ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-778/2021 от 10.11.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Чернышова Т.В. дело № 7-778/2021

РЕШЕНИЕ

<адрес> 10 ноября 2021 года

Судья <адрес> краевого суда Темрезов Т.Б., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Кавмининтер» КОН на решение судьи Минераловодского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенном в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Кавмининтер» КОН,

установил:

постановлением /ВП/1-29/3 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – госинспектор Росприроднадзора) от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – генеральный директор ООО «Кавмининтер» КОН признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей (далее – постановление от ДД.ММ.ГГГГ).

Решением судьи Минераловодского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения (далее – решение судьи от ДД.ММ.ГГГГ).

В жалобе, поданной в <адрес>вой суд, генеральный директор ООО «Кавмининтер» КОН решение судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить, считает судебный акт незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями административного законодательства.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав генерального директора ООО «Кавмининтер» КОН и его представителя – адвоката КНС, поддержавших и просивших удовлетворить жалобу, выслушав мнение представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности ССВ, возражавшую против удовлетворения жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно материалам дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Северо - Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Кавмининтер», в ходе которой установлено, что общество осуществляет деятельность по добыче минеральной воды из скважины на Змейкинском месторождении на основании лицензии СТВ 00428 МЭ, выданной ДД.ММ.ГГГГ совместно Комитетом природных ресурсов по <адрес> и <адрес> на основании решения комиссии по недропользованию при <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), с целевым назначением и видами работ - добыча минеральной воды из скважины на Змейкинском месторождении. Лицензия зарегистрирована в Северо-Кавказском региональном геологическом фонде ДД.ММ.ГГГГ. Неотъемлемой составной частью указанной лицензии является Лицензионное соглашение об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод Змейкинского месторождения, расположенного на территории <адрес>, в соответствии с пунктом 3.1 которого срок действия лицензии был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерством природных ресурсов России по <адрес> зарегистрированы «Изменения и дополнения к Лицензионному соглашению об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод Змейкинского месторождения, расположенного на территории <адрес>. Пунктом 1 раздела 4 указанных изменений, пункт 6.1 Лицензионного соглашения изложен в редакции, обязывающей владельца лицензии в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по <адрес> согласованный и утвержденный в установленном порядке технический проект разработки Змейкинского месторождения.

Дополнением к лицензии СТВ 00428 МЭ на право пользования недрами для добычи минеральной воды из скважины на Змейкинском месторождении, расположенном на территории <адрес>, зарегистрированным Управлением по недропользованию по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, срок действия лицензии продлен до ДД.ММ.ГГГГ (пункт 4 Дополнения), в состав лицензии в качестве неотъемлемой составной части включены условия пользования недрами Змейкинского месторождения в новой редакции. В указанном дополнении повторно указано на необходимость согласовать и утвердить в установленном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ технический проект разработки Змейкинского месторождения подземных минеральных вод (пункт 3.2.1 Раздела 3 Дополнения к лицензии СТВ 00428 МЭ).

В пункте 3.2.3 Дополнения к лицензии СТВ 00428 МЭ предусмотрено, что владелец лицензии не позднее 1 года с даты государственной регистрации настоящего Дополнения к лицензии обязан разработать и утвердить новую технологическую схему разработки месторождения и проект округа горно-санитарной охраны в соответствии с утвержденным и согласованным проектом округа горно-санитарной охраны.

Согласно пункту 4.2 Раздела 4 Дополнения к лицензии СТВ 00428 МЭ основные требования по обеспечению рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды и безопасного ведения работ, связанных с добычей подземных минеральных вод (включая доразведку месторождения) должны устанавливаться в проектных документах соответствующих видов работ, прошедших необходимые согласования и экспертизы.

Во исполнение подпункта 3.2.3 пункта 3.2 Раздела 3 Дополнения к лицензии СТВ 00428 МЭ ООО «Кавмининтер» в 2013 году разработало и в 2014 году утвердило технологическую схему разработки Змейкинского месторождения (скважина ) минеральных вод, а в 2014 году также <адрес> горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения минеральных вод.

При этом, согласованный и утвержденный в установленном порядке технический проект разработки Змейкинского месторождения подземных минеральных вод в нарушение требований пункта 3.2.1 Раздела 3 Дополнения к лицензии СТВ 00428 МЭ у ООО «Кавмининтер» отсутствует.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу постановления /ВП/1-29/3 о привлечении должностного лица – генерального директора ООО «Кавмининтер» КОН к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Согласно письму Департамента по недропользованию по <адрес> (Кавказнедра) от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на запрос суда первой инстанции, сообщено, что ООО «Кавмининтер» осуществляет право пользования недрами на основании лицензии СТВ 00428 МЭ, выданной ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ - добыча минеральной воды из скважины на Змейкинском месторождении. Обязательства пункта 3.2.1 Раздела 3 Дополнения к лицензии СТВ 00428 МЭ перешли в актуализированные условия пользования недрами настоящей лицензии ДД.ММ.ГГГГ как неотъемлемая составная часть существенных условий изменений и дополнений к лицензии СТВ 00428 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия лицензии СТВ 00428 МЭ был продлен на основании письма Роснедра от ДД.ММ.ГГГГ № ИП-03-30/9979 и решения Комиссии Роснедра (протокол от ДД.ММ.ГГГГ (336). Пакет заявочных документов был принят в полном комплекте, который отвечал требованиям пункта 39 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрация лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии ш пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочное прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержден приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со страницей 92 Протокола, срок действия лицензии был продлен на 15 лет (на срок утверждения запасов). По результатам проверки, проведенной Управлением <адрес>, нарушений условий пользования недрами по лицензии СТВ 00428 МЭ не выявлено. Для исключения пункта 3.2.1 Раздела 3 Дополнения - лицензии СТВ 00428 МЭ ООО «Кавмининтер» вправе подготовить пакет заявочные документов в соответствии с требованиями пункта 39 Административного регламента и направить его Распорядителю недр для рассмотрения в установленном порядке. Согласно данных Технологии удаленного сбора электронных копии протоколов ГКЗ/ТКЗ и ЦСР ФГБУ «Росгеолфонд» Федерального агентства и недропользованию, Технологическая схема разработки Змейкинскогс месторождения (скважина ) минеральных вод является проектным документом, в соответствии с которым в настоящее время пользователем недр в рамках лицензии на пользование недрами СТВ 00428 МЭ осуществляется разработка указанного месторождения. Указанный проектный документ согласован в 2014 году Федеральным агентством по недропользовании: (Протокол ЦКР Роснедра по МПВ и ПС от ДД.ММ.ГГГГ). Разделом II Требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. установлены единые требования к структуре технологических схем и проектов разработки месторождений (участков) минеральных, теплоэнергетических г промышленных подземных вод, что свидетельствует о взаимозаменяемости этих видов проектных документов.

В соответствии с частью 2 статьи 23.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию не выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

С вступлением в действие Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение ), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение части 4 статьи 23.2 Закона о недрах, внесены изменения в порядок согласования проектных документов, а также в перечень проектных документов, подлежащих согласованию по видам полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 9 Положения при пользовании недрами для разведки и добычи, а также для геологического изучения, разведки и добычи минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии, согласование комиссией проектной документации осуществляется в отношении следующих документов: проекта опытно - промышленной разработки месторождения (участка), технологической схемы разработки месторождения (участка) и проекта разработки месторождения (участка).

Каждый из перечисленных видов проектных документов служит основанием для разработки месторождений (участков) минеральных подземных вод.

Согласно пункту «д» части 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов», охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя: определение объемов добычи (извлечения) подземных вод из подземных водных объектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией и (или) техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых.

Согласно условиям лицензионного соглашения об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод Змейкинского месторождения, расположенного на территории <адрес>, являющимся неотъемлемой частью лицензии СТВ 00428 МЭ, с учетом изменений, зарегистрированных ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Кавмининтер» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по <адрес> согласованный и утвержденный в установленном порядке технический проект разработки Змейкинского месторождения.

При этом на момент внесения в лицензионное соглашение условия о предоставлении в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта разработки Змейкинского месторождения у ООО «Кавмининтер» имелась утвержденная и согласованная с <адрес> Госгортехнадзора России ДД.ММ.ГГГГ Технологическая схема разработки Змейкинского месторождения минеральных подземных вод.

Дополнением к лицензии СТВ 00428 МЭ, зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ, при продлении срока действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ, в состав лицензии в качестве неотъемлемой составной части включены условия пользования недрами Змейкинского месторождения в новой редакции и повторно указано на необходимость согласовать и утвердить в установленном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ технический проект разработки Змейкинского месторождения подземных минеральных вод (пункт 3.2.1 Раздела 3 Дополнения к лицензии СТВ 00428 МЭ).

С учетом того, что данные Дополнения к лицензии СТВ 00428 МЭ были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по согласованию и утверждению в установленном порядке технического проекта разработки Змейкинского месторождения подземных минеральных вод в срок до ДД.ММ.ГГГГ объективно не могла быть исполнена в соответствии с требованиями лицензии, поскольку установленный срок исполнения данной обязанности истек задолго до внесения указанных Дополнений .

Таким образом, срок согласования и утверждения в установленном порядке технического проекта разработки Змейкинского месторождения подземных минеральных вод при продлении срока действия лицензии СТВ 00428 МЭ в 2012 году не был согласован.

Обязанность ООО «Кавмининтер» в соответствии с требованиями лицензии СТВ 00428 МЭ согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект разработки Змейкинского месторождения подземных минеральных вод в 2012 году не была аннулирована.

Следовательно изложенная в письме от ДД.ММ.ГГГГ позиция Департамента по недропользованию по <адрес> о взаимозаменяемости технологической схемы и проекта разработки месторождений (участков) минеральных подземных вод, как видов проектных документов, со ссылкой на Положение , утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, и действующее на момент продления срока действия лицензии СТВ 00428 МЭ в 2012 году, противоречит условиям выданной обществу Федеральным агентством по недропользованию лицензии.

Какие-либо изменения об исключении обязанности общества согласовать и утвердить в установленном порядке технический проект разработки Змейкинского месторождения подземных минеральных вод в лицензию СТВ 00428 МЭ в установленном порядке не вносились.

Условия лицензии в указанной части являются действующими и соответствующая обязанность, предусмотренная пунктом 3.2.1 Раздела 3 Дополнения к лицензии СТВ 00428 МЭ, по согласованию и утверждению в установленном порядке технического проекта разработки Змейкинского месторождения подземных минеральных вод не исполнена.

Выполнение ООО «Кавмининтер» предусмотренной пунктом 3.2.3 Дополнения к лицензии СТВ 00428 МЭ обязанности по разработке и утверждению новой технологической схемы разработки месторождения и проекта округа горно-санитарной охраны в соответствии с утвержденным и согласованным проектом округа горно-санитарной охраны ООО «Кавмининтер» не устраняет данного нарушения в условиях, когда действующей лицензией СТВ 00428 МЭ в пункте 3.2.1 Раздела 3 Дополнения предусмотрена обязанность владельца лицензии по согласованию и утверждению в установленном порядке иного проектного документа - технического проекта разработки Змейкинского месторождения подземных минеральных вод.

Поскольку в нарушение требований лицензии СТВ 00428 МЭ ООО, а именно подпункта 3.2.1 пункта 3.2 Раздела 3 Дополнения к лицензии СТВ 00428 МЭ и требований статьи 23.2 Закона о недрах, «Кавмининтер» осуществляет разработку Змейкинского месторождения подземных минеральных вод в отсутствии согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта разработки Змейкинского месторождения подземных минеральных вод, судья городского суда счёл обоснованным вывод должностного лица о наличии в действиях должностного лица – генерального директора ООО «Кавмининтер» КОН состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, признал процедуру административного производства по делу соблюденной и вину указанного должностного лица в нарушении норм природоохранного законодательства доказанной.

Доказательств, подтверждающих принятие предприятием всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не установлено и предприятием не представлено.

Выводы суда о виновности указанного должностного лица судом надлежащим образом мотивированы со ссылками на конкретные нормы закона.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются доказательствами, а именно: приказом о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Кавмининтер» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ/ВП/1, лицензией на право пользования недрами СТВ 0042В МЭ, технологической схемой разработки Змейкинского месторождения, проектом округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения и иными материалами дела, которые оценены судом первой инстанции на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном.

Оснований для освобождения КОН от административной ответственности не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Представлением от ДД.ММ.ГГГГ/ВП/1-29/4 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ на должностное лицо - генерального директора ООО «Кавмининтер» КОН правомерно возложена обязанность по устранению причин и условий, способствовавших совершению вменяемого административного правонарушения.

Доводы заявителя, которые, по сути, сводятся к утверждению заявителя о том, что в действиях должностного лица КОН отсутствует состав административного правонарушения, являлись предметом рассмотрения судьи городского суда, обоснованно отвергнуты, оснований для переоценки данного вывода не имеется.

Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта, жалоба не содержит.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, в отношении ООО «Кавмининтер», генеральным директором общества является КОН

Как следует из представленных материалов, назначенное КОН наказание определено в пределах санкции ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом всех обстоятельств совершённого административного правонарушения.

Назначенное КОН наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей является минимальным для должностных лиц. Оснований для признания назначенного наказания несправедливым не усматривается.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения, по делу не имеется, а посему оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья <адрес>вого суда

решил:

решение судьи Минераловодского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенном в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Кавмининтер» КОН оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья краевого суда Т.Б. Темрезов