Судья Матлина О.И.
Дело № 7-768/2021 / 21-346/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 29 апреля 2021 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Каско Н.С., с участием защитников Кремер Я.А., Архангельского О.Г., рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 01 февраля 2021 г., постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Западно-Уральского Управления Ростехнадзора от 10 ноября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л:
постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Западно-Уральского Управления Ростехнадзора от 10 ноября 2020 г. № 48/12/50 должностное лицо - директор общества с ограниченной ответственностью «***» (далее - ООО «***», общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 01 февраля 2021 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ФИО1, указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ФИО1, просит решение судьи городского суда, постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения, ссылаясь на то, что он субъектом вменяемого правонарушения не является, поскольку ООО «***» гидротехническое сооружение не эксплуатирует. Объекты, используемые ООО «***» входят в состав комплекса сооружений, предназначенных для отвода промышленных и бытовых сточных вод, соответственно положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на деятельность таких объектов не распространяется. ООО «***» является организацией, осуществляющей водоотведение через централизованную систему водоотведения, оградительная дамба является составной и неотделимой частью комплекса сооружений, предназначенных для отвода промышленных и бытовых сточных вод.
В судебном заседании в краевом суде, ФИО1, защитники Н., извещенные надлежаще, участие не приминали.
Защитники Кремер Я.А., Архангельский О.Г., в судебном заседании в краевом суде, жалобу поддержали.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения принимавших участие в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, дело об административном правонарушении, дополнительно представленные доказательства, судья краевого суда приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 9.2 КоАП РФ нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Из диспозиции указанной нормы закона следует, что объектом охраняемых отношений является, в том числе надлежащая эксплуатация гидротехнических сооружений.
Из материалов дела следует, что на основании требования первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 75/1-608-2020 о проведении внеплановой проверки соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений заместителем руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 15 октября 2020 г. № 97-рп издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки ООО «***» (****), задачами которой является установление фактов соблюдения (несоблюдения) ООО «***» законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
В период с 10 час. 50 мин. 19 октября 2020 г. до 10 час. 50 мин. 22 октября 2020 г. в отношении ООО «***» была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой был составлен акт проверки от 22 октября 2020 г. № 97-рп/А-2020 в котором изложены нарушения допущенные, по мнению административного органа, ООО «***» и подподающие по действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ.
Привлекая ФИО1 к административной ответственности, должностное лицо административного органа, а в дальнейшем при проверке законности постановления судья городского суда пришли к выводу о совершении должностным лицом директором ООО «***» ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.2 КоАП РФ, в связи с нарушением ООО «***» обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений (50 пунктов нарушений), в том числе нарушение: статей 8, 9, 9.1, 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ; пунктов 4, 5, 7 Положения о декларировании гидротехнических сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 ноября 1998 г. № 1303; пунктов 2, 3, 7 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2001 г. № 876; пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2019 г. № 1365; пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ, пункта 42 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением правительства РФ от 04 июля 2020 г. № 985, пунктов 6.1, 6.2, 6.3, 6.13, 6.27, 6.32, 6.41, 6.50, 7.9, 7.10, СП 58.13330.2019 Гидротехнические сооружений. Основные положения СНиП 33-01-2003».
Делая вывод о наличии в деянии ФИО1 вменяемого правонарушения должностное лицо и судья городского суда исходили из доказанности факта эксплуатации ООО «***» гидротехнического сооружения ссылаясь, в том числе на акт проверки от 22 октября 2020 г. № 97-рп/А-2020.
В акте проверки указано, что оградительная (защитная) дамба, насосная станция № 1 и насосная станция № 2, промотстойник и ковш-отстойник, являющиеся оконечной частью промышленного канала и находящиеся в эксплуатации ООО «***», образуют комплекс гидротехнических сооружений ООО «***». Согласно представленной проектной документации на строительство насосной станции № 2 (шифр 320-ТГ-ПЗ) при создании Камского водохранилища по проекту ЛО ГПИ Водоканалпроект в 1956 году на левом берегу реки Камы построена оградительная (защитная) дамба города Березники и насосная станция № 1 перекачки промливниевых и фильтрационных стоков с зоны защиты в р. Кама. Оградительная (защитная) дамба (дамба защитная южная от ПК-75 + 78,1 м), обеспечивая защиту прилегающей территории от подтопления паводковыми водами, одновременно является единым комплексом, технологически связанным с насосной станцией № 2: водоводы уложены на 1,5 м от отметки гребня дамбы, на гребне дамбы установлена система вантузов и автоматического запуска воздуха. Насосная станция № 2 расположена у низового откоса оградительной дамбы, состоит из железобетонной подземной части и надземной кирпичной надстройки 3 (машинный зал) в которой установлены 6 насосов марки ОПЗ-110, производительностью 5,2 куб.м/с с электродвигателем мощностью 1600 КВт. От насосов, установленных в станции вода поступает в выпуск сточных вод № 1. Выпуск сточных вод № 1: русловой, рассеивающий, представляет собой шесть (по количеству насосов) напорных водоводов из нержавеющих стальных труб диаметром 1400 мм. Расстояние между осями водоводов составляет 4 м. Расположение оголовков водоводов от береговой линии - от 30 до 130 м.
Вместе с тем при рассмотрении дела должностным лицом, жалобы судьей городского суда не учтено следующее.
Согласно материалам дела ООО «***» в соответствии с уставом осуществляет удаление и обработку сточных вод, в том числе: отвод сточных вод через систему сплавных сооружений и каналов (общесплавную систему канализации/систему коммунальной канализации), станцию перекачки и рассеивающий выпуск в реку Кама, их обработку и удаление; очистку сточных вод методом естественной очистки в отстойнике, обработку сточных вод промышленных предприятий. Согласно договору аренды недвижимого имущества от 01 января 2019 г. № ** (далее договор от 01 января 2019 г. № **) АО «***» (филиал «***» АО «***» в г. Березники), являющееся собственником ниже перечисленного недвижимого имущества, передало ООО «***» во временное владение и пользование:
- Сооружения комплекса «Станция перекачки сточных вод» (инв. № 2642).
- Комплекс механических очистных сооружений: промотстойник, ковш-отстойник, инв. № 2645, назначение: производственное, состоящий, в том числе из:
промотстойника, общей площадью 17460 кв.м; ковша-отстойника, общей площадью 850 кв.м.
- Открытый общесплавной канализационный канал от ПК 0+83,7 до Чуртанского шоссе, протяженностью 320 м; назначение: производственное (промышленное).
- Открытый общесплавной канализационный канал от Чуртанского шоссе до ПК 13+83,7, протяженностью 1063 м; назначение: производственное (промышленное).
- Дамба защитная южная от ПК-75 + 78,1 м, длина 396 м, (кадастровый номер ** согласно публичной кадастровой карте).
В соответствии с пунктами 2.3.2., 2.3.13 договора от 01 января 2019 г. № ** в обязанность ООО «***» входит содержание имущества, в том числе, инженерных сетей, коммуникаций в надлежащем и исправном состоянии в соответствии с требованиями органов санитарного и эпидемиологического надзора, Госархстройнадзора, пожнадзора, энергонадзора и других контролирующих органов, не допускать порчи имущества; производить за свой счет и своими силами текущий ремонт и с согласия собственника, капитальный ремонт имущества, нести эксплуатационные расходы, расходы на содержание и поддержание имущества в надлежащем состоянии.
В материалы дела представлены типовые договоры водоотведения заключенные ООО «***» с абонентами, в соответствии с которыми ООО «***» обязуется осуществлять прием сточных вод абонентов в систему водоотведения (промышленный канал) и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект р. Кама.
Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 г. ООО «***» установлены тарифы в сфере водоотведения на период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «***» является организацией, осуществляющей водоотведение.
Вместе с тем, признавая ФИО1 виновным должностное лицо и судья городского суда пришли к выводу, что в пользовании ООО «***» находятся сооружения образующие комплекс гидротехнических сооружений, в связи с чем общество является организацией, эксплуатирующей гидротехническое сооружение и, следовательно, обязано соблюдать требованиям законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, равно как и обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации определены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ).
Статья 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ предусматривает обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В силу статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Статьей 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что водоотведением является прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2).
Под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 14).
Централизованная система водоотведения (канализации) представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28).
Вместе с тем, в силу пункта 29 статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система холодного водоснабжения – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
В силу частей 1, 5 статьи 1 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения. К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Материалами дела подтверждается, что в пользование ООО «***» переданы объекты, предназначенные для осуществления деятельности по водоотведению, в связи с чем они не относятся к гидротехническим сооружениям.
Актом проверки от 22 октября 2020 г. № 97-рп/А-2020 установлено, что согласно договору аренды недвижимого имущества от 01 января 2019 г. № ** АО «***» (филиал «***» АО «***» в г. Березники), передало ООО «***» во временное владение и пользование: - Сооружения комплекса «Станция перекачки сточных вод» (инв. № 2642). - Комплекс механических очистных сооружений: промотстойник, ковш-отстойник, инв. № 2645, назначение: производственное, состоящий, в том числе из: промотстойника, общей площадью 17460 кв.м; ковша-отстойника, общей площадью 850 кв.м. - Открытый общесплавной канализационный канал от ПК 0+83,7 до Чуртанского шоссе, протяженностью 320 м; назначение: производственное (промышленное). - Открытый общесплавной канализационный канал от Чуртанского шоссе до ПК 13+83,7, протяженностью 1063 м; назначение: производственное (промышленное). - Дамба защитная южная от ПК-75 + 78,1 м, длина 396 м, (кадастровый номер ** согласно публичной кадастровой карте).
В состав комплекса сооружения, предназначенного для отвода промышленных и бытовых сточных вод входит промышленный канал, оградительная (защитная) дамба (дамба защитная южная от ПК-75 + 78,1 м), насосная станция № 2, выпуск сточных вод № 1, комплекс механических очистных сооружений».
Согласно пункту 1.3 договора аренды недвижимого имущества от 01 января 2019 г. № ** имущество передано ООО «***» для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере водоотведения.
Из исследованных технических паспортов указанных выше объектов, следует, что в техническом паспорте на «Открытый общесплавной канализационный канал от ПК 0+83,7 до Чуртанского шоссе» указано, что данный объект имеет назначение «Канал» и используется именно в таком назначении. В техническом паспорте на «Открытый общесплавной канализационный канал от Чуртанского шоссе до ПК 13+83,7» указано, что данный объект имеет назначение «Канал» и используется именно в таком назначении. В техническом паспорте на «Комплекс механических очистных сооружений: промотстойник, ковш-отстойник» указано, что данные объекты используются по своему непосредственному назначению как промотстойник, ковш-отстойник, то есть как накопительные ёмкости, используемые для сбора сточных вод и их механической очистки. Из технического паспорта сложного объекта «Сооружение комплекса «Станция перекачки сточных вод», а также исходя из элементов данного сложного сооружения, следует, что данное сооружение предназначено для сброса сточных вод через станцию перекачки в р. Кама.
В изложенной связи необходимо отметить, что из положений Свода правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* СП 31.13330.2012», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 635/14, следует, что инженерные сооружения централизованных систем холодного водоснабжения делятся на водозаборные сооружения (раздел 8), сооружения водоподготовки (раздел 9), водоводы, водопроводные сети и сооружения на них (раздел 11).
В подтверждение доводов жалобы о том, что используемые сооружения не являются гидротехническим сооружением представлено заключение 02 февраля 2021 г. № 12.294, подготовленное АО «ВНИИ Галургии». Согласно заключению сооружения комплекса «Станция перекачки сточных вод»: - Комплекс механических очистных сооружений: промотстойник, ковш-отстойник. - Открытый общесплавной канализационный канал от ПК 0+83,7 до Чуртанского шоссе, протяженностью 320 м; - Открытый общесплавной канализационный канал от Чуртанского шоссе до ПК 13+83,7, протяженностью 1063 м, являются сооружениями, предназначенными и используемыми для сбора, транспортировки, очистки и сброса сточных вод в водный объект, обладают признаками объектов централизованной системы водоотведения (канализации), не входят в комплекс сооружений, связанных с защитой прилегающих территорий от подтопления паводковыми водами, не предназначена для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, для использования водных ресурсов, в связи с чем отнесение таких объектов к гидротехническим сооружениям является неправомерным.
Относительно дамбы защитной южной от ПК-75 + 78,1 м в акте проверки указано, что она является оградительной (защитной) дамбой и, обеспечивая защиту прилегающей территории от подтопления паводковыми водами, одновременно является единым комплексом, технологически связанным с насосной станцией № 2.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ к числу гидротехнических сооружений относятся, в том числе, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций.
Из представленных материалов дела не следует, что ООО «***» указанные сооружения и дамбу использует, в том числе, для накопления, безопасного хранения и утилизации отходов хозяйственно-бытовых и промышленных стоков.
Из вышеизложенного следует, что сооружения, эксплуатируемые ООО «***», предназначены исключительно для приема сточных вод абонентов в систему водоотведения (промышленный канал), транспортировки, очистки и сброса в водный объект р. Кама, то есть являются сооружениями централизованной системы водоотведения.
Таким образом, с учетом представленных в дело доказательств, положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» сделать безусловный вывод о том, что находящиеся в пользовании ООО «***» инженерные сооружения являются гидротехническим сооружением не представляется возможным.
Учитывая, что факт эксплуатации ООО «***» гидротехнического сооружения не установлен, соответственно не является доказанным факт совершения административного правонарушения ФИО1 в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей в части несоблюдения обществом требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах выводы должностного лица и судьи городского суда о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ не основаны на представленных доказательствах и фактических обстоятельствах дела.
В связи с этим, постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Западно-Уральского Управления Ростехнадзора от 10 ноября 2020 г. № 48/12/50, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 01 февраля 2021 г. подлежат отмене, производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Западно-Уральского Управления Ростехнадзора от 10 ноября 2020 г. № 48/12/50, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 01 февраля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья - (подпись)