ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-769/2022 от 10.08.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Каблахов Р.Д. Дело № 7-769/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь 10 августа 2022 года

Судья Ставропольского краевого суда Корнушенко О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 на решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 16 июня 2022 года, вынесенное в отношении юридического лица – государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» (далее - ГУП СК «Ставрополькрайводоканал») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 № 26-21/ВП/112/Ф-343/4 от 29 октября 2021 года, юридическое лицо – ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 16 июня 2022 года указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, лицо вынесшее постановление по делу об административном правонарушении ФИО1, просит отменить решение судьи как незаконное и необоснованное. Полагает, что оно вынесено по не полностью выясненным обстоятельствам и с нарушением административного законодательства.

В возражениях на жалобу представитель ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по доверенности ФИО2 просит обжалуемое решение судьи от 16 июня 2022 года оставить без изменения, жалобу оставить без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, возражений, выслушав представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, по основаниям, изложенным в них, представителя ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по доверенности ФИО2, просившего отказать в удовлетворении жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Основанием для привлечения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» к административной ответственности, предусмотренной названной нормой закона, послужило то обстоятельство, что указанным юридическим лицом не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды при транспортировании жидких бытовых отходов, а именно: ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществлял сбор и транспортировку жидких бытовых отходов в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья городского суда пришел к выводу, что деятельность по перевозке сточных вод не может быть расценена как осуществляемая в отсутствие необходимой лицензии и с нарушениями в области охраны окружающей среды, поскольку удаление принимаемых ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по договорам фракций, выкачиваемых из выгребных ям, производится путем их очистки на очистных сооружениях предприятия с последующим направлением в водные объекты, в связи с чем, данные вещества квалифицируются как сточные воды.

Вместе с тем судьей Буденновского городского суда Ставропольского края не учтено следующее.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее-Закон № 99-ФЗ) с учетом положений настоящего Федерального закона. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относится деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

По настоящему делу предприятием населению оказывается услуга по вывозу жидких бытовых отходов.

Согласно статье 1 Закон № 89-Ф определено, что: отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно статье 3 Закона № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 30 частью 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Таким образом, сбор, транспортирование жидких бытовых отходов является деятельностью, подлежащей лицензированию.

Как указывалось ранее, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществлялся сбор и транспортировка жидких бытовых отходов (отходов (осадки) из выгребных ям, отходы коммунальные жидкие не канализованных объектов водопотребления) в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности.

Данный факт подтверждается договорами и актами выполненных работ на транспортировку сточных вод в период с 27 августа 2020 года по 31 августа 2021 года, представленных на листах дела 50-78.

На основании статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее-Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортированию хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классифицированного каталога отходов» отходы (осадки) из выгребных ям имеют код 7 32 100 01 30 4, отходы коммунальные жидкие не канализованных объектов водопотребления имеют код 732 101 01 304.

Согласно пункту 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11 - значной системе.

Одиннадцатый знак 11 - значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1- 1 класс опасности; 2 -11 класс опасности; 3 - III класс опасности; 4 - IV класс опасности; 5 - V класс опасности.

Следовательно, вышеуказанные отходы относятся к 4 классу опасности в соответствии с нормативными требованиями.

Как следует из материалов дела и установлено судом, лицензия на сбор, транспортирование жидких бытовых отходов у предприятия отсутствует, следовательно, предприятием нарушены требования части 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ, часть 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ, часть 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ.

Учитывая изложенное вывод судьи Буденновского городского суда о том, что ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» оказываются услуги по водоотведению сточных вод, накапливающихся в выгребных ямах, и для их транспортировки не требуется лицензия, является ошибочным.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Согласно подпункту «в» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), коммунальная услуга водоотведения - это отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

Абзацем 18 пункта 2 Правил № 354 предусмотрено, что централизованные сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).

Исходя из изложенного следует, что услуга водоотведения включает в себя полный цикл от приема стоков до их очистки. Очистка, откачка септиков (выгребов) при выгребной канализации, а в дальнейшем транспортирование автотранспортными средствами, оборудованными специализированными вакуумными цистернами не является услугой по водоотведению. В данном случае, населению оказывается услуга по вывозу жидких бытовых отходов.

Согласно пункту 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 жидкие бытовые отходы -хозяйственно - бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.

Таким образом, вывод судьи Буденновского городского суда Ставропольского края об отнесении транспортируемых из выгребных ям по договорам с заказчиками фракций к сточным водам, в отношении которых осуществляется водоотведение, опровергается приведенным выше анализом понятий водоотведения (представляющего собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием системы водоотведения), централизованной системы водоотведения (комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения), транспортировки сточных вод (перемещение сточных вод с использованием канализационных сетей) является ошибочным.

Последующая очистка принимаемых жидких фракций на очистных сооружениях не исключает предшествующие этому сбор и транспортировку жидких бытовых отходов в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Учитывая изложенное вывод судьи городского суда об отсутствии в действиях ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» состава вмененного административного правонарушения нельзя признать сделанным с соблюдением требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 16 июня 2022 года подлежит отмене, а дело возвращению в Буденновский городской суд Ставропольского края на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ставропольского краевого суда

решил:

жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 удовлетворить.

Решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 16 июня 2022 года, вынесенное в отношении юридического лица – государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Материалы дела направить на новое судебное рассмотрение в Буденновский городской суд Ставропольского края.

Судья

Ставропольского краевого суда О.Р. Корнушенко