ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-77/18 от 12.09.2018 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

судья Оляхинова Г.З. № 7-77/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Элиста 12 сентября 2018 г.

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Литовкин В.В., при секретаре Монгуш Ч.С-О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра финансов Республики Калмыкия ФИО1 на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 июля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее – УФК по РК) от 15 мая 2018 г. министр финансов Республики Калмыкия ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Решением судьи Элистинского городского суда от 25 июля 2018 г. вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, министр финансов Республики Калмыкия ФИО1 просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Ссылается на то, что им были приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований бюджетного законодательства, в том числе по привлечению кредита в объеме, необходимом для возврата бюджетного кредита в установленный срок. Указывает, что Правительством Республики Калмыкия была инициирована процедура по реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета, которая согласовывается Министерством финансов Российской Федерации. Вопросы по реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам были разрешены Минфином России только 25 декабря 2017 г., в связи с чем произошла просрочка возврата бюджетного кредита. Отмечает, что Министерство финансов Республики Калмыкия не является стороной соглашения о предоставлении бюджетного кредита, так как подведомственно и подконтрольно Правительству Республики Калмыкия и не обладает правом не исполнять решения высшего органа исполнительной власти Республики Калмыкия.

В судебное заседание министр финансов Республики Калмыкия ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Защитник ФИО1 - Лунева Л.А. доводы жалобы поддержала, кроме того, сослалась на малозначительность совершенного административного правонарушения.

Представитель УФК по РК ФИО2 просила решение судьи оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы судебного производства по жалобе, дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему выводу.

Частью 3 ст. 15.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата.

В соответствии с п. 2 ст. 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности. При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 3 июня 2015 г. между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Калмыкия заключено соглашение № 01-01-06/06-71 о предоставлении бюджету Республики Калмыкия из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Калмыкия в размере 503 092 800 руб.

Пунктом 1.2 данного соглашения установлены сроки возврата кредита:
20 декабря 2017 г. в размере 201237 120 руб., 14 мая 2018 г. в размере 301855 680 руб.

Согласно пункту 3.2 соглашения датой погашения бюджетного кредита и уплаты процентов за пользование кредитом считается дата зачисления денежных средств на счет кредитора.

В ходе проведенной УФК по РК в Министерстве финансов Республики Калмыкия выездной проверки установлено, что в нарушение п. 2 ст. 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 12 Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 г., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. №1567, пункта 1.2 соглашения от 3 июня 2015 г. № 01-01-06/06-71 Министерством финансов Республики Калмыкия допущен несвоевременный возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету Республики Калмыкия из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Калмыкия по соглашению от 3 июня 2015г. № 01-01-06/06-71, а именно: возврат бюджетного кредита в сумме 201237 120 рублей произведен 25 декабря 2017 г., то есть с нарушением срока в 3 рабочих дня.

В связи с несвоевременным возвратом бюджетного кредита по соглашению Министерством финансов Республики Калмыкия уплачены пени в размере
259931 руб. 28 коп.

Факт нарушения министром финансов Республики Калмыкия ФИО1 бюджетного законодательства при возврате бюджетного кредита подтверждается собранными по делу доказательствами: соглашением № 01-01-06/06-71 от 3 июня 2015 г.; платежным поручением от 5 июня 2015 г. № 714; заявкой на кассовый расход № 1534 от 25 декабря 2017 г.; платежным поручением от 25 декабря 2017 г. № 10330; заявкой на кассовый расход № 1588 от 27 декабря 2017 г.; платежным поручением от 27 декабря 2017 г. № 28435 и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, и в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение срока возврата бюджетного кредита, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, носящего формальный характер, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, действия ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15 КоАП РФ, его вина в совершении правонарушения установлена и подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.

Доводы жалобы о том, что министром финансов Республики Калмыкия ФИО1 приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований бюджетного законодательства, в том числе по привлечению кредита в объеме, необходимом для возврата бюджетного кредита в установленный срок, проверялись судьей городского суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и обоснованно отклонены.

Согласно ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Анализ материалов дела об административном правонарушении, в том числе свидетельствующих о нахождении на счету Министерства финансов Республики Калмыкия на дату возврата бюджетного кредита – 20 декабря 2017 г. денежных средств в необходимом размере, свидетельствует о том, что министр финансов Республики Калмыкия ФИО1 имел возможность исполнить обязательства по возврату бюджетного кредита в установленный срок, однако ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей им не были своевременно приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований бюджетного законодательства.

То обстоятельство, что Министерство финансов Республики Калмыкия не является стороной Соглашения от 3 июня 2015 г., является подконтрольным Правительству Республики Калмыкия органом исполнительной власти, не свидетельствует о том, что министр финансов не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения.

Согласно п. 31 ч. 2 ст. 8 Закона Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 г. № 394-III-З «О бюджетном процессе Республики Калмыкия» и п. 7.31 Положения о Министерстве финансов Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 декабря 2005 г. № 418, Министерство финансов Республики Калмыкия осуществляет полномочия по организации обслуживания и погашения государственного долга Республики Калмыкия.

В соответствии с п. 8, 9 раздела III «Организация деятельности» Положения о Министерстве финансов Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Калмыкия. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.

Указом Главы Республики Калмыкия №50 от 20 мая 2016 г. ФИО1, назначен министром финансов Республики Калмыкия.

Таким образом, ФИО1, являясь министром финансов Республики Калмыкия, в силу своих должностных обязанностей несет ответственность за исполнение условий соглашения о предоставлении бюджету Республики Калмыкия из федерального бюджета бюджетного кредита.

Ссылка защитника ФИО1 – Лунёвой Л.А. в настоящем судебном заседании о малозначительности инкриминируемого административного правонарушения, является несостоятельной.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15 КоАП РФ, образует нарушение принципа платности, возвратности и срочности предоставления бюджетного кредита. Наступление в результате этих действий (бездействий) каких-либо последствий в конструкцию объективной стороны данного состава правонарушения законодателем не включено.

Объектом указанного административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере бюджетного кредитования.

Устанавливая административную ответственность за нарушение должностным лицом срока возврата бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, законодатель констатировал значимость регулируемых общественных отношений.

Учитывая вышеизложенное, действия министра финансов Республики Калмыкия ФИО1 признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае не имеется.

Иные доводы жалобы сводятся к переоценке обстоятельств дела, которым в судебном решении дана надлежащая правовая оценка, и не свидетельствуют о его незаконности.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного решения не имеется.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 июля 2018 г., вынесенное по результатам проверки законности и обоснованности постановления руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия от 15 мая 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15 КоАП РФ, в отношении министра финансов Республики Калмыкия ФИО1 оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.

Судья В.В. Литовкин