ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-738/20 от 21.10.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Крикун А.Д. Дело № 7-738/2020

РЕШЕНИЕ

город Ставрополь 21 октября 2020 года

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инспектора ДПС роты № 2 взвода № 1 ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Ставрополю Андрющенко А.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя от 07.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Усенко О.Л.,

установил:

постановлением инспектора ДПС роты № 2 взвода № 1 ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Ставрополю (далее – инспектор ГИБДД)
Андрющенко А.В. от 22.07.2020 № 18810026130003237071 Усенко О.Л. привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей (далее – постановление от 22.07.2020).

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя от 07.09.2020 постановление от 22.07.2020 отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (далее – решение судьи от 07.09.2020).

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, должностное лицо вынесшее постановление – инспектор ГИБДД Андрющенко А.В. просит решение судьи от 07.09.2020 отменить, приводя доводы о его незаконности, постановление от 22.07.2020 оставить без изменения.

В судебном заседании краевого суда привлекаемое лицо Усенко О.Л. против удовлетворения жалобы инспектора ГИБДД возражал, просил в её удовлетворении отказать, пояснил, что он сознательно не устанавливал индивидуальный опознавательный знак «Инвалид» на своем автомобиле «Ниссан Террано» в момент стоянки на парковочном месте для инвалидов, поскольку, являясь инвалидом второй группы согласно удостоверению инвалида, имеет льготу по постановке автомобиля в зоне знака 6.4 ПДД РФ с табличкой 8.17 ПДД РФ, а также, имея юридическое образование, осведомлён, что Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.11.2019 № 724н с 01.07.2020 индивидуальный опознавательный знак «инвалид» отменен, в связи с чем полагает, что отсутствие данного знака не является нарушением. Кроме того, он «стесняется» ездить на автомобиле с таким знаком. Протокол об административном правонарушении и постановление от 22.07.2020 он действительно подписал без замечаний, не читая текст, поскольку полагал, что инспектор ГИБДД его, сотрудника внутренней службы в отставке, штрафовать не будет, а ограничится лишь устным предупреждением. Ознакомившись впоследствии с содержанием постановления от 22.07.2020, решил его обжаловать в суд. Считает, что судья районного суда обоснованно удовлетворил его жалобу и постановление от 22.07.2020 отменил. Просит оставить решение судьи от 07.09.2020 без изменения, а жалобу инспектора ГИБДД – без удовлетворения.

В судебном заседании краевого суда инспектор ГИБДД
Андрющенко А.В. жалобу поддержал и просил её удовлетворить. Считает ошибочным утверждение Усенко О.Л. о том, что в связи с введением в действие с 01.07.2020 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.11.2019 № 724н об отмене индивидуального опознавательного знака «инвалид» стоянка на бесплатном парковочном месте для инвалидов разрешена вообще без установки на автомобиле опознавательного знака "Инвалид". Данным приказом отменяется оформление и выдача индивидуального опознавательного знака «Инвалид» в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы, однако чтобы воспользоваться преимуществами ПДД РФ, установленными для инвалидов, водитель-инвалид может приобрести в магазине и установить обычный опознавательный знак «Инвалид». При этом законом не запрещено водителю-инвалиду передвигаться на своем автомобиле и без такого знака, но в момент парковки на бесплатном парковочном месте для инвалидов такой знак должен быть установлен. У Усенко О.Л. отсутствовало право парковки автомобиля на парковочном месте, обозначенном дорожным знаком 6.4 с информационной табличкой 8.17 Приложения 1 к ПДД РФ; действия Усенко О.Л. по ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ; постановление от 22.07.2020 соответствовало закону, вынесено в пределах предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности. При таких обстоятельствах, у судьи районного суда не было законных оснований для удовлетворения жалобы привлекаемого лица и отмены постановления должностного лица.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения судьи районного суда в соответствии со
ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав инспектора ГИБДД Андрющенко А.В., поддержавшего и просившего удовлетворить жалобу, выслушав мнение Усенко О.Л., возражавшего против удовлетворения жалобы, просившего оставить решение судьи без изменения, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Обязанность доказывания вины лежит на административном органе, поскольку в соответствии с ч. 3ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В соответствии с ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведённых для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, - влечёт наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ), задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1).

В соответствии с Законом № 196-ФЗ единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 22).

В соответствии с п. 1.3 Правил дорожного движения РФ, утверждённых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090 (далее – ПДД РФ), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон
№ 181-ФЗ) на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Как следует из п. 1.2 ПДД РФ

«остановка» - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства;

«стоянка» - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 - 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

Согласно Приложению № 1 к Правилам дорожного движения «Дорожные знаки», установлено 8 категорий знаков, в том числе в 8-м разделе сосредоточены знаки дополнительной информации.

Дорожный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» Приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации обозначает место стоянки.

Дорожный знак дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» указывает, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалиды». Табличка 8.2.6 указывает зону действия знака.

Опознавательный знак «Инвалид» оформляется в виде квадрата жёлтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета и устанавливается спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов.

Согласно п. 5.7.5 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утверждённого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. № 120-ст, знак 6.4 «Место стоянки» применяют для обозначения площадок, предназначенных для стоянки транспортных средств.

В соответствии с п. 5.9.21 указанного ГОСТа табличку 8.17 «Инвалиды» применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.

На основании п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, на транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" - в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета - спереди или сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Из системного толкования приведенных норм следует, что остановка (стоянка) транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на парковочном месте для инвалидов разрешается только в случае установки на автомобиле опознавательного знака "Инвалид".

Согласно постановлению инспектора ДПС роты № 2 взвода
№ 1 ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Ставрополю Андрющенко А.В. от 22.07.2020 № 18810026130003237071 Усенко О.Л. привлечён к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, так как 22.07.2020 в 11 часов 20 минут, управляя автомобилем «Ниссан Террано»,
р/з <…>, в нарушение п. 1.3 ПДД РФ он произвёл стоянку транспортного средства на парковке, расположенной по адресу: г. Ставрополь,
ул. Ломоносова, д. 23 в месте, отведённом для стоянки транспортных средств инвалидов и обозначенном дорожным знаком 6.4 с табличкой 8.17 «Инвалиды», без опознавательного знака «Инвалиды» (л.д. 28).

Проверяя законность постановления по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришёл к выводу об отсутствии в действиях Усенко О.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ. При этом суд сослался на положения Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.11.2019 № 724н «Об утверждении порядка размещения в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использования и предоставления этих сведений и о признании утратившим силу Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.07.2018 № 443н «Об утверждении порядка выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования» (далее – Приказ № 724н), указав, что в соответствии с данным Приказом с 01.07.2020 «прекращается выдача федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования», и учёл тот факт, что Усенко О.Л. установлена вторая группа инвалидности, в связи с чем размещение сведений о транспортном средстве, а также использование и предоставление данных сведений осуществляется Пенсионным фондом РФ в электронном виде.

Не соглашаясь с решением судьи от 07.09.2020, инспектор ДПС роты
№ 2 взвода № 1 ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Ставрополю Андрющенко А.В. в рассматриваемой жалобе указывает, что судья районного суда не в полном объёме исследовал материалы дела и пришёл к ошибочному выводу об отсутствии в действиях Усенко О.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ. При этом заявитель сослался на судебную практику, в соответствии с которой наличие у гражданина инвалидности I и II группы само по себе не является обстоятельством, исключающим его административную ответственность по ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, поскольку остановка и стоянка на местах, обозначенных знаком 6.4 «Парковка» со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» разрешается только на мотоколясках и автомобилях, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».

Нахожу доводы жалобы инспектора ГИБДД заслуживающими внимания, ввиду нижеследующего.

Судьёй районного суда в ходе рассмотрения жалобы на постановление от 22.07.2020 не учтено разъяснение, содержащееся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому стоянка транспортного средства в месте, оборудованном дорожным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» со знаком дополнительной информации (табличкой) 8.17 «Инвалиды» с разметкой 1.24.3 или без таковой, допускается исключительно в случае, если на таком транспортном средстве установлен опознавательный знак «Инвалид». Размещение на таком парковочном месте транспортного средства, на котором не установлен опознавательный знак «Инвалид», либо транспортного средства, на котором указанный знак установлен в отсутствие законных оснований, подлежит квалификации по ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.

Приказом № 724н утвержден «Порядок размещения в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использования и предоставления этих сведений».

В соответствии с п. 1 Порядка, устанавливаются правила размещения в федеральном реестре инвалидов сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, а также использования и предоставления этих сведений в целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств.

Размещение сведений о транспортном средстве, а также использование и предоставление этих сведений осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в электронном виде.

Вместе с тем, установленное законом требование о нанесении опознавательного знака «Инвалид» на транспортное средство и наличие данного знака на автомобиле в момент осуществления стоянки транспортного средства в зоне действия соответствующего дорожного знака остаётся действующим и подлежит выполнению в целях использования бесплатного парковочного места транспортным средством, управляемым водителем-инвалидом или водителем, перевозящим инвалида или ребёнка-инвалида, независимо от введённого с 01.07.2020 Приказом № 724н положения о внесении в заявительном порядке данных о транспортном средстве в Федеральный реестр инвалидов.

С учётом вышеназванных норм и правоприменительных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, управление водителем-инвалидом транспортным средством (даже внесённым в Федеральный реестр инвалидов), бесспорно не свидетельствуют об отсутствии в действиях водителя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, и не освобождают его от установленной административной ответственности, если достоверно установлено, что опознавательный знак «Инвалид» не был установлен на транспортном средстве именно в момент осуществления стоянки транспортного средства в зоне действия соответствующего дорожного знака.

Между тем, на имеющейся в материалах дела видеозаписи зафиксировано административное правонарушение, а именно факт отсутствия опознавательного знака «Инвалид» на транспортном средстве заявителя именно в момент осуществления стоянки транспортного средства в зоне действия соответствующего дорожного знака

Более того, протокол об административном правонарушении и постановление от 22.07.2020 подписаны Усенко О.Л. без замечаний.

Из пояснений Усенко О.Л., данных в судебном заседании суда первой инстанции и в судебном заседании суда апелляционной инстанции, следует, что он умышленно не установил индивидуальный опознавательный знак «Инвалид» на своем автомобиле в момент осуществления стоянки в зоне действия соответствующего дорожного знака, полагая, что с 01.07.2020 отсутствие данного опознавательного знака не является нарушением.

Данные доводы ошибочны. В действительности, Приказом № 724н с 01.07.2020 прекращено оформление и выдача индивидуального опознавательного знака «Инвалид» в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы.

Однако требование об использовании только индивидуального опознавательного знака «Инвалид» действующим законодательством не предусмотрено. В целях реализации права пользования бесплатным парковочным местом водителем-инвалидом либо водителем, перевозящим инвалида (ребёнка-инвалида), заинтересованное лицо может приобрести обычный опознавательный знак «Инвалид» на платной основе в местах реализации таких знаков.

Требование о наличии опознавательного знака «Инвалид» в момент осуществления транспортным средством дорожного движения также действующим законодательством не предусмотрено. Данный знак должен быть установлен на транспортном средстве именно в момент осуществления стоянки транспортного средства в зоне действия соответствующего дорожного знака на бесплатном парковочном месте. Выполнение данного требования позволяет инспекторам ГИБДД и другим участникам движения, по меньшей мере, визуально, идентифицировать лицо, обладающее правом на соответствующую льготу.

Таким образом, верно установив юридически значимое обстоятельство - факт невыполнения Усенко О.Л. вышеуказанного требования в момент осуществления стоянки транспортного средства в зоне действия соответствующего дорожного знака, судья районного суда, вместе с тем, пришел к неверному выводу о том, что данное обстоятельство не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом.

Подача жалоб на не вступившие в законную силу постановления, решения по делам об административных правонарушениях и пересмотр таких актов осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.10 КоАП РФ.

Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление (решение) по делу об административном правонарушении, перечислены в ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в том числе, согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитываая вышеизложенное, прихожу к выводам о том, что у
Усенко О.Л. отсутствовало право парковки автомобиля на парковочном месте, обозначенном дорожным знаком 6.4 с информационной табличкой 8.17 Приложения 1 к ПДД РФ; действия Усенко О.Л. по ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ правильно квалифицированы должностным лицом в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ; постановление от 22.07.2020 соответствовало закону, вынесено в пределах предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности, составляющего два месяца. При таких обстоятельствах, законных оснований для отмены постановления от 22.07.2020 и прекращения производства по делу у судьи районного суда не имелось, в связи с чем решение судьи от 07.09.2020 надлежит изменить, не усиливая при этом административное наказание, назначенное постановлением от 22.07.2020.

Руководствуясь статьями 30.6 -30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу инспектора ДПС роты № 2 взвода № 1 ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Ставрополю Андрющенко А.В. удовлетворить частично.

Решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя от 07.09.2020 об отмене постановления инспектора ДПС роты № 2 взвода № 1 ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Ставрополю Андрющенко А.В. от 22.07.2020
№ 18810026130003237071 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Усенко О.Л., о прекращении производства делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить: постановление инспектора ДПС роты № 2 взвода № 1 ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Ставрополю Андрющенко А.В. от 22.07.2020
№ 18810026130003237071 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Усенко О.Л. оставить без изменения, жалобу Усенко О.Л. – без удовлетворения.

Судья

Ставропольского краевого суда О.В. Загорская