ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-792/16 от 10.06.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

А \ \

Дело №7-792/2016

Судья Лисина Г.И.

РЕШЕНИЕ

10 июня 2016 года

город Челябинск

Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре Бурцеве П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего делами администрации Озерского городского округа Челябинской области ФИО1 по жалобе ФИО1 на постановление судьи Озерского городского суда Челябинской области от 25 марта 2016 года,

установил:

постановлением судьи Озерского городского суда Челябинской области от 25 марта 2016 года управляющий делами администрации Озерского городского округа Челябинской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе в Челябинский областной суд ФИО1 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что внеплановая проверка органа государственной охраны объектов культурного наследия была проведена с нарушением, уведомление о проведении проверки в адрес администрации не поступало, акт проверки в том числе для ознакомления в администрацию представлен не был. В должностные обязанности управляющего делами не входило обеспечение содержания и сохранности зданий администрации Озерского городского округа, в непосредственные обязанности управляющего делами обеспечение сохранности зданий администрации, проведение в них ремонтных работ не входят, вывод о надлежащем должностном лице судом сделан неправомерно, поручений о выполнении работ по замене напольного покрытия управляющий делами кому-либо не давал, муниципальный контракт на выполнение работ не подписывал, контроль за ходом их выполнения не осуществлял. Органом охраны объектов культурного наследия паспорт объекта культурного наследия, охранное обязательство в отношении здания администрации не выдавались, в связи с чем интерьер здания администрации предметом охраны объектов культурного наследия не является, работы по замене напольного покрытия конструктивных элементов здания не затрагивали, в связи с чем


2

выводы суда об обязательности получения разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия на проведение работ по замене напольного покрытия противоречат действующему законодательству и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, перечень работ органом охраны объектов культурного наследия для «административного здания» не определялся, орган охраны объектов культурного наследия актов технического состояния объекта с учетом его особенностей администрации не выдавал, работы по замене напольного покрытия не относились к работам по сохранению объектов культурного наследия, установленных ст.ст. 40-45 Федерального закона №73-ФЗ, получение разрешения на выполнение работ не требуется, действия по замене напольного покрытия не образуют состав вмененного административного правонарушения.

Защитник ФИО1 - Гунина Н.В., доводы жалобы в судебном заседании поддержала в полном объеме.

Представитель Министерства культуры Челябинской области ФИО2 в судебном заседании считала постановление судьи законным и обоснованным.

ФИО1, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил, в связи с чем на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения вынесенного по делу постановления не нахожу.

Административная ответственность по статье 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия,


3

включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно части 6 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 5.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого проекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с указанным Кодексом.

Из материалов дела следует и установленного судьей городского суда, что на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного значения местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия от 21 января 2016 года №01/01, выданного начальником управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области ФИО3 21 января 2016 года проведены мероприятия по контролю за состоянием и (или) систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Административное здание», расположенного по адресу: <...>.


4

Из содержания акта, составленного 21 января 2016 года следует, что в результате проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации: работы по замене напольного покрытия (паркета) в коридоре и холле 2 этажа объекта культурного наследия выполнены в нарушении ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-Ф3, а именно, без задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также без осуществления технического, авторского надзора за их проведением.

При таких обстоятельствах в отношении управляющего делами администрации Озерского городского округа Челябинской области ФИО1 обоснованно был составлен протокол, содержание которого соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении №1 от 15 февраля 2016 года, в котором подробно изложено существо нарушения, форма и содержание соответствует статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не доверять сведениям, в нем указанным, оснований нет, протокол составлен надлежащим должностным лицом в рамках предоставленных полномочий; фотофиксацией, актом проверки от 21 января 2016 года, муниципальным контрактом, ведомостью объемов работ, локальной сметой, актами о приемке выполненных работ, должностной инструкцией управляющего делами администрации Озерского городского округа Челябинской области, и иными объективными письменными доказательствами, подтверждающими в совокупности наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у ФИО1

Все доказательства и доводы ФИО1 получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие лица, привлеченного к административной ответственности, с оценкой, данной судьей собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


5

Полагаю выводы судьи городского суда о виновности ФИО1 правильными, сделанными на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Представленные доказательства являются допустимыми и достаточными для выводов о наличии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что внеплановая проверка органа государственной охраны объектов культурного наследия была проведена с нарушением, уведомление о проведении проверки в адрес администрации не поступало, акт проверки, в том числе, для ознакомления в администрацию представлен не был, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее -государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления,


6

юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение).

Должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в том числе запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц информацию и документы по вопросам охраны объектов культурного наследия; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки либо задания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия посещать и обследовать используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, производственные, хозяйственные и иные нежилые помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов, а с согласия собственников жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия, и проводить исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю. Дата и время посещения и обследования должностным лицом органа охраны объектов культурного наследия жилого помещения, занимаемого физическим лицом, должны быть предварительно согласованы с указанным физическим лицом.

Мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия.

Порядок выдачи задания и его форма устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Из имеющейся в материалах дела совокупности доказательств следует, что на основании задания от 21 января 2016 года №01/01 на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия,


выданного начальником управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области ФИО3 21 января 2016 года главными специалистами управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области ФИО2, ФИО4 проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Административное здание», расположенного по адресу: <...>, в том числе осуществлен осмотр здания, фотофиксация выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

Таким образом, нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства, в том числе и тех, на которые ссылается ФИО1 в своей жалобе, не усматриваю.

Доводы жалобы о том, что в должностные обязанности управляющего делами не входило обеспечение содержания и сохранности зданий администрации Озерского городского округа, в непосредственные обязанности управляющего делами обеспечение сохранности зданий администрации, проведение в них ремонтных работ не входят, вывод о надлежащем должностном лице судом сделан неправомерно, поручений о выполнении работ по замене напольного покрытия управляющий делами кому-либо не давал, муниципальный контракт на выполнение работ не подписывал, контроль за ходом их выполнения не осуществлял, несостоятельны.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Объективная сторона правонарушений состоит в невыполнении или нарушении требований законодательства РФ о запрещении проведения работ, могущих причинить ущерб памятникам, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.

Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, проводящие указанные работы, виновные в умышленном невыполнении или нарушении требования о получении разрешения на проведение работ.

Судом первой инстанции правильно установлено, в соответствии с должностной инструкцией управляющего делами администрации Озерского городского округа на ФИО1 возложены функции по организационному и документационному обеспечению деятельности администрации Озерского городского округа, а также обязанности по контролю за выполнением постановлений, распоряжений администрации Озерского городского округа и поручений главы администрации Озерского городского округа, беречь государственное и муниципальное имущество. При этом, именно ФИО1 осуществлял организацию проведения строительных работ, заключающихся в замене напольного покрытия


8

(паркета) в коридоре и холле 2-го этажа объекта культурного наследия, в связи с чем действия указанного должностного лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что органом охраны объектов культурного наследия паспорт объекта культурного наследия, охранное обязательство в отношении здания администрации не выдавались, в связи с чем интерьер здания администрации предметом охраны объектов культурного наследия не является, работы по замене напольного покрытия конструктивных элементов здания не затрагивали, в связи с чем выводы суда об обязательности получения разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия на проведение работ по замене напольного покрытия противоречат действующему законодательству и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, перечень работ органом охраны объектов культурного наследия для «административного здания» не определялся, орган охраны объектов культурного наследия актов технического состояния объекта с учетом его особенностей администрации не выдавал, работы по замене напольного покрытия не относились к работам по сохранению объектов культурного наследия, установленных статьями 40-45 Федерального закона №73-ФЗ, получение разрешения на выполнение работ не требуется, действия по замене напольного покрытия не образуют состав вмененного административного правонарушения, не могут быть приняты во внимание, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

В соответствии с частью 9 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы,


предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 -3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

Из содержания представленных в материалы дела учетной карточки, паспорта в отношении памятника «Административное здание» следует, что историко-культурную ценность представляют в том числе интерьеры, которые решены на основе коридорной системы, ядро композиции на первом этаже прямоугольный в плане вестибюль, соответствующий на втором этаже небольшому конференц - залу.

Объект культурного наследия «Административное здание» является памятником архитектуры и истории, в культурный слой важнейших находок которого входят конструкции стен, покрытий, потолков, пола, декора фасада, интерьеров.

Учитывая изложенное, действия по замене напольного покрытия образуют состав вмененного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях управляющего делами администрации Озерского городского округа Челябинской области ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела. Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену постановления, судьей городского суда не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С учетом характера правонарушения, конкретных


10

обстоятельств дела, оснований для снижения назначенного судьей городского суда наказания в виде штрафа не имеется.

При таких обстоятельствах состоявшееся судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

РЕШИЛ:

постановление судьи Озерского городского суда Челябинской области от 25 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управляющего делами администрации Озерского городского округа Челябинской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу управляющего делами администрации Озерского городского округа Челябинской области ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

А.А.Жуков