ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-794/18 от 18.07.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Федорова А.Л. Дело № 7-794/2018РЕШЕНИЕ

город Казань 18 июля 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Шакурова Н.К.,

при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.,

с участием прокурора отдела Прокуратуры Республики Татарстан КарповаК.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника жилищно - строительного кооператива «Волга - 8» Сабирова И.И. на постановление судьи Советского районного суда города Казани от 23 мая 2018года, вынесенное в отношении жилищно - строительного кооператива «Волга - 8» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Советского районного суда города Казани от 23мая 2018 года жилищно - строительный кооператив «Волга - 8» (далее по тексту - ЖСК «Волга - 8») признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник СабировИ.И. просит оспариваемое судебное постановление отменить, полагая, что судьей не были приняты во внимание значимые для разрешения дела обстоятельства. Считает, что основания для привлечения ЖСК «Волга - 8» к административной ответственности отсутствовали, поскольку требования прокурора, изложенные в его представлении, о перечислении взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, не являются законными по основаниям, изложенным в ответе на представление, которое было направлено прокурору в предусмотренный законом срок.

В представленных на жалобу возражениях помощник прокурора Советского района города Казани указывает на законность и обоснованность вынесенного в отношении ЖСК «Волга - 8» судебного постановления, опровергает доводы жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Выслушав защитника ЖСК «Волга - 8» Сабирова И.И., прокурора отдела Прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В., изучив письменные материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17 января 1992года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

В пункте 3 статьи 22 данного Закона указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно статье 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что 25 января 2018 года прокуратурой Советского района города Казани была проведена проверка исполнения ЖСК «Волга - 8» требований федерального законодательства при формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов.

Основанием для внесения прокурором представления по результатам указанной проверки послужили следующие обстоятельства.

Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В соответствии с частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 года № 1146 «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан» решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение 45 дней после официального опубликования Программы.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан на 2014-2043 годы, впервые опубликована в газете «Республика Татарстан» 4 марта 2014 года № 32. Следовательно, в срок до 18 апреля 2014года собственникам данного многоквартирного дома на общем собрании надлежало принять решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта и реализовать его путем открытия специального счета в кредитной организации для формирования фонда капитального ремонта.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в нарушение вышеуказанных норм специальный счет в кредитной организации ЖСК «Волга - 8» был открыт лишь 29 мая 2014 года, соответственно решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта в предусмотренный срок собственниками многоквартирного дома не реализовано.

Согласно части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 названного Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, доказательств уведомления органа государственного жилищного надзора в пятидневный срок о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, ЖСК «Волга - 8» не представлено.

В силу части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 названного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Поскольку решение в предусмотренный законом срок реализовано не было, органом государственного жилищного надзора Республики Татарстан сделан вывод о том, что собственники помещений в данном многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, поэтому во исполнение части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30апреля 2014 года № 2262 «Об утверждении решения о способе формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов города Казани» принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома № 11 по улице Рихарда Зорге в городе Казани на счете регионального оператора.

Таким образом, в соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом включен органом местного самоуправления в перечень домов, фонд капитального ремонта в отношении которых формируется на счете регионального оператора.

В ходе проверки заместителем прокурора Советского района города Казани установлено, что собственниками жилых помещений многоквартирного дома № 11 по улице Рихарда Зорге в городе Казани, находящегося в управлении ЖСК «Волга - 8», договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта с Фондом до настоящего времени не заключен, взносы на капитальный ремонт от собственников помещений многоквартирного дома на счет Фонда не перечисляются, следовательно ЖСК «Волга - 8» не исполняются требования Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Татарстан от 25 июня 2013 года № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан», а также иных муниципальных актов.

По результатам указанной проверки 25 января 2018 года заместителем прокурора Советского района города Казани в адрес ЖСК «Волга - 8» внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства при формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, согласно которому ЖСК «Волга - 8» необходимо было рассмотреть представление и в течение 1 месяца принять меры по устранению причин нарушений действующего законодательства, а также условий, им способствующих. Для участия в рассмотрении представления необходимо было уведомить прокурора Советского района города Казани, в том числе рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.

26 февраля 2018 года ЖСК «Волга - 8» в прокуратуру был направлен ответ на представление, где была выражена позиция об отсутствии нарушений со стороны ЖСК «Волга - 8», поскольку собственниками помещений было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, о чем были уведомлены ГЖИ РТ и Региональный оператор - НК «Фонд жилищно – коммунального хозяйства Республики Татарстан». Тогда как собственники помещений не были уведомлены о том, что органом местного самоуправления было принято решение о формировании фонда капитального ремонта их дома на счете регионального оператора, в связи с чем они продолжали реализацию решения от 8 февраля 2014 года о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.

Из объяснений Назипова Н.Ф., отобранных помощником прокурора Советского района города Казани 27 апреля 2018 года, следует, что 25 января 2018 года в ЖСК «Волга- 8» поступило представление прокурора об устранении нарушений требований жилищного законодательства при формировании фонда капитального ремонта, которое им, как председателем правления, было единолично рассмотрено. 26 февраля 2018 года в адрес прокуратуры направлен ответ, в котором было указано о неправомерности требования прокурора о перечислении взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. Представление прокурора и Постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30апреля 2014 года № 2262 «Об утверждении решения о способе формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов города Казани» ЖСК «Волга- 8» не оспорены.

Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что совершенное ЖСК «Волга - 8» деяние, выразившееся в не рассмотрении представления безотлагательно, в рассмотрении представления без участия прокурора и без извещения его о времени и месте рассмотрения представления, не принятие полных мер по устранению допущенных нарушений закона, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

Обстоятельства совершенного ЖСК «Волга- 8» административного правонарушения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, а именно: представлением заместителя прокурора Советского района города Казани, ответом на представление, справкой об открытии счета в банке, объяснениями Назипова Н.Ф., постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, а также иными материалами дела, относимость и допустимость которых сомнений не вызывает.

Судьей районного суда в ходе рассмотрения настоящего дела доказательства оценены в соответствии с требованиями статей 26.1, 26.11 КоАП РФ как относимые, допустимые и достаточные для установления вины юридического лица в совершении административного правонарушения.

Согласно представленным материалам у ЖСК «Волга - 8» имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны институтов государственной власти, за нарушение которого статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности выполнения требований представления заместителя прокурора Советского района города Казани, ЖСК «Волга - 8» не представлено.

Доводы жалобы о неправомерности требований прокурора, изложенных в его представлении, о перечислении взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора подлежат отклонению, поскольку представление прокурора в судебном порядке не оспорено, а действующее законодательство не предоставляет юридическим лицам право давать оценку тем или иным требованиям представления. Законное представление должно быть исполнено неукоснительно и безусловно.

Ссылка защитника на то обстоятельство, что юридическим лицом был рассмотрен вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности за нарушение требований жилищного законодательства с представлением в суд апелляционной инстанции протокола заседания правления ЖСК «Волга - 8» от 14 февраля 2018 года, заслуживает критической оценки, так как опровергается объяснениями Назипова Н.Ф. о его единоличном рассмотрении представления прокурора.

Вопреки доводам жалобы, совершенное ЖСК «Волга - 8» правонарушение не содержит признаков малозначительности, поскольку обстоятельства его совершения, а также не исполнение представления прокурора до настоящего времени свидетельствуют об умышленном невыполнении юридическим лицом требований российского законодательства, регулирующего общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности органами государственной власти.

Порядок привлечения ЖСК «Волга - 8» к административной ответственности не нарушен.

Оспариваемое постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в соответствии с правовыми положениями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 17.7 КоАП РФ. Представленная защитником в обоснование тяжелого имущественного положения сальдовая ведомость по лицевым счетам за июнь 2018 года, а также реестр собственников ЖСК «Волга - 8», не являются основанием для изменения судебного постановления в части назначенного наказания.

Таким образом, нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при разрешении настоящей жалобы не установлено. Следовательно, обжалуемое постановление является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,

решил:

Постановление судьи Советского районного суда города Казани от 23мая 2018 года, вынесенное в отношении ЖСК «Волга - 8» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника Сабирова И.И. - без удовлетворения.

Судья: Шакурова Н.К.