Судья Куликов А.Ю.
Дело № 7-7/2018
Р Е Ш Е Н И Е
06 марта 2018 года г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Кочев С.Н.,
с участием защитника должностного лица, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении Панкайте С.В., заместителя прокурора г. Биробиджана Ключенок О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - главы муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО - мэра города ФИО1 на постановление Биробиджанского районного суда ЕАО от 12.01.2018, вынесенное в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Биробиджанского районного суда ЕАО от 12.01.2018 должностное лицо - глава муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО - мэр города ФИО1 (далее - мэр города) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе мэр города ФИО1 просит отменить постановление суда, прекратить производство по делу.
Полагает, что при возбуждении дела об административном правонарушении были нарушены процессуальные нормы административного законодательства и его права, поскольку не был допущен его защитник, действующий на основании доверенности. Выводы суда о ненадлежащей доверенности Б считает несостоятельными, поскольку доверенность была удостоверена организацией (мэрией города), подпись доверителя удостоверена кадровой службой мэрии города. Изменение должности представителя (защитника) не является основанием для признания доверенности ничтожной, поскольку доверенность выдана физическому лицу, а не конкретному муниципальному служащему.
Обращает внимание, что решением Биробиджанской городской Думой от 29.09.2005 № 251 учреждён орган мэрии города - МКУ«Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (далее - Управление ЖКХ), которое от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Одной из основных задач Управления ЖКХ в области строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Возглавляет управление ЖКХ начальник, который несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач.
Постановлением мэрии города от 27.10.2014 № 4132 утверждён перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности МО «Город Биробиджан» ЕАО.
Постановлением мэрии города от 16.03.2016 № 655 (в ред. от 20.04.2016 № 1189) автомобильные дороги, находящиеся в муниципальной собственности, закреплены на праве оперативного управления за МКУ «Управление транспорта, автомобильные дороги и благоустройства мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО», которое в соответствии с решением городской Думы от 07.06.2017 № 421, распоряжением мэрии города от 09.06.2017 № 175 реорганизовано путём присоединения к Управлению ЖКХ, и последнее является правопреемником Управления транспорта, и дороги общего пользования местного значения с 12.09.2017 закреплены за ним на праве оперативного управления.
Полагает, что мэр города не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Заместитель прокурора города Биробиджана Ключенок О.В. в письменных возражениях просит жалобу оставить без удовлетворения. Указывает, что факт ненадлежащего содержания дорог установлен и не отрицается в жалобе. Согласно ст. 23 Устава МО «Город Биробиджан» ЕАО, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» мэр города является высшим должностным лицом городского округа, который подконтролен и подотчётен непосредственно населению городского округа и городской Думе, и обеспечивает осуществление органами местного самоуправления городского округа полномочий по решению вопросов местного значения городского округа и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Федеральным законодательством определено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, соответственно к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание).
Полагает, что доводы должностного лица ФИО1 о том, что он не является ответственным за состояние дорог и не является субъектом административного правонарушения, не состоятельны и являются его желанием избежать ответственности за совершённое правонарушение.
Выражает несогласие с доводами жалобы относительно процессуального нарушения, выразившиеся в не допуске защитника при возбуждении дела об административном правонарушении. Обращает внимание, что Б находится в прямой подчинённости от высшего должностного лица - мэра города ФИО1, представление его интересов как должностного лица не входит в круг его должностных обязанностей. Доверенность может быть заверена кадровой службой мэрии города только на представление интересов мэрии города как юридического лица, в связи с чем Б не может являться защитником мэра.
В судебном заседании защитник Панкайте С.В. жалобу поддержала в полном объёме, обосновав изложенными в ней доводами.
Заместитель прокурора г. Биробиджана Ключенок О.В. поддержала доводы письменных возражений, дополнительно пояснила, что на сегодняшний день выявленные нарушения не устранены.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2017 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст.ст. 3, 16, 26 Устава муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, утверждённого решением городской Думы от 30.06.2005 № 242 (далее - Устав), местная администрация - мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Еврейской автономной области в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Согласно положениям ч. 1, 2 ст. 37, п. 5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования, который в пределах соответствующих полномочий обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Устава - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления обязанности по соблюдению требований законодательства в части дорожного движения, по результатам которого выявлены нарушения в указанной сфере правоотношений.
По результатам проверки составлен акт от 02.10.2017, согласно которому вблизи муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений - МБОУ <...> на автомобильных дорогах местного значения отсутствуют искусственные неровности, дорожные светофоры типа Т.7 (двустороннего исполнения), вертикальные дорожные разметки 2.7 «Обозначение бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности», горизонтальные дорожные разметки, дублирующие дорожные знаки, запрещающие знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» совместно с табличкой 8.2.1 «Зона действия», предупреждающие знаки 1.23 «Дети» совместно с табличкой «Зона действия», дорожные знаки 6.16 «Стоп-линия», дублирующие дорожные знаки 5.19.1 - 5.19.2 «Пешеходный переход» над проезжей частью. Кроме того, на проезжей части по направлению движения на автомобильных дорогах не везде присутствует надпись слова «Дети» или «Школа». В случае, где искусственные неровности имеются, отсутствует разметка 125 «Обозначение искусственной неровности», предупреждающие знаки 1.17 «Искусственная неровность» (л.д. 17-19).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении главы муниципального образования - мэра города ФИО1 (постановление от 03.11.2017 л.д. 3-11).
Рассматривая материалы дела об административном правонарушении, судья районного суда пришёл к выводу о виновности должностного лица - мэра города ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, то есть в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог.
Вместе с тем, постановление судьи районного суда нельзя признать законным по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казённых учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу п. 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным учреждением (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ).
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казённым учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В ходе производства по делу установлено, что городской Думой МО «Город Биробиджан» ЕАО 28.01.2016 принято решение № 225 об учреждении органа мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО - муниципального казённого учреждения «Управление транспорта, автомобильных дорог и благоустройства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» и утверждении положения «О муниципальном казённом учреждении «Управление транспорта, автомобильных дорог и благоустройства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области».
Согласно указанному выше положению МКУ «Управление транспорта, автомобильных дорог и благоустройства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» (далее - Управление транспорта, автомобильных дорог и благоустройства) является отраслевым органом мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО, входит в структуру мэрии города и осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий мэрии города в соответствии с настоящим положением, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств бюджета муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, на основании бюджетной сметы.
Область транспортного обслуживания, автомобильных дорог и благоустройства городского округа является основными задачами указанного Управления.
Постановлением мэра города от 16.03.2016 № 655 (с учётом изменений от 20.04.2016 № 1189) автомобильные дороги местного значения городского округа, перечень которых указан в приложении к постановлению, закреплён на праве оперативного управления за Управлением транспорта, автомобильных дорог и благоустройства.
Учреждению переданы соответствующие полномочия по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. От имени органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя Управления, выступает мэрия города. Имущество Управления находится в собственности учредителя и передано учреждению на праве оперативного управления.
07.06.2017 Городской Думой МО «Город Биробиджан» ЕАО принято решение № 421 о реорганизации органа мэрии города - Управления ЖКХ в форме присоединения к нему органа мэрии города - Управления транспорта, автомобильных дорог и благоустройства.
Согласно указанному решению при присоединении Управления транспорта, автомобильных дорог и благоустройства к Управлению ЖКХ к последнему переходят все права и обязанности присоединённого юридического лица в том виде, в котором они существуют к определённому законом моменту перехода.
Решением городской Думы МО «Город Биробиджан» ЕАО от 29.09.2005 № 251 утверждено положение об Управлении ЖКХ, согласно которому к основным задачам управления относится осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе по организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, разработка и реализация программ муниципального дорожного строительства.
Приведенные обстоятельства в совокупности дают основания для вывода о том, что ненадлежащее содержание автомобильных дорог городского округа допущено не должностным лицом ФИО1 Фактически лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и дорожных сооружений, является МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области», которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.
Данное учреждение создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, в связи с переданными полномочиями, иУправление ЖКХ является лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог, деятельность учреждения финансируется из средств городского округа.
С учётом изложенного доводы ФИО1 о том, что полномочия органов местного самоуправления, касающиеся дорожной деятельности, обеспеченные финансированием из бюджета городского округа, переданы специально созданному учреждению, заслуживают внимание, в связи с чем глава МО «Город Биробиджан» ЕАО - мэр города ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и необоснованно привлечён к административной ответственности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с изложенным, постановление судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 12.01.2018, вынесенное в отношении должностного лица ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Кроме того, согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, в случае рассмотрения дела судьёй составляет три месяца.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению в отношении мэра города ФИО1 производства по делу об административном правонарушении, имели место 02.10.2017. Следовательно, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности истёк 02.01.2018.
Вместе с тем, постановление районного суда от 12.01.2018 в отношении должностного лица вынесено за пределами трёхмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ, что является существенным нарушением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы возражений прокурора о том, что Б не мог быть защитником мэра, в силу нахождения в прямой его подчинённости, и ФИО1 является субъектом инкриминируемого ему правонарушения,не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права, и не влияют на существо принятого решения.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление Биробиджанского районного суда ЕАО от 12.01.2018 о признании главы муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО - мэра города ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу главы муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО - мэра города ФИО1 считать удовлетворённой.
Судья суда ЕАО С.Н. Кочев