ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 29 декабря 2021 года № 7-789/2021
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Соколова М.В., рассмотрев жалобы заместителя начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1 и защитника непубличного акционерное общество «СВЕЗА Новатор» ФИО2 на решение Тотемского районного суда Вологодской области от 08.11.2021,
установил:
постановлением заместителя начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1 от 19.08.2021 № 20/79 непубличное акционерное общество «СВЕЗА Новатор» (далее - НАО «СВЕЗА Новатор», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, заместителем начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества ФИО1 в адрес НАО «СВЕЗА Новатор» внесено представление от 19.08.2021 № 20/29 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Оспаривая законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности, защитник НАО «СВЕЗА Новатор» по доверенности ФИО2 обратилась с жалобой и дополнениями к ней в суд, просила отменить постановление должностного лица, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения и нарушением процессуальных требований КоАП РФ, допущенным в ходе производства по делу, а также признать незаконным и отменить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Тотемского районного суда Вологодской области от 08.11.2021 постановление заместителя начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1 от 19.08.2021 № 20/79, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении непубличного акционерного общества «СВЕЗА Новатор» оставлено без изменения; представление заместителя начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1 19.08.2021 № 20/29 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, признано незаконным и отменено.
В жалобе заместитель начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение. Настаивает на том, что представление от 19.08.2021 № 20/29 содержит указание на причины и условия совершения НАО «СВЕЗА Новатор» административного правонарушения, а именно пренебрежение обществом своими публично - правовыми обязанностями в области пожарной безопасности в лесах.
В жалобе защитник НАО «СВЕЗА Новатор» по доверенности ФИО2, ссылаясь на прежние доводы, просит постановление должностного лица, решение судьи отменить, производство по делу прекратить на основании части 2 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что акт осмотра лесосеки от 14.05.2021 составлен с нарушением установленных требований и является недопустимым доказательством, а назначенный штраф несоразмерен совершенному деянию.
В дополнениях к жалобе защитник НАО «СВЕЗА Новатор» по доверенности ФИО2 указывает на отсутствие в материалах дела данных о направлении процессуальных документов в адрес управляющей компании ООО «СВЕЗА Лес», являющейся единоличным исполнительным органом НАО «СВЕЗА Новатор», в том числе извещения на осмотры мест рубок, уведомлений о вызове лица на составление протокола, тем самым нарушен порядок привлечения НАО «СВЕЗА Новатор» к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами.
Согласно пункту 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ (подпункт «б»).
В соответствии с разделом 4 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, утвержденных приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367, очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Вологодской области от 12.04.2021 № 421 начало пожароопасного сезона на территории области установлено с 26.04.2021.
Из материалов дела следует, что НАО «СВЕЗА Новатор» на основании договора аренды от <ДАТА>№... является арендатором лесного участка в лесах Маныловского участкового лесничества Тотемского государственного лесничества Вологодской области, в том числе в квартале 70.
15.07.2021 в ходе проведения осмотра лесосеки № 1 должностными лицами Тотемского территориального отдела - государственного лесничества обнаружено, что в квартале 70 выделах 33, 35, 36 Маныловского участкового лесничества Тотемского лесничества Вологодской области НАО «СВЕЗА Новатор», производившее заготовку древесины в период с декабря 2019 года по декабрь 2020 года, не произвело работы по очистке лесосеки на период пожароопасного сезона на площади 0,083 га, порубочные остатки оставлены на волоках лесосеки №1 в квартале 70 выделах 33, 35, 36 на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений, а также оставило на период пожароопасного сезона не собранную в штабеля и не отделенную противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м заготовленную древесину породы береза в объеме 90,944 куб.м, породы осина в объеме 42,668 куб.м. в пасеках и на волоках лесосеки № 1 в квартале № 70 в выделах № 33, 35, 36, чем нарушило пункт 27 «Б», пункт 29 Правил пожарной безопасности в лесах.
Факт совершения НАО «СВЕЗА Новатор» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, подтверждается актом осмотра лесосеки в квартале № 70 от 15.07.2021 с фототаблицей, в котором отражены допущенные обществом нарушения, зафиксированы порубочные остатки на расстоянии менее 10 м от прилегающих лесных насаждений, остатки не собранной в штабеля и не отделенной противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 м заготовленной древесины, протоколом об административном правонарушении от 05.08.2021, в котором изложено существо административного правонарушения, другими материалами дела.
Действия НАО «СВЕЗА Новатор» правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Оставляя постановление о привлечении НАО «СВЕЗА Новатор» к административной ответственности без изменения, судья районного суда, руководствуясь нормами вышеприведенного законодательства, оценив в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ собранные по делу доказательства, проанализировав установленные обстоятельства, пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения данного общества к административной ответственности.
Довод о том, что акт осмотра лесосеки от 15.07.2021 является недопустимым доказательством, правомерно отклонен судьей районного суда, поскольку осмотр произведен в соответствии с Порядком осмотра лесосеки, утвержденным приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367, с предварительным уведомлением представителя НАО «СВЕЗА Новатор» о проведении осмотра и вручением копии акт осмотра (л.д. 42-49).
Как правильно указал судья районного суда, обнаруженные при осмотре лесосеки нарушения требований пожарной безопасности в силу статей 28.1, 28.1 КоАП РФ являлись предусмотренным законом поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и не требовали проведения дополнительных контрольных мероприятий в рамках государственного федерального лесного надзора.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судья районного суда сочли, что НАО «СВЕЗА Новатор», приняв на себя перед Департаментом лесного комплекса Вологодской области по договору аренды публично-правовое обязательство по обеспечению соблюдения лесного законодательства на арендуемом лесном участке, требований пожарной безопасности в лесу, имело возможность проконтролировать надлежащее исполнение договора подряда лиц, привлекаемых обществом к заготовке древесины, либо самостоятельно организовать очистку делянки от порубочных остатков.
Доказательств невозможности выполнения НАО «СВЕЗА Новатор» действий по соблюдению правил пожарной безопасности в лесу на арендуемом участке не представлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Довод, изложенный в дополнительном пояснении об отсутствие в материалах дела данных о направлении процессуальных документов в адрес управляющей компании ООО «СВЕЗА Лес» как единоличного исполнительного органа НАО «СВЕЗА Новатор» несостоятелен.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение НАО «СВЕЗА Новатор» о проведении осмотра лесосек, о составлении протокола по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела об административном правонарушении, извещения направлены по юридическому адресу привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
НАО «СВЕЗА Новатор» уполномочено самостоятельно решать вопрос о направлении своего представителя для осуществления необходимых процессуальных действий.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, при назначении наказания требования статей 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены, назначенное наказание в полной мере соответствует характеру и тяжести совершенного деяния, представляющего угрозу пожарной безопасности в лесах.
Всем иным доводам защитника НАО «СВЕЗА Новатор», изложенным в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда дал надлежащую правовую оценку, признал их необоснованными и отклонил по изложенным в судебном акте мотивам, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Не подлежит удовлетворению и жалоба заместителя начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1, настаивающей на законности внесенного ею представления от 19.08.2021 № 20/29 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Отменяя представление от 19.08.2021 № 20/29, судья районного суда правомерно исходил из того, что такое представление не содержит указания на причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, при этом меры, предложенные обществу к совершению, направлены на устранение допущенных нарушений (подпункта «б» пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах), что не соответствует сущности и правовой природе представления, вносимому в порядке статьи 29.13 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления и решения, не допущено.
Таким образом, решение судьи следует признать законным и обоснованным, а жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Тотемского районного суда Вологодской области от 08.11.2021 оставить без изменения, жалобы защитника непубличного акционерного общества «СВЕЗА Новатор» ФИО2 и заместителя начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Вологодского областного суда М.В. Соколова