Судья Климов Е.Л. Дело № 7-760/2020
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь | 28 октября 2020 года |
Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Эко-Сити» на решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 14.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО «Эко-Сити»,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – государственный инспектор Росприроднадзора) ФИО1 от 02.07.2020 № 20-6912/ПР-178/3 юридическое лицо - ООО «Эко-Сити» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей (далее – постановление от 02.07.2020).
Решением судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 14.09.2020 постановление от 02.07.2020 оставлено без изменения, жалоба ООО «Эко-Сити» – без удовлетворения (далее – решение судьи от 14.09.2020).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, директор ООО «Эко-Сити» ФИО2 просит отменить решение судьи от 14.09.2020, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым постановление от 02.07.2020, представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 02.07.2020 № 20-6912/ПР-178/4 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица - ООО «Эко-Сити» (далее – общество) состава административного правонарушения. Утверждает, что судьёй районного суда в ходе рассмотрения жалобы на постановление от 02.07.2020 установлены иные обстоятельства, которые не были вменены должностным лицом административного органа обществу, а обстоятельства, подлежащие установлению, судом первой инстанции не были установлены.
Государственным инспектором Росприроднадзора ФИО1 представлены письменные возражения на жалобу, в которых заявитель просит оставить без изменения представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 02.07.2020 № 20-6912/ПР-178/4, постановление от 02.07.2020 и решение судьи от 14.09.2020.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановления суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав представителя ООО «Эко-Сити» ФИО2 – ФИО3, поддержавшего и просившего удовлетворить жалобу, выслушав мнение государственного инспектора Росприроднадзора ФИО1, представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4, старшего помощника природоохранного прокурора
ФИО5, возражавших против удовлетворения жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Частью 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 № 453-ФЗ) установлены общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (ч. 2 ст. 34 Закона № 7-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от
24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Основные требования при проектировании, эксплуатации и рекультивации полигонов для обеспечения санитарных и экологических требований эффективного пользования земельных участков закреплены «Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твёрдых бытовых отходов» (утв. Минстроем России 02.11.1996) (далее – «Инструкция по ТБО»).
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Согласно материалам дела, 17.06.2020 Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором Белевцевым С.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому на земельном участке с кадастровым номером <…89>, площадью 172000 кв.м, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и т.д., расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район,
х. Нижнерусский, ул. Карьерная, д. 2, размещён полигон твёрдых бытовых отходов (далее - ТБО) и административно-хозяйственная зона с цехом сортировки и переработки отходов, эксплуатацию которого осуществляет ООО «Эко-Сити» (далее - общество). 10.06.2020 в рамках проведённого обследования рабочих карт полигона установлено, что, в нарушении требований п. 2.20 раздела 2 «Инструкции по ТБО», обществом не производится укрепление наружных откосов полигона в части их озеленения непосредственно после укладки изолирующего слоя, что, как следствие, может привести к выветриванию или смыву грунта с откосов полигона (л.д. 27-30).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, государственный инспектор Росприроднадзора ФИО1, признав установленными вышеуказанные обстоятельства, пришла к выводу о том, что обществом при эксплуатации полигона ТКО, расположенного в хуторе Нижнерусском Шпаковского района, не в полной мере соблюдаются утвержденные технологии в области охраны окружающей среды, и вынесла постановление от 02.07.2020 о привлечении ООО «Эко-Сити» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 40-46).
Оставляя постановление от 02.07.2020 без изменения, судья районного суда пришёл к выводу о доказанности ООО «Эко-Сити» в совершении вменяемого ему правонарушения.
Данный вывод нахожу преждевременным по нижеследующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Обязанность доказывания вины лежит на административном органе, поскольку в соответствии с ч. 3ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из обжалуемого постановления от 02.07.2020, юридическому лицу - ООО «Эко-Сити» вменено нарушение ч. 1 ст. 34,
ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ, ч. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ и п. 2.20 раздела 2 «Инструкции по ТБО».
Вместе с тем, при проверке законности постановления от 02.07.2020 судьей районного суда оставлено без внимания, что в тексте данного акта должностным лицом приведены нормы Закона № 7-ФЗ в редакции, не действовавшей на момент проведения проверки и выявления административного правонарушения.
Согласно общим положениям «Инструкции по ТБО», настоящая инструкция содержит основные положения, которые следует строго соблюдать при проектировании, эксплуатации и рекультивации полигонов для обеспечения санитарных и экологических требований эффективного использования земельных участков.
Из постановления от 02.07.2020 следует, что несоблюдение в полной мере утвержденных технологий в области охраны окружающей среды допущено обществом при эксплуатации полигона ТБО.
«Инструкция по ТБО» содержит раздел 2 «Эксплуатация полигонов».
Из п. 2 данного раздела следует, что эксплуатация полигона – это выполнение на полигоне следующих основных видов работ: прием, складирование и изоляция ТБО.
Из п. 2.8 «Инструкции по ТБО» следует, что существует два вида изоляции уплотнённого слоя ТБО: промежуточная и окончательная, обе из которых осуществляются грунтом.
В данном пункте указано, какой изолирующий материал разрешается использовать в зимний и весенний период.
Согласно п. 2.19 «Инструкции по ТБО» закрытие полигона для приема ТБО осуществляется после отсыпки его на проектную отметку, установленную заданием, на высоконагружаемых полигонах со сроком эксплуатации не менее 5 лет допускается превышение проектной отметки на 10%. Последний слой отходов перед закрытием полигона засыпается слоем грунта с учетом дальнейшей рекультивации. При планировке изолирующего слоя необходимо обеспечивать уклон к краям полигона.
Согласно п. 2.20 «Инструкции по ТБО» устройство изолирующего слоя полигона определяется заданием по его рекультивации.
Укрепление наружных откосов полигона должно проводиться с начала эксплуатации полигона по мере увеличения высоты складирования. Материалом для засыпки наружных откосов полигона служит предварительно снятый при его строительстве растительный грунт.
Для защиты от выветривания или смыва грунта с откосов полигона необходимо производить их озеленение непосредственно после укладки изолирующего слоя. По склонам высаживаются защитные насаждения и устраиваются террасы. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями и приводится в разделе 3 "Рекультивация территорий закрытых полигонов".
Учитывая, что пункты 2.19, 2.20 находятся в подразделе «Закрытие полигона и передача участка под дальнейшее использование» «Инструкции по ТБО», то предусмотренные данными пунктами требования о необходимости произвести засыпку наружных откосов полигона изолирующим слоем, а именно предварительно снятым при его строительстве растительным грунтом, а затем непосредственно после укладки данного изолирующего слоя произвести озеленение откосов полигона, а именно высадку по склонам полигона защитных насаждений (деревьев или кустарников) в целях защиты от выветривания или смыва грунта с откосов полигона, применимы скорее к окончательной (а не промежуточной) изоляции размещенного слоя ТБО, которая производится на стадии закрытия полигона и передачи участка под дальнейшее использование.
Поскольку проверка производилась в летний период и обществу вменялось неукрепление обществом наружных откосов полигона именно в части их озеленения и непосредственно после укладки изолирующего слоя, то для правильного разрешения дела должностному лицу административного органа и судье районного суда надлежало выяснить и установить юридически значимые обстоятельства:
непосредственно после проведения какой изоляции уплотненного слоя ТБО – промежуточной или окончательной – обществу надлежало произвести озеленение откосов полигона с целью защиты их от выветривания или смыва грунта и какими конкретно видами защитных насаждений – деревьями, кустарниками или иными видами защитных насаждений;
чем были предусмотрены мероприятия по проведению озеленения откосов полигона непосредственно после укладки изолирующего слоя - проектом (заданием) по рекультивации данного полигона либо каким-то иным документом.
Однако данные обстоятельства не были выяснены и не получили должной правовой оценки, что не может свидетельствовать о полном, объективном и всестороннем рассмотрении дела.
Как усматривается из материалов дела, вывод об отсутствии соответствующих укреплений, о нарушении п. 2.20 раздела 2 «Инструкции по ТБО», о которых идёт речь в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, представлении об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 02.07.2020 № 20-6912/ПР-178/4, обжалуемом постановлении от 02.07.2020 и других материалах дела, изначально сделан на основании визуального осмотра земельного участка, на котором расположен полигон ТБО, результаты которого отражены в акте обследования от 10.06.2020, подписанного старшим помощником природоохранного прокурора
ФИО5 (л.д. 50).
Однако достоверных доказательств того, что в ходе эксплуатации полигона ООО «Эко-Сити» в данном обществе было разработано задание по рекультивации изолирующего слоя полигона, о чём прямо указано в п. 2.20 раздела 2 «Инструкции по ТБО», а также фактически была произведена укладка изолирующего слоя, материалы дела не содержат и судом первой инстанции указанные обстоятельства не выяснены.
Помимо этого, в решении судьи содержится описание иного события административного правонарушения (нежели указано в постановлении от 02.07.2020), а именно - несоблюдение обществом требований природоохранного законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, выразившееся в «неосуществлении обществом при эксплуатации полигона ТБО изоляции наружных откосов полигона ТБО» (л.д. 82)
При изложенных обстоятельствах решение судьи районного суда законным признано быть не может.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения ООО «Эко-Сити» к административной ответственности не истёк, то в соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ решение судьи от 14.09.2020 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Шпаковский районный суд Ставропольского края.
Судье районного суда надлежит учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
В связи с отменой решения судьи по указанным основаниям суд апелляционной инстанции не входит в обсуждение иных доводов жалобы, так как они могут быть проверены судьёй районного суда при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу ООО «Эко-Сити» удовлетворить частично.
Решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 14.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Эко-Сити» отменить.
Материалы дела направить на новое судебное рассмотрение в Шпаковский районный суд Ставропольского края в ином составе суда.
Судья
Ставропольского краевого суда ФИО6