ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-78/2023 от 23.11.2023 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Ушаков С.С. Дело № 7-78/2023

РЕШЕНИЕ

23 ноября 2023 года город Липецк

Судья Липецкого областного суда Захаров Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного контролера-ревизора контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Липецкой области ФИО1 на постановление судьи Правобережного районного суда города Липецка от 20 октября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

По результатам рассмотрения проведенного контрольного мероприятия по проверке осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» на основании акта выездной проверки от 14.04.2023 года в адрес Управления физической культуры и спорта Липецкой области Управлением Федерального казначейства по Липецкой области вынесено представление от 26.05.2023 года с требованиями в срок до 01.09.2023 года осуществить возврат средств в федеральный бюджет в размере 14 701 500,55 рублей, а также принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения; в срок до 01.07.2023 года осуществить возврат средств в федеральный бюджет в объеме 759 563,03 рубля, в соответствии с пунктом 16 Правил формирования, представления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения, а также принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1-5 и 8 акта выездной проверки от 14.04.2023 года и сообщить об исполнении не позднее 8 сентября 2023 года.

В связи с неисполнением в срок до 01.07.2023 года обязанности по возврату в федеральный бюджет 759 563,03 рубля указанной в вышеназванном Представлении от 26.05.2023 года в отношении начальника Управления физической культуры и спорта Липецкой области ФИО2 19 сентября 2023 года возбуждено дело об административном правонарушении по части 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ, которое направлено в Правобережный районный суд города Липецка на рассмотрение по существу.

Постановлением судьи Правобережного районного суда города Липецка от 20 октября 2023 года производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, должностное лицо составившее протокол об административном правонарушении - главный контролер-ревизор контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Липецкой области ФИО1 просит об отмене постановлении судьи, считая его незаконным и необоснованным, указывая на наличие в деле доказательств, свидетельствующих о совершении ФИО2 вмененного ему административного правонарушения и достаточности в деле доказательств его виновности.

Выслушав объяснения должностного лица составившего протокол об административном правонарушении главного контролера-ревизора контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Липецкой области ФИО1 поддержавшую жалобу, изучив материалы дела, возражения на доводы жалобы лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении начальника Управления физической культуры и спорта Липецкой области ФИО2, и исследовав представленные доказательства прихожу к следующему.

Как следует из содержания протокола об административном правонарушении от 19.09.2023 года основанием к возбуждению настоящего дела об административном правонарушения явилось неисполнение начальником Управления физической культуры и спорта Липецкой области ФИО2 пункта 2 представления и.о. руководителя Управления Федерального казначейства по Липецкой области ФИО3 от 26.05.2023 года, выданного в адрес Управления физической культуры и спорта по Липецкой области и полученного уполномоченным лицом 01.06.2023 года в соответствии с которым руководителю Управления предписывалось возвратить в федеральный бюджет в срок до 01.07.2023 года неиспользованные по назначению 759 563,03 рубля, в соответствии с пунктом 16 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, которые фактически были возвращены в федеральный бюджет в полном объеме двумя платежами от 03.07.2023 года на сумму 280 694,38 рубля и от 11.07.2023 года на сумму 478 868,65 рублей.

Указанные обстоятельства явились основанием для вывода должностного лица Управления Федерального казначейства по Липецкой области о виновности начальника Управления физической культуры и спорта по Липецкой области ФИО2 в неисполнении представления от 26.05.2023 года и наличия оснований для привлечения его к административной ответственности по части 20.1 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку на момент истечения срока исполнения представления денежные средства в сумме 759 563,03 рубля в федеральный бюджет не были возвращены.

Частью 20.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях установлена административная ответственность за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения постановления, в также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Под исполнимостью представления, следует понимать наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение. Если эти требования не соблюдены, то привлечение должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невозможно.

Исследовав все установленные в суде обстоятельства по делу и оценив в совокупности представленные в суд доказательства, судья пришел к выводу о недоказанности вины начальника Управления физической культуры и спорта Липецкой области ФИО2 в неисполнении пункта 2 Представления от 26.06.2023 года и необоснованности вывода должностного лица Управления Федерального казначейства по Липецкой области, указанного в протоколе об административном правонарушении о наличия в действиях ФИО2 состава вмененного административного правонарушения, что и явилось основанием для прекращения производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Этот вывод является правильным, основанным на материалах дела и нормах законодательства, регулирующего данные правоотношения.

Судья районного суда установил, что руководитель Управления ФИО2 в рамках действующего законодательства предпринял все зависящие от него меры, как должностное лицо, в указанный в представлении срок, для возврата денежных средств в федеральный бюджет.

Управлением принимались все необходимые меры и действия, свидетельствующие в достаточной степени об эффективном и своевременном принятии всех необходимых мер в целях исполнения представления в установленный срок.

В указанный в представлении срок с целью его исполнения руководитель Управления физической культуры и спорта Липецкой области ФИО2 14 июня 2023 года направил письмо в управление финансов Липецкой области с просьбой о выделении дополнительных ассигнований в размере 759 563,03 рубля на осуществление возврата средств в федеральный бюджет в связи с не достижением значения результатов использования выделенных в 2022 году субсидий на создание «умных» спортивных площадок.

Ранее 17 мая 2023 года в целях своевременного исполнения требования пункта 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ Управлением физической культуры и спорта Липецкой области в адрес главы администрации Липецкого муниципального района было направлено требование о возврате в срок до 1 июня 2023 года в доход областного бюджета не освоенных 379 358,45 рублей, однако на 14.06.2023 года это требование не было исполнено, что и явилось, в том числе, основанием для направления 14.06.2023 года указанного выше письма в адрес Управления финансов Липецкой области на общую сумму 759 563,03 рубля.

Однако лишь 26.06.2023 года в адрес Управления физической культуры и спорта Липецкой области платежным поручением поступили неиспользованная субсидия в размере 379 358,45 рубля, которой уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ для уточнения вида и принадлежности платежа присвоен код цели субсидии на реализацию мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок, для формирования общей суммы для возврата в федеральный бюджет.

На вышеуказанное обращение начальника Управление физической культуры и спорта Липецкой области от 14.06.2023 года о выделении дополнительных ассигнований в размере 759 563,03 рубля губернатором Липецкой области лишь 30 июня 2023 года дано согласие на дополнительное выделение средств из областного бюджета на осуществление возврата в федеральный бюджет, что подтверждается соответствующим письмом, отправленным в адрес ФИО2 в 14:45 мин.

Причины длительного рассмотрения Управлением финансов Липецкой области заявки от 14.062023 года по возврату неиспользованных денежный средств в период с 14 июня до 30 июня (16 дней) и последующего согласования этого вопроса с Губернатором Липецкой области неизвестны, не входят в компетенцию привлекаемого к административной ответственности должностного лица и не могут свидетельствовать о его бездействии в указанный период времени, положены в его вину.

В дальнейшем в день получения согласия на совершение финансовой операции 30.06.2023 года с целью исполнения предписания о возврате денег в срок до 01.07.2023 года начальник Управления физической культуры и спорта Липецкой области в 15 часов 56 минут по системе документооборота государственного учреждения (ДГУ) сформировал в общей сумме платежное поручение на возврат общей суммы 759 563,03 рубля и направил его на исполнение путем выгрузки в Бюджет WEB для перечисления на доходный счет УФКС Липецкой области, открытый для этих целей в УФК по Липецкой области.

Поступление названной суммы после 30.06.2023 года на счет УФК по Липецкой области носили технический характер, связанные с уточнением вида и принадлежности платежа и их фактическое поступление двумя платежами 3.07.2023 года и 7.07.2023 года нельзя поставить в вину привлекаемого к ответственности лица, поскольку эти обстоятельства также не зависели от воли последнего.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Существенных нарушений норм КоАП РФ при оценке обстоятельств по настоящему делу, позволяющих отступить от указанного принципа, в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности на которые указывает пункт 2 статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основанных свобод, не установлено.

Таким образом, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что начальником управления физической культуры и спорта Липецкой области ФИО2, в указанный в представлении срок были предприняты все необходимые и зависящие от него меры, направленные на возврат в федеральный бюджет неиспользованных денежных средств.

Все действия, направленные на своевременное исполнение представления в этой части совершены руководителем Управления физической культуры и спорта Липецкой области ФИО2 до 01.07.2023 года, длительное не рассмотрение его заявки от 14.06.2023 года о выделении дополнительных средств из областного бюджета для осуществление возврата в федеральный бюджет (фактически одобрена лишь 30.06.2023 года) руководителями Управления финансов Липецкой области и Правительства Липецкой области свидетельствуют об объективных причинах не исполнения ФИО2 представления, не свидетельствует о бездействии привлекаемого к ответственности лица, поскольку у последнего в связи с этим отсутствовала реальная возможность исполнитель представление в указанный срок, не установлено его виновное бездействие, а соответственно отсутствовали и предусмотренные законом основания для привлечения к административной ответственности по части 20.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отсутствие вины исключает ответственность, что правильно и установил судья районного суда.

Доводы жалобы об обратном не опровергают выводы судьи в оспариваемом постановлении.

В материалах дела отсутствуют и административным органом не представлены достаточные и достоверные доказательства о том, что со стороны начальника управления физической культуры и спорта Липецкой области ФИО2 имеются нарушения, свидетельствующие о его бездействии, а потому судья районного суда законно и обоснованно прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы должностного лица УФК по Липецкой области, возбудившего настоящее дело об административном правонарушении о бездействии ФИО2 в период с 01.06.2023 года до 14.06.2023 года (13 дней) со дня получения представления отклоняется как несостоятельный, поскольку законодательно не установлено в какой конкретно срок, указанный в представлении, обязан был ФИО2 направить заявку на выделение денежных средств, как и не закреплены законодательно сроки рассмотрения такой заявки, ее одобрение и согласия руководителей финансовых органов и руководителей органов исполнительной власти Липецкой области.

Жалоба должностного лица УФК по Липецкой области не содержит доводов влекущих отмену обжалуемого постановления, учитывая вышеизложенное полагаю, что постановление судьи Правобережного районного суда города Липецка подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление судьи Правобережного районного суда города Липецка от 20 октября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, – оставить без изменения, жалобу главного контролера-ревизора контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления федерального казначейства по Липецкой области ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Н.И. Захаров