Дело № 7- 750/2015
Судья: Овчинникова А.Ю.
РЕШЕНИЕ
город Челябинск
11 августа 2015 года
Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретарях Воронцовой О.С, Медведевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего ТСЖ «Высотка» ФИО1, по жалобе управляющего ТСЖ «Высотка» ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г.Челябинска от 21 мая 2015 года,
установил:
постановлением № 3 и. о. начальника ИФНС России по Центральному району г. Челябинска ФИО2 18 марта 2015 года управляющий ТСЖ «Высотка» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей
Решением судьи Центрального районного суда г.Челябинска от 21 мая 2015 года данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе в вышестоящий суд ФИО1 выражает несогласие с неправомерно назначенным наказанием. Указывает, что между ТСЖ «Высотка» и ОАО «Челябинвестбанк» заключен договор от 17.06.2011 года № ***, с учетом доп. соглашения № 1 от 29.09.20011 года, предметом которого является оказание услуг по переводу денежных средств, в том числе через Партнеров от Абонентов в адрес Получателя денежных средств, обеспечение информационно- технического взаимодействия между Банков, Получателем средств и партнеров через технологию переводов, что предусмотрено Федеральным законом № 161- ФЗ от 27.096.2011 г. «О национальной платежной системе» и не предусматривает открытие клиентами специальных банковских счетов при получении услуги по переводу денежных средств. Считает, что правоотношение между Банком и Обществом, основанные на договоре от 17.06.2011 года не являются правоотношениями Поставщика и платежного агента, регулируемыми ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», следовательно, требования по применению Обществом специального банковского счета для получения денежных средств, предусмотренные законом, на Общество не распространяется.
2
Между тем указывает, что при проведении налоговой проверки банковские выписки не содержат информацию и привлечении Партнеров. Ссылается на нарушение его права на объективное и всесторонне рассмотрение дела, выразившимся в не привлечении к участию в деле Центрального Банка РФ, а также на то, что доводы представителя ОАО «Челябинвестбанк» не нашли своего отражения в решении суда.
ИФНС по Центральному району г. Челябинска был представлен отзыв на жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании ФИО1, его защитник Михайлова Т.С. доводы жалобы поддержали.
Представитель ИФНС по Центральному району г. Челябинска ФИО3, против доводов жалобы возражал.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, судья областного суда приходит к следующим выводам.
Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ) и № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее - Федеральный закон N 162-ФЗ) установлена обязанность банковских платежных агентов (субагентов), осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ, а также платежных агентов и поставщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), использовать специальный банковский счет.
Специальный банковский счет должен использоваться платежными агентами, банковскими платежными агентами (субагентами) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств и осуществления расчетов, поставщиком - для зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списания денежных средств на банковские счета.
Платежным агентом признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. При этом оператор по приему платежей - это юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, а платежный субагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые также заключили с
3
оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Поставщиком, с которым заключают договоры платежные агенты, признается юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), либо которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.
Административная ответственность платежных агентов, банковских платежных агентов (субагентов) и поставщиков связана с использованием специального банковского счета (счетов).
Объективной стороной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ является нарушение обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). Кроме этого, предусматривается ответственность за неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов.
Субъектами правонарушения, кроме прочих, могут выступать поставщики, получающие денежные средства от платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее -Федеральный закон № 161-ФЗ), а также в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Основанием для привлечения управляющего ТСЖ «Высотка» ФИО1 к административной ответственности послужило то, что им в результате ненадлежащего исполнения организационно-распорядительных функций не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению Федерального закона № 103, а именно в связи с отсутствием обеспечения необходимого контроля за деятельность ТСЖ «Высотка», в части использования при зачисление платежей от физических лиц за коммунальные услуги специального банковского счета.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям,
4
находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Частью 18 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Согласно ч. 16, 17, 19, 20 ст. 4 Федерального закона N 103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции: зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.
Согласно ст. 8 вышеуказанного закона получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.
Из материалов делу следует, что ТСЖ «Высотка» на возмездной основе осуществляет все юридические и фактические действия по содержанию и технической эксплуатации общего имущества дома № *** по ул. *** и придомовой территории, поставляет коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, который находится в его управлении.
Принимая платежи, ТСЖ «Высотка» действует от своего имени как исполнитель и является поставщиком услуг.
Деятельность по приему платежей за коммунальные услуги ТСЖ «Высотка» осуществляется на основании договора № *** от 17.06.2011 года, заключенного между ТСЖ «Высотка» и ОАО «Челябинвестбанк».
За период с 01.12.2014 г. по 31.01.2015 г. ТСЖ «Высотка» зачисляло денежные средства в общей сумме *** руб., принятые от платежного агента в качестве платежей от физических лиц, на банковский счет
5
№***, открытый в филиале ОАО «Челиндбанк», который не является специальным банковским счетом.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 3 от 04 марта 2015 года, актом № 2 проверки полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, соблюдения порядка ведения кассовых операций, использования специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет (счета) от 04 марта 2015г. договором от 17.06.2011 г. № ***; договором банковского счета ОАО «Челиндбанк» № 409 от 15.07.2005 г., расходными кассовыми ордерами за период с 09.12.2014 по 31.01.2015 г., авансовыми отчетами за период с 09.12.2014г. по 20.01.2015 г., а также совокупность иных доказательств , перечисленных в решении судьи, полученными в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ и оцененными должностным лицом и судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, ФИО1 являясь управляющим ТСЖ «Высотка» совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в рассматриваемом случае и исходя из заключенного договора от 17.06.2011 года № ***, закон не предусматривает открытие клиентами специальных банковских счетов при получении услуги по переводу денежных средств основаны на неверном понимании норма права и направлены на переоценку установленных обстоятельств.
ТСЖ «Высотка» с ОАО «Челябинвестбанк» 17 июня 2011 года заключен договор № ***, предметом которого является оказание услуг по приему платежей, в том числе через парнеров, от абонентов в оплату услуг, оказываемых поставщиком услуг, обеспечение информационно-технического взаимодействия между Банком, Поставщиком услуг, партнером, через Технологию приема платежей.
В силу раздела 1 договора, партнерами (участниками расчета) являются банки, предприниматели, предприятия, организации, участвующие в оказании услуг по переводу денежных средств с использованием технологии переводов и имеющие соответствующие разрешения или лицензии на прием наличных денежных средств от абонентов. Партнеры действуют на основании заключенных с банком договоров. Технология перевода денежных средств -автоматизированная система, включающая в себя систему «Город», иные, разработанные банком системы, обеспечивающие информационное взаимодействие между банком, получателями денежных средств, партнерами с целью приема платежей Абонентов.
6
ОАО «Челябинвестбанк» обязуется, в частности, оказывать услуги по переводу денежных средств абонентов, а ТСЖ «Высотка» обязуется организовывать сбор платежей от Абонентов в оплату услуг оказываемых Поставщиком услуг; не позднее рабочего дня, следующего за днем приема платежей перечислять на расчетный счет поставщика услуг денежные средства; обязуется ежедневно в рабочие дни обрабатывать информацию о переводах абонентов; своевременно вносить в реестры изменения, произошедшие в базе данных получателя денежных средств (подпункт 3.1.1. пункта 3.1 и подпункты 3.3.1, 3.3.2 пункта 3.3. договора).
Таким образом, из условий вышеуказанного договора, а также из содержания статьи 2 Федерального закона № 103-ФЗ следует, что ТСЖ «Высотка», получая денежные средства в счет оплаты коммунальных платежей, выступает поставщиком услуг, пользуется услугами агентов системы «Город», которые принимают от граждан в пользу общества наличные денежные средства и являются платежными агентами.
При этом специальный банковский счет для осуществления данного вида расчетов у ТСЖ «Высотка» отсутствует.
Анализ банковской выписки о движении денежных средств по расчетному счету ТСЖ «Высотка» № ***, ОАО «Челябинвестбанк» на период с 01 января 2014 года по 31 января 2015 года свидетельствует о том, что на данный расчётный счет (не являющийся специальным счетом) неоднократно поступали денежные средства от физических лиц в качестве оплаты за коммунальные услуги по договора от 08 августа 2012 года № ***.
Пунктом 15 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ установлена обязанность платежных агентов (к которым п. 3 ст. 2 этого же Закона отнесены юридические лица, за исключением кредитной организации, или
индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему платежей от физических лиц) сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). При этом приём платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет не допускается (пункт 4 статьи 8 Федерального закона № 103-ФЗ).
То обстоятельство, что отношения между платежными агентами, принимающими денежные средства от населения, и поставщиком услуг опосредуются услугами банка по переводу денежных средств, не исключает обязательность ведения поставщиком специального счета.
Ссылка в жалобе на не привлечении к участию в деле Центрального Банка РФ не является нарушением права на объективное и всесторонне рассмотрение дела, и не влияет на выводы и виновности управляющего ТСЖ «Высотка» ФИО1.
Позиция защитника об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, подтвержденная по его мнению, представленными в ходе судебного заседания письмами Центробанка № 75-8-017215 от 02 июня 2015 года, письмами ОАО «Челябинвестбанк» № 29060_КОМ от 17 марта 2015 года, № 27000-П/С-827 от 12 марта 2015 года, не свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемой ситуации состава административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Согласно письма Центробанка № 75-8-ОТ/215 от 02 июня 2015 года, напрвленного управляющим Уральского главного управления отделения по Челябинской области Михайловой Т. С, в нем изложена позиция Департамента национальной платежной системы Банка России о применении отдельных норм Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». При этом, в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 202 года № 86-ФЗ, Банк России не наделен правом толкования норм федеральных законов, а так же проведения оценки соответствия законодательству Российской Федерации схем расчетов при оплате жилищно-коммунальных услуг. Учитывая изложенное, высказанная в вышеуказанном письме позиция управляющего, основанием к отмене вынесенного по делу решения служить не может.
Приложенные защитником письма ОАО «Челябинвестбанк», содержат только сведения о том, что для открытия специального банковского счета поставщика необходимо представить в банк заявление с приложением документов (№ 27000-П/С-827 от 12 марта 2015 года) и позицию заместителя Председателя правления Банка о порядке применения Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (№ 29060JKOM от 17 марта 2015 года), и основанием к отмене вынесенных по делу решений служить не могут.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вопреки доводам жалобы административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является минимальным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
8
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья областного суда
решил:
решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 21 мая 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего ТСЖ «Высотка» ФИО1 оставить без изменения, жалобу управляющего ТСЖ «Высотка» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Майорова Е.Н.