ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-752/12-300/2012 от 06.08.2012 Пермского краевого суда (Пермский край)

                                                                                    Пермский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Пермский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Елохова О.Н.

Дело №7-752/12-300/2012

РЕШЕНИЕ

г. Пермь 06 августа 2012 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу защитника Администрации Александровского муниципального района Пермского края У., действующей на основании доверенности, на постановление судьи Александровского городского суда Пермского края от 10.07.2012 г.  по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Администрации Александровского муниципального района Пермского края,

установила:

Постановлением судьи Александровского городского суда Пермского края от 10.07.2012 г.  Администрация муниципального района Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В установленный ст. 30.3 КоАП РФ срок Администрация Александровского муниципального района Пермского края в лице защитника У. обратилась с жалобой, в которой просит постановление от 10.07.2012 г.  отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что нарушение, указанное в диспозиции ст. 6.3 КоАП РФ не тождественно «непринятию мер», «ненадлежащей организации работы», «отсутствию контроля со стороны администрации». Администрация Александровского муниципального района является исполнительным органом местного самоуправления, созданным в целях исполнения публичных обязательств муниципального района. С учетом п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2012 г.  №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация обязана организовать эксплуатацию полигона твердых бытовых и промышленных отходов, например, посредством создания для этой цели муниципального предприятия или путем привлечения иного хозяйствующего субъекта на договорной основе. На момент составления протокола об административном правонарушении эта обязанность была исполнена путем заключения договора аренды земельного участка от 29.11.2012 г.  №** с ООО «Название». Земельный участок предоставлен под полигон твердых бытовых отходов, целевым назначением, поэтому не обоснован довод о том, что каких-либо обязанностей по эксплуатации, содержанию полигона и т.д. ООО «Название» не осуществляло. Федеральный закон от 30.03.2012 г.  №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не наделяет органы местного самоуправления полномочиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Как юридическое лицо администрация района обязана выполнять требования, предусмотренные ст. 11 названного закона, в том числе, санитарные правила. Однако, СП 2.1.7.1038-01 являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов. Администрация Александровского муниципального района никогда не осуществляла и не осуществляет такую деятельность. Ссылка в постановлении на нарушение п.3.3 Временного регионального норматива градостроительного проектирования «Планировка и застройка городских и сельских поселений Пермского края», утвержденного приказом Министерства и развития инфраструктуры Пермского края от 12.06.2012 г.  №СЭД-35-07-04-38, несостоятельна, поскольку в соответствии с п.3 ст.17 Закона Пермского края от 14.09.2011 №805-ПК «О градостроительной деятельности в Пермском крае» региональные нормативы градостроительного проектирования применяются при подготовке документов территориального планирования Пермского края, принятии решений о резервировании земель для государственных нужд, подготовке проектов планировки территории и проектов межевания территории для размещения объекта регионального значения в соответствии с документами территориального планирования, и учитываются при подготовке документов территориального планирования муниципальных образований Пермского края, градостроительном зонировании территории, включая подготовку градостроительных регламентов, тогда как полигон в п. **** является существующим объектом. Временный региональный норматив градостроительного проектирования не содержит правовых норм о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, не устанавливает санитарных правил и гигиенических нормативов, не предусматривает санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, и ответственность за его неисполнение не может наступать по ст. 6.3 КоАП РФ. С учетом изложенного, ст.1.5 КоАП РФ вина администрации района в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отсутствует.

В судебное заседание Администрация Александровского муниципального района Пермского края, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего защитника не направила.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

01.07.2012 г.  ведущим специалистом-экспертом Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении Администрации Александровского муниципального района Пермского края составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ. Согласно протоколу об административном правонарушении по состоянию на 11 часов 40 минут 15.05.2012 г.  на территории полигона (свалки) п. **** по адресу: ****, Пермский край, г. Александровск, пгт **** выявлено: на территории полигона (свалки) пос. **** зафиксирован 1 очаг самовозгорания, расположенный по левую сторону от автодороги, ведущей к свалке, в нарушение требований ст.11, п.п. 1, 4 ст. 20, п.1 ст.22, п.3 ст.29 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.2012 г.  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.42 Земельного кодекса РФ, п. 5.7 СП 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населенных мест. Отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Данное правонарушение возникло по причине непринятия мер надлежащей организации работы по утилизации твердых бытовых отходов, отсутствия контроля со стороны администрации, непринятия мер по соблюдению требований санитарного законодательства со стороны юридического лица. Администрация Александровского муниципального района Пермского края не обеспечила соблюдение санитарных правил.

Судьей Александровского городского суда вынесено приведенное выше постановление.

Статья 6.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в виде предупреждения или административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пункт 5.7 СП 2.1.71038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» запрещает на территории полигона сжигание твердых бытовых отходов, указывает на необходимость принятия мер по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов.

Как установлено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, исходя из представленных доказательств: протокола об административном правонарушении, акта проверки №** от 01.06.2012 г. , фотоматериалов, и не оспаривается заявителем. Земельный участок (категория земель - земли населенных пунктов) площадью 10000 кв.м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Александровск, п. ****, находится в государственной собственности, не разграничен, предназначен для эксплуатации полигона твердых бытовых отходов. 15.05.2012 г.  на данном полигоне произошло самовозгорание мусора.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.2012 г.  №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.2012 г.  №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2012 г.  №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пп. 18 ст. 14, пп. 9 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2012 г.  №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится решение вопросов, связанных со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов.

Как следует из п. 1.9 Положения об организации утилизации и переработки бытовых промышленных отходов на территории Александровского муниципального района, принятого решением Земского Собрания Александровского муниципального района №282 от 24.01.2012 г. , полномочиями Александровского муниципального района являются: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, включающая в себя прием отходов в места сбора и размещения отходов или места захоронения (переработки); согласование маршрутов и условий транспортировки отходов с территорий поселений к местам сбора или захоронения; организация контроля за обращением с отходами производства и потребления согласно пункту 8 настоящего Положения.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации). Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Администрации Александровского муниципального района Пермского края выражается в том, что не были приняты своевременные необходимые и достаточные меры по соблюдению требований санитарного законодательства. Вывод судьи городского суда о наличии в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, является обоснованным, основан на материалах дела и действующем законодательства.

Относительно доводов жалобы о том, что по договору аренды земельного участка №** от 29.12.2012 г.  Администрация Александровского муниципального района Пермского края предоставило вышеуказанный земельный участок в аренду под полигон твердых бытовых отходов ООО «Название», не могут быть приняты во внимание, поскольку наличие данного договора не исключало контроль со стороны администрации за соблюдением санитарного законодательства.

Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не влекут отмену постановления.

Каких-либо нарушений в ходе проведения проверочных мероприятий, при производстве по делу об административном правонарушении, которые бы повлияли на законность постановления от 10.07.2012 г. , не выявлено.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 6.3 КоАП РФ, с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решила:

Постановление судьи Александровского городского суда Пермского края от 10.07.2012 г.  оставить без изменения, жалобу Администрации Александровского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.

Судья - Е.С. Филатова