Судья - Рылова Н.Н.
Дело № 7-798/2018 / 21-451/2018
РЕШЕНИЕ
г. Пермь 17 мая 2018 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - директора закрытого акционерного общества «Кама-Лес» ФИО1 на постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22 ноября 2017 года № 02-01/24-17, решение начальника управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 20 февраля 2018 года № 02-01/24-17-Р, решение судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 4 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22.11.2017 № 02-01/24-17 должностное лицо - директор закрытого акционерного общества «Кама-Лес» (далее – ЗАО «Кама-Лес) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением начальника управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 20.02.2018 № 02-01/24-17-Р постановление о назначении административного наказания от 22.11.2017 № 02-01/24-17 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.
Решением судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 04.04.2018, принятым по результатам рассмотрения жалобы ФИО1, постановление должностного лица от 22.11.2017 оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в краевой суд, ФИО1 просит постановление должностного лица от 22.11.2017, решение вышестоящего должностного лица от 20.02.2018, решение судьи городского суда от 04.04.2018 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые решения и постановление, а также в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности, ссылается на отсутствие доказательств нарушения со стороны ЗАО «Кама-Лес» требований лесного законодательства.
В судебном заседании в краевом суде ФИО1 доводы жалобы поддержал.
Изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесные отношения регулирует лесное законодательство, которое состоит из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Незаконной признается рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение, договоров купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки (пункт 16 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).
Как следует из материалов дела, согласно договору аренды от 21.10.2008 № 1, ЗАО «Кама-Лес» были переданы в пользование лесные участки для заготовки древесины, общей площадью 6184 га.
На основании лесной декларации утвержденной Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 19.12.2014 № 4185/5 в период с 20.12.2014 по 19.12.2015 ЗАО «Кама-Лес» осуществляло заготовку древесины на делянке ** в выделе ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество», площадь лесосеки в соответствии с декларацией 4,5 га. После окончания работ по заготовке древесины проведено освидетельствование мест рубок, акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) в ГКУ «Кизеловское лесничество» отсутствует. Дистанционным мониторингом использования лесов установлено, что в ходе разработки лесосеки эксплуатационная площадь был превышена на 2,0 га, в результате чего были вырублены лесные насаждения произраставшие в выделе ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество». Заготовка древесины на данном лесном участке не декларировалась. Факт незаконной рубки лесных насаждений обнаружен 19.12.2016.
Письмом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 03.12.2015 №СЭД-30-01-25.4-6107 изменен срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины по лесосекам по лесной декларации, утвержденной Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 19.12.2014 № 4185/5 на срок до 18.12.2016.
В целях проверки дистанционных данных и определения объемов незаконно заготовленной древесины, в рамках оперативно-розыскных мероприятий 11.07.2017 произведен выезд с целью осмотра лесных участков в выделе ** квартала ** и выделе ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество», составлен акт осмотра. Согласно акту осмотра от 11.07.2017 установлен факт незаконной рубки лесных насаждений в период проведения работ по заготовке древесины на данной лесосеке, выразившийся в превышении на 1,9 га площади задекларированной лесосеки, превышении разрешенного лесной декларацией объема рубки лесных насаждений, а также в рубке деревьев не предназначенных для рубки (нарушение породного и возрастного состава вырубаемых лесных насаждений): деревья породы ель для заготовки разрешены в объеме 236 м3, фактически вырублено в объеме 528 м3, деревья породы ель в объеме 292 м3 срублены незаконно; деревья породы пихта для заготовки разрешены в объеме 46 м3, фактически вырублено в объеме 6 м3, деревья породы пихта в объеме 40 м3 не дорублены. Всего на лесосеке в выделе ** квартала ** и в выделе ** квартал ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество» незаконно вырублена древесина общим объемом 252 м3, что повлекло причинение ущерба государственному лесному фонду в сумме 3643860 рублей.
Согласно лесной декларации от 24.12.2013, утвержденной Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 09.01.2014 № 3139/14, в период с 10.01.2014 по 19.12.2014 ЗАО «Кама-Лес» осуществляло заготовку древесины на делянке ** в выделе ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество», площадь лесосеки в соответствии с декларацией 4,9 га.
С 20.12.2014 по 19.12.2015 согласно лесной декларации утвержденной Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 19.12.2014 № 4185/5 ЗАО «Кама-Лес» осуществляло заготовку древесины на делянке ** в выделе ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество», площадь лесосеки в соответствии с декларацией 15,1 га. После окончания работ по заготовке древесины 28.09.2016 проведено освидетельствование мест рубок, составлен акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины). Согласно акту от 28.09.2016 нарушений лесного законодательства на делянке ** в выделе ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество» не выявлено. Дистанционным мониторингом использования лесов установлено, что в ходе разработки лесосеки эксплуатационная площадь был превышена на 1,4 га, в результате чего были вырублены лесные насаждения, произраставшие в выделе ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество». Заготовка древесины на данном лесном участке не декларировалась. Факт незаконной рубки лесных насаждений обнаружен 19.12.2016.
Актом о признании ничтожным акта осмотра мест рубок (мест заготовок древесины) от 24.10.2017 результаты осмотра мест рубок от 28.09.2016 признаны должностным лицом недостоверными сведениями.
В целях проверки дистанционных данных и определения объемов незаконно заготовленной древесины, в рамках оперативно-розыскных мероприятий 11 и 12 июля 2017 г. произведен выезд с целью осмотра лесных участков в выделе ** квартала ** и в выделах ** и ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество», составлен акт осмотра. Согласно акту осмотра от 11 и 12 июля 2017 г. установлен факт незаконной рубки лесных насаждений в период проведения работ по заготовке древесины на данных лесосеках, выразившийся в превышении на 1,7 га площади задекларированной лесосеки, вследствие рубки незадекларированного лесного участка в выделе ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество» и в превышении на 1,4 га площади задекларированной лесосеки вследствие рубки незадекларированного лесного участка в выделе ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество», превышении разрешенного лесными декларациями объема рубки лесных насаждений, а также в рубке деревьев не предназначенных для рубки (нарушение породного и возрастного состава вырубаемых лесных насаждений): деревья породы ель для заготовки разрешены в объеме 1427 м3, фактически вырублено в объеме 1849 м3, деревья породы ель в объеме 422 м3 срублены незаконно; деревья породы пихта для заготовки разрешены в объеме 238 м3, фактически вырублено в объеме 27 м3, деревья породы пихта в объеме 211 м3 не дорублены. Всего на лесосеке в выделе ** квартала ** и в выделах ** и ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество» незаконно вырублена древесина общим объемом 211 м3, что повлекло причинение ущерба государственному лесному фонду в сумме 3051009 рублей.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы заявителя, его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, подтверждается представленными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 08.11.2017, в котором подробно описаны обстоятельства административного правонарушения; договором подряда от 12.01.2015 № 12/01/2015 между ЗАО «Кама-Лес» («Заказчик») и ООО «Кизел-Лес» («Исполнитель»), в соответствии с которым ООО «Кизел-Лес» взяло на себя обязательства провести сплошную санитарную рубку лесных участков, находящихся в государственной собственности и переданных по договору аренды ЗАО «Кама-Лес»; актами от 16.06.2017 и от 24.10.2017; сведениями из ЕГРЮЛ в отношении ЗАО «Кама-Лес»; справкой о расчете суммы ущерба, причиненного в результате незаконной рубки лесных насаждений; актом осмотра лесного участка на делянке ** в выделе ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество» от 11.07.2017; актом осмотра лесного участка на делянке ** в выделе ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество» от 11 и 12 июля 2017 года; результатами фотофиксации и измерительных процедур; представленными лесными декларациями и договором аренды лесного участка от 21.10.2008 № **, согласно которым, лесные участки были выделены для рубки именно предприятию ЗАО «Кама-Лес», директором которого является ФИО1, и иными доказательствами.
Приведенным доказательствам судьей городского суда дана надлежащая правовая оценка на предмет их допустимости, относимости, достоверности, в соответствии с требованиями статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
ФИО1 является директором ЗАО «Кама-Лес» и на момент рассматриваемых событий обладал организационно-распорядительными функциями, следовательно, отвечает критериям должностного лица – субъекта административной ответственности.
ФИО1, как директор ЗАО «Кама-Лес», в ведении которого находились выделенные для производства работ лесосеки, обязан был соблюдать требования лесного законодательства, в том числе, имел возможность контролировать ход работ по рубке лесных насаждений со стороны ООО «Кизел-Лес» в указанных целях, однако, всех зависящих от него мер по соблюдению требований лесного законодательства не принял, допустив выявленные нарушения. Вследствие отсутствия необходимого контроля со стороны ФИО1 за соблюдением требований лесного законодательства при организации и проведении работ по заготовке древесины и непринятии мер по контролю за действиями лиц непосредственно осуществляющих работы по рубке лесных насаждений незаконно вырублена древесина, что указывает на наличие вины и состава вменяемого ФИО1 правонарушения.
Ссылка заявителя жалобы на наличие возбужденных уголовных дел по рассматриваемым событиям не влечет отмену вынесенных по делу актов, поскольку материалами дела не подтверждается факт уголовного преследования самого ФИО1 по фактам выявленных нарушений, данный довод также был обоснованно отклонен судьей городского суда.
То обстоятельство, что актом осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 28.09.2016, составленным и.о. лесничего Коспашского участкового лесничества «Кизеловское лесничество» Ф. по результатам осмотра мест рубок на делянке ** выделе ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество» по завершении работ по заготовке древесины, какие-либо нарушения выявлены не были, не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, с учетом того, что указанный акт осмотра был составлен до окончания срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины по лесосекам, который был продлен Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 03.12.2015 №СЭД-30-01-25.4-6107 до 18.12.2016.
Вместе с тем, довод заявителя жалобы о нарушении срока привлечения к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении и вынесении в отношении него обжалуемого постановления уполномоченным должностным лицом в части незаконной рубки ЗАО «Кама-Лес» на основании лесной декларации от 24.12.2013, утвержденной Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 09.01.2014 № 3139/14, в период с 10.01.2014 по 19.12.2014 на делянке ** в выделе ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество», с площадью лесосеки в соответствии с декларацией 4,9 га, заслуживает внимание.
При пересмотре дела в отношении ФИО1 в порядке статьи 30.6 КоАП РФ судья городского суда исходил из доказанности совершения правонарушения данным лицом, указав на соблюдение должностным лицом при вынесении постановления по делу срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом судья городского суда не учел, что основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности в указанной выше части послужил факт незаконной рубки, имевшей место в период с 10.01.2014 по 19.12.2014. Данные о том, что заготовка древесины осуществлялась, а противоправные действия имели место в более поздний период, в том числе, на момент обнаружения нарушения лесного законодательства, в материалах дела отсутствуют, а должностные лица как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не ссылаются.
Более того, в постановлении от 22.11.2017 прямо указано на установление факта незаконной рубки лесных насаждений в период проведения работ по заготовке древесины на данной лесосеке (декабрь 2014 года - декабрь 2015 года).
При таких обстоятельствах в данном случае при решении вопроса о привлечении должностного лица к административной ответственности следовало руководствоваться указанными сроками осуществления действий по заготовке древесины, в ходе которых было допущено нарушение лесного законодательства, выразившееся в незаконной рубке лесных насаждений, то есть моментом прекращения (окончания) противоправного деяния.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5, части 1 статьи 4.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности. Таким образом, истечение срока давности исключает производство по делу об административном правонарушении.
На момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении - 22.11.2017 годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ по делам данной категории, исходя из момента прекращения противоправных действий, истек, в связи с чем указанные выше суждения в части осуществления незаконной рубки на основании лесной декларации от 24.12.2013, утвержденной Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 09.01.2014 № 3139/14, в период с 10.01.2014 по 19.12.2014 на делянке ** в выделе ** квартала ** Коспашского участкового лесничества ГКУ «Кизеловское лесничество», с площадью лесосеки в соответствии с декларацией 4,9 га подлежат исключению из постановления должностного лица от 22.11.2017 № 02-01/24-17, решения вышестоящего должностного лица от 20.02.2018 и решения судьи городского суда от 04.04.2018.
Указанное не влечет прекращение производства по делу, поскольку факт незаконной рубки в остальной части объема вменяемого правонарушения доказан должностным лицом административного органа и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Доводы жалобы в части истечения срока давности привлечения к административной ответственности по нарушениям вменяемым на основании осуществления незаконной рубки по декларации, утвержденной Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 19.12.2014 № 4185/5 являются необоснованными и подлежат отклонению, с учетом того, что Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины по лесосекам на основании указанной декларации был продлен до 18.12.2016.
Как следует из материалов дела на момент обнаружения длящегося административного правонарушения оно прекращено по воле лица, привлекаемого к ответственности, и в юридически значимый период (11 и 12 июля 2017 г. - акты осмотра) незаконная рубка компетентными лицами не пресекалась, соответственно срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица ФИО1 подлежит исчислению с 18.12.2016 - дня, следующего за днем окончания лесозаготовительных работ (деятельность по лесозаготовке осуществлялась до 18.12.2016 с учетом продления срока рубки лесных насаждений) и на момент вынесения постановления 22.11.2017 годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Утверждение заявителя жалобы, что Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 отменены и не могли быть законным основанием для привлечения его к административной ответственности подлежит отклонению, поскольку данный довод заявлен без учета срока вступления в силу Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 19.09.2016 № 378, признавшего утратившим вышеуказанный акт и определяющим окончание действия названного заявителем акта - 09.01.2017. Таким образом, на момент совершения вменяемого правонарушения и привлечения ФИО1 к ответственности Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 являлись действующим актом.
Иная оценка доказательств по делу, приводимая заявителем в жалобе, и отличная от оценки, данной судьей городского суда, не является основанием для отмены обжалуемых актов, поскольку направлена на переоценку установленных судьей городского суда обстоятельств и доказательств, оснований для которой, не усматривается.
Наказание ФИО1 в виде административного штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.28 КоАП РФ, чрезмерным не является.
Процессуальные нарушения, которые бы повлияли на законность привлечения ФИО1 к административной ответственности, не допущены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 22 ноября 2017 года № 02-01/24-17, решение начальника управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 20 февраля 2018 года № 02-01/24-17-Р, решение судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 4 апреля 2018 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья-подпись