ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2021 года № 7-777/2021
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Мещерякова Н.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 на решение судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 28.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сухонский картонно-бумажный комбинат»,
установила:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от 16.06.2021 №... общество с ограниченной ответственностью «Сухонский картонно-бумажный комбинат» (далее – ООО «Сухонский КБК», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Оспаривая законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности, защитник ООО «Сухонский КБК» по доверенности ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, просила постановление отменить, производство по делу прекратить.
Решением судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 28.09.2021 постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от 16.06.2021 №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Сухонский КБК» отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе государственный инспектор в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1, ссылаясь на доказанность вины общества в совершении административного правонарушения, просит решение судьи отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
В судебном заседании защитник ООО «Сухонский КБК» по доверенности ФИО2 просила в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника общества ФИО2, прихожу к следующим выводам.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации.
Статьей 8.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Согласно содержанию постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от 16.06.2021 №..., в ходе плановой выездной проверки в рамках федерального государственного экологического контроля в отношении ООО «Сухонский КБК» в период с 15.04.2021 по 20.05.2021 установлено, что объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, «Производство бумаги» поставлен на федеральный государственный учет 31.12.2016 с присвоением объекту I категории негативного воздействия на окружающую среду, код объекта – №...П. Последняя актуализация сведений проведена в 2020 году, выдано свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду №... от 20.08.2020.
По результатам проверки выявлено, что в заявке и в сведениях, размещенных в федеральном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на объекте «Производство бумаги» эксплуатируется 3 стационарных источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, с суммарным валовым выбросом загрязняющих веществ 0,02135 тонн в год.
В составе актуализированных сведений на всех источниках выбросов загрязняющих веществ отсутствуют сведения о технологическом процессе, применяемых технологиях, в результате которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В данном разделе заявки ООО «Сухонский КБК» указало фактическое наименование источника выбросов «Сварочный трансформатор», что не является технологическим процессом, применяемыми технологиями, в результате которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Сведения о технологическом процессе, применяемых технологиях, в результате которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предусмотрены подпунктом «д» пункта 5 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, и в соответствии с пунктом 17 Правил являются обязательными для предоставления.
Таким образом, при анализе сведений, содержащихся в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду, установлено, что сведения, представленные в составе актуализированных сведений о постановке объекта на государственный учет ООО «Сухонский КБК», являются недостоверными, следовательно, обществом осуществлено сокрытие экологической информации.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами, и который включает в себя:
наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах;
сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях;
сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления;
сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;
сведения о программе производственного экологического контроля и результатах ее осуществления;
сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;
информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (части 3 и 4 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.
Согласно пункту 5 Правил, государственный реестр включает в себя следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, с указанием идентификационного номера налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя и кода причины постановки на учет в налоговых органах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта;
в) сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
г) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности;
д) сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;
е) сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
ж) сведения об источниках сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (мест сброса сточных вод) с указанием их географических координат;
з) сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
и) сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов;
к) сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
л) сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;
м) сведения о программе производственного экологического контроля;
н) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
о) информация о применяемых технологиях на объектах, отнесенных к I категории в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, и об их соответствии наилучшим доступным технологиям;
п) информация о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;
р) сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
с) информация о консервации, ликвидации объекта, об изменении его местонахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект.
В силу пункта 17 Правил основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а»-«и», «м», «н» и «п» пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Прекращая производство по делу, судья первой инстанции, проанализировав обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ООО «Сухонский КБК» дела об административном правонарушении, пришел к выводу об отсутствии в действиях привлекаемого к административной ответственности лица состава административного правонарушения, поскольку при постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, – «Производство бумаги», код объекта №...П, и актуализации сведений об объекте были представлены все сведения, указанные в подпункте «д» пункта 5, пункте 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572. Об этом свидетельствует выдача обществу свидетельств о постановке на государственный учет объекта от 31.12.2016 и об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 20.08.2020. При этом в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному надзору, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.02.2020 № 104, при изучении сведений, представленных ООО «Сухонский КБК», ответственным специалистом Росприроднадзора оснований для отказа в постановке объекта на государственный учет или в актуализации сведений установлено не было.
Согласно постановлению государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от 16.06.2021 №..., обществу вменено сокрытие экологической информации, выразившееся в представлении в составе актуализированных сведений о постановке объекта «Производство бумаги», оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, недостоверных сведений о технологическом процессе, применяемых технологиях, в результате которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В постановлении указано о нарушении обществом требований подпункта «д» пункта 5 и пункта 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.
Вместе с тем, как правильно указано в оспариваемом судебном акте, подпункт «д» пункта 5 Правил не содержит требование о представлении сведений о технологическом процессе, применяемых технологиях, в результате которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На представление указанных сведений имеется ссылка в подпункте «о» пункта 5 Правил, нарушение которого юридическому лицу не вменено
Различная точка зрения судьи и должностного лица на одни и те же обстоятельства дела и по одному и тому же вопросу применения и толкования норм материального права сама по себе не может служить достаточным основанием для пересмотра решения с ухудшением положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей районного суда существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену решения, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы должностного лица не имеется.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Сокольского районного суда Вологодской области от 28.09.2021 оставить без изменения, жалобу государственного инспектора в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Вологодского областного суда Н.В. Мещерякова