фест Про» ФИО1 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: решением о проведении выездной плановой проверке от 01.03.2023 года №169-РШ, актом проверки № 45 от 30 мая 2023 года, протоколом об административном правонарушении № от 13 апреля 2023 года, протоколом об административном правонарушении от 13 апреля 2023 года, протоколом об административном правонарушении №08-01-13-17/2023 от 13 апреля 2023 года, протоколами осмотров от 06-07 марта 2023 года с фототаблицами, протоколами отбора проб промышленных выбросов, протоколами испытаний, экспертным заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО»; копией программы производственного экологического контроля от 12 декабря 2019 года и иными материалами.

Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило выявление административного правонарушения в ходе проверки, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы заявителя о том, что у ООО ЧЛЗ «Фест Про» отсутствовала обязанность по разработке мероприятия по достижению квот выбросов, несостоятельны.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ внесении изменений в отдельных законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах на территориях эксперимента, обязаны разрабатывать и реализовывать планы мероприятий по достижению квот выбросов в случае невозможности соблюдения установленных квот выбросов.

Объект НВОС ООО ЧЛЗ «Фест Про» с кодом приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.02.2021 №67 «Об утверждении перечня квотируемых объектов в городском округе Челябинск» включен в перечень квотируемых объектов в городском округе Челябинск на основании п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2019 года №195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

Во исполнение п. 6.3 Приказа Минприроды России от 29.11.2019 №814 «Об утверждении правил квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух» ООО ЧЛЗ «Фест Про» было уведомлено письмом Росприроднадзора от 01.12.2021 №РН об установленных квотах выбросов по квотируемому объекту НВОС ООО ЧЛЗ «Фест Про» с кодом . Квоты выбросов установлены для 36 загрязняющих веществ с общим валовым выбросом в размере 18,8655 тонн в год.

Из проведенного в ходе проверки сравнительного анализа сведений о фактических выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух (тонн/год) с установленными квотами следует, что ООО ЧЛЗ «Фест Про» превышает установленные квоты выбросов в 2021 году по загрязняющим веществам: Сольвент нафта, Пыль абразивная, Марганец и его соединения; в 2022 году по загрязняющим веществам: Сольвент нафта, диЖелезоТриоксид, Марганец и его соединения.

Ссылки в жалобе на то, что формальное несоответствие программы ПЭК требованиям Приказа Минприроды России от 28 февраля 2022 года № 109, разработанной в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 28.02.2018 года № 74, нарушением не является, судом отклоняются.

Согласно ч. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Представленная при проверке Программа производственного экологического контроля, подписанная и утвержденная директором ООО ЧЛЗ «Фест Про» ФИО1 12.12.2019 года, разработана и утверждена в период действия Приказа Минприроды России от 28.02.2028 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», который утратил силу с 01.09.2022 года в связи с изданием Приказа Минприроды России от 18.02.2022 №109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Программа ПЭК предприятием с 01.09.2022 года не актуализирована на предмет соответствия новым требованиям Приказа Минприроды России от 18.02.2022 №109.

Программа ПЭК разработана с отступлениями от требований, в ней отсутствуют необходимые сведения, что является нарушением требований ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Программа ПЭК ООО ЧЛЗ «Фест Про» не содержит сведений: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

ООО ЧЛЗ «Фест Про» необходимо привести программу ПЭК в соответствие с действующим законодательством.

Утверждения заявителя, что инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не является действующей, поскольку противоречит Приказу Минприроды и экологии России от 07.08.2018 № 352 и приказу Минприроды и экологии России от 19.11.2021 № 871, не свидетельствуют об отсутствии состава вменяемого правонарушения.

В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Пунктом 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ предусмотрена обязанность указанных лиц при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводить инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Последняя инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО ЧЛЗ «Фест Про» проведена в 2014 году. Ранее Управлением Росприроднадзора по Челябинской области было выдано ООО ЧЛЗ «Фест Про» разрешение на выброс №484 от 15.09.2014 года на период с 15.09.2014 года по 14.09.2019 года. По истечении срока действия разрешения ООО ЧЛЗ «Фест Про», осуществляя деятельность на объекте I категории, не обращалось в территориальный орган Росприроднадзора на получение разрешения на выброс или комплексного экологического разрешения. При этом на объекте негативного воздействия имеется 44 стационарных источника.

Отсутствие инвентаризации подтверждает само ООО ЧЛЗ «Фест Про» программой производственного экологического контроля, утвержденной директором предприятия ФИО1 12.12.2019.

В разделе 2 «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» программы ПЭК отсутствуют сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, её последней корректировке. Показатель по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (маркерные вещества), а также сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных отсутствуют. Это зафиксировано в акте проверки № 45 от 30.03.2023 (Требование Приказа Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Аналогичное требование было в утратившем силу Приказе Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованным выводам о виновности директора Общества ФИО1, поскольку он имел реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, директором ООО ЧЛЗ «Фест Про» ФИО1 совершены действия, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Протоколы об административных правонарушениях в отношении директора ООО ЧЛЗ «Фест Про» ФИО1 составлены уполномоченными должностными лицами, соответствуют ст. 28.2 КоАП РФ.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.

Административное наказание директору ООО ЧЛЗ «Фест Про» ФИО1 назначено в соответствии с санкцией ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений ч.5 ст. 4.4 КоАП РФ.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя руководителя – начальника отдела государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами по Курганской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО8 от 23 мая 2023 года, решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 04 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью Челябинский лакокрасочный завод «Фест Про» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья С.В. Малкова