Дело №7-77(2)/2021
Судья Кострюков П.А.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 8 февраля 2021 года
Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу администрации г.Тамбова Тамбовской области на решение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Тамбова по пожарному надзору территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Тамбову управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тамбовской области ФИО1 от 26 октября 2020 года №***, администрация г.Тамбова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 160 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, администрацией г.Тамбова была подана жалоба в суд о его отмене и прекращении производства по делу.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 декабря 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба администрации г.Тамбова – без удовлетворения.
В жалобе в вышестоящий суд, защитники администрации г.Тамбова ФИО2 и ФИО3 просят указанное решение судьи отменить, считая его незаконным и необоснованным, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Также ходатайствуют о восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы. Поясняют, что копия решения судьи поступила в администрацию г.Тамбова 30.12.2020, а срок для обжалования выпадал на выходные и праздничные дни.
Указывают, что по условиям контракта срок выполнения работ составляет 70-т календарных дней с момента заключения Контракта, то есть по 22.07.2020 включительно. В ходе исполнения контракта в адрес МБУ «Град-Сервис» от подрядчика - ООО «Тайфун» было направлено письмо № 173 от 22.07.2020 с просьбой расторгнуть Контракт по соглашению сторон из-за отсутствия возможности поставки и монтажа модулей пожаротушения, в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, возможная ближайшая дата поставки конец четвертого квартала 2020 года. Между МБУ «Град-Сервис» и ООО «Тайфун» 02.09.2020 было подписано соглашение № 1 о расторжении Контракта. В соответствии с п. 21 постановления администрации Тамбовской области № 233 от 26.03.2020 (с изменениями и дополнениями) «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Тамбовской области» установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, которое является обстоятельством непреодолимой силы.
При принятии выполненных работ по Контракту в адрес МБУ «ГрадСервис» от испытательной лабораторией ООО «Азы безопасности» был предоставлен протокол от 05.08.2020, в соответствии с которым, результаты проверки соответствия используемого оборудования, правильности его монтажа и работоспособности автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в административном здании, расположенном по адресу: ул. Карла Маркса, д. 146 г Тамбова, являются положительными, следовательно, смонтированное на объекте оборудование и работоспособность систем противопожарной защиты на момент проверки соответствует нормативным правовым актам и нормативным документам по пожарной безопасности.
При разработке проектно-сметной документации на реконструкцию (модернизацию) автоматической пожарной сигнализации, системы речевого оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре, системы пожаротушения в административном здании, а именно в части системы пожаротушения, ООО «АКБ Архитектор» ссылается на СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», которые, в силу п. 1.1 является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации. Помещения, в которых по условиям проектно-сметной документации предусмотрена установка системы пожаротушения, предназначены для хранения служебных документов. В соответствии с СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» система пожаротушения в помещениях расположенных в административном здании, не является обязательной, проектные решения, примененные в проектно-сметной документации были согласованы с заказчиком - МБУ «ГрадСервис». Отсутствие системы пожаротушения в помещениях не влияет на работоспособность всего здания в целом и помещений в отдельности.
В силу непредвиденных обстоятельств, установка системы пожаротушения в рамках Контракта № 33 была невозможно, но МБУ «ГрадСервис» запланирована закупка по монтажу системы пожаротушения на вторую половину IV квартала 2020 года - первую половину I квартала 2021 года.
В соответствии с Федеральным законом № 44ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указать точную дату осуществления закупки не предоставляется возможным, так как необходимо осуществить проведение следующих мероприятий: внести изменения в план финансово-хозяйственной деятельности, в соответствии с ч. 6, 7 ст. 16 Федерального закона № 44ФЗ от 05.04.2013; после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности нужно внести изменения в план-график закупок в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 44ФЗ от 05.04.2013; подготовить аукционную документацию, которую необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств.
Только после выполнения данных мероприятий возможно осуществить закупку в рамках Федерального закона № 44ФЗ от 05.04.2013.
На данный момент план финансово-хозяйственной деятельности утвержден, закупка на выполнение работ по установки модулей системы пожаротушения в административном здании также внесена в план-график закупок на 2021 год, а аукционная документация находится на стадии подготовки.
Администрация г.Тамбова готова исполнить условия Контракта в части выполнения работ по установке системы пожаротушения в административном здании, расположенном по адресу: ул. Карла Маркса, д. 146, г. Тамбова, а соответственно, предписание № 106/1/1 об устранении нарушения требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара будут устранены в указанный срок.
Таким образом, администрация г.Тамбова совершила все исчерпывающие действия, направленные на выполнение работ по реконструкции (модернизации) автоматической пожарной сигнализации, системы речевого оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре, системы пожаротушения в административном здание, а невыполнение работ по установке системы пожаротушения произошло по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены решения судьи районного суда.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок реализации гражданином права на судебную защиту конкретизируется в отраслевом законодательстве РФ, в нормах процессуального закона по видам судопроизводства.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получении копии постановления.
Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
По смыслу этой правовой нормы для восстановления пропущенного срока необходимо представить наличие к тому уважительных причин.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении № 1339-О от 17 июля 2012 года, ч.2 ст. 30.3 КоАП РФ, действующая во взаимосвязи с иными нормами данного Кодекса, не предполагает возможность произвольного удовлетворения ходатайства о восстановлении сроков на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
Рассматривая вопрос о восстановлении администрации г.Тамбова срока на обжалование решения по делу об административном правонарушении, нахожу ходатайство подлежащим удовлетворению, в виду следующего.
Решение судьей Ленинского районного суда г.Тамбова вынесено 15 декабря 2020 года, копия данного решения администрацией г.Тамбова получена 30 декабря 2020 года (л.д. 84), жалоба администрацией г.Тамбова направлена, согласно штампу почтового отделения 21.01.2021. В соответствии с распоряжением администрации г.Тамбова Тамбовской области № 2048-р от 21.12.2020, был предоставлен выходной день 31.12.2020. С 01.01.2021 по 10.01.2021 были объявлены праздничными нерабочими днями.
Таким образом, предусмотренный законом десятидневный срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, в данном конкретном случае пришелся на выходные (праздничные дни. Поэтому администрация г. Тамбова была лишена возможности своевременной подачи жалобы. Вместе с тем, поданная жалоба направлена в суд 21.01.2021, то есть в пределах десятидневного срока.
В целях недопущения по формальным основаниям ограничения доступа к правосудию, а также в виду отсутствия реальной возможности подготовки жалобы, пропущенный срок подачи жалобы подлежит восстановлению.
Частью 1 ст.20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Исходя из положений ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу абз. 5 ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела и это правильно установлено судьей, при монтаже средств обеспечения пожарной безопасности объекта защиты – административного здания администрации г. Тамбова, расположенного по адресу: <...>, было допущено не соблюдение проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно помещения архивов №1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 не были оборудованы системой автоматического пожаротушения, предусмотренного проектной документацией, тем самым со стороны администрации г. Тамбова было допущено нарушение требований пожарной безопасности, а именно п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме», и сделан правильный вывод о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации г.Тамбова к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и вина администрации г.Тамбова в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Доказательств невозможности соблюдения требований пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий, которые администрация г.Тамбова не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, а равно доказательств принятия администрацией г.Тамбова исчерпывающих мер для соблюдения ею требований пожарной безопасности при рассмотрении дела и судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление не установлено.
При таких обстоятельствах, действия администрации г.Тамбова правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Указами Президента РФ от 25.03.2020 №206 и от 02.04.2020 №239 на территории Российской Федерации с 30.03.2020 по 30.04.2020 были установлены нерабочие дни.
Контракт на выполнение работ по реконструкции (модернизации) автоматической пожарной сигнализации, системы речевого оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре, системы пожаротушения в административном здании по адресу: г. Тамбов, ул. К. Маркса, дом 146, был заключен 13.05.2020 со сроком исполнения в течение 70-ти календарных дней с момента заключения контракта, то есть до 22.07.2020. Таким образом, действие указанного контракта осуществлялось за пределами приведенных выше ограничительных мер в том числе нерабочих дней.
Кроме того, указанный контракт, как верно указано судьей районного суда, был расторгнут по соглашению сторон с момента подписания соглашения №1 от 02.09.2020, то есть не по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Более того, данный контракт от 13.05.2020 расторгнут по истечении значительного периода времени с момента окончания установленного срока его исполнения.
При этом продления сроков контракта не осуществлялось, иные меры, направленные на скорейшее выполнение обязанности по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты – административного здания администрации г. Тамбова, расположенного по адресу: <...> не принимались.
Последующие мероприятия о организации аукциона по закупке монтажа системы пожаротушения, не являются основанием для вывода об отсутствии в деянии администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Иные доводы, указанные заявителем в настоящей жалобе, аналогичны доводам жалобы, рассмотренной судьей районного суда, которым в решении дана правильная правовая оценка.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения администрации г.Тамбова к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено указанному лицу в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, вынесенное в отношении администрации г.Тамбова Тамбовской области, оставить без изменения, жалобу администрации г.Тамбова Тамбовской области - без удовлетворения.
Судья Ю.А. Курохтин