ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-7/2021 от 24.02.2021 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Хроленок Т.В.

Дело № 7-7/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление судьи по делу об административном правонарушении

24 февраля 2021 г. г. Биробиджан

Судья суда Еврейской автономной области Токмачева Н.И.

с участием защитника Витютнева К.В., действующего на основании доверенности от <...>, удостоверенной Л.В.Н., временно исполняющей обязанности нотариуса Биробиджанского городского нотариального округа Е.А.М., зарегистрированной в реестре под № <...>,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении должностного лица

директора областного государственного бюджетного учреждения «Биробиджанский психоневрологический интернат» (далее - ОГБУ «БПНИ», учреждение) Ежели Е. Н.<...> года рождения, уроженца <...>, проживающего по месту регистрации: <...> (приказ о назначении от <...>№ <...>)

по жалобе защитника Витютнева К.В. на постановление судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от <...>,

УСТАНОВИЛ:

<...> заместителем начальника отдела санитарно-эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО - заместителя главного государственного санитарного врача по ЕАО (далее - Управление Роспотребнадзора по ЕАО) Б.И.С. в отношении должностного лица Ежели Е.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Постановлением судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от <...> должностное лицо Ежеля Е.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

<...> защитник Витютнев К.В. подал жалобу с просьбой об отмене постановления судьи районного суда от <...> и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Жалобу мотивировал тем, что выводы судьи об отсутствии <...> в <...> час. <...> мин. записи учёта температуры в журнале учёта температуры подопечных, находящихся в изоляторе № 1 (административный корпус), опровергаются обстоятельствами, установленными в судебном заседании, и материалами дела (показаниями свидетелей, журнал учёта температуры и др.). Более того, административным органом иных документов в соответствии с требованиями КоАП РФ к материалам дела не приобщалось, противоречия в показаниях свидетелей не устранены.

Считает ошибочным выводоб отсутствии в материалах дела данных о госпитализации <...> с изолятора № 1 (административное здание) подопечных Т., К., Ч., С., поскольку из журнала движения (2 корпус) следует, что указанные подопечные <...> были выведены с изолятора во 2 корпус.

Анализируя положения пунктов 2.3, 2.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утверждённых постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, постановления губернатора ЕАО от 24.11.2020 № 358 «О внесении изменений и дополнения в некоторые постановления губернатора ЕАО», полагает вывод судьи районного суда о цели использования маски не основанным на законодательстве.

Обращает внимание, что из показаний представителей контролирующего органа, допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей, следует, что буфетчица Ш.Л.И. встретилась им в холле административного здания, собираясь выносить на улицу в ведрах пищевые отходы, при этом рядом с ней ни подопечные, ни сотрудники учреждения не находились.

Считает необоснованным вывод судьи районного суда о том, что сотрудники учреждения Б.А.В., К.Т.В., К.Та.В. и Д.Н.П. были допущены к работе с положительными результатами на COVID-19, поскольку результаты лабораторных исследований поступили в учреждение только <...>.

Указывает, что мотивированные пояснения о несвоевременном лабораторном обследовании подопечных С.Г.А., Н.А.С. и У.В.Н., изложенные в пункте 4 письменных объяснений по настоящему делу, приобщённых к материалам дела, оставлены судьёй районного суда без внимания и надлежащей оценки.

Кроме того, выводы судьи по данному вопросу противоречат приобщённым документам о маршрутизации подопечных при наличии признаков респираторных заболеваний (повышений температуры тела). При этом в судебном заседании установлено, что к подопечным неоднократно вызывалась бригада скорой медицинской помощи (далее - СМП), их доставляли в медицинские учреждения и после проведённого осмотра врачами-специалистами возвращались в интернат.

В судебном заседании защитник Витютнев К.В. доводы жалобы поддержал, просил прекратить производств по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объёме, изучив обжалуемый судебный акт, доводы жалобы, выслушав пояснения защитника, свидетелей, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что жалоба защитника Витютнева К.В. на постановление судьи от <...> поступила в Биробиджанский районный суд ЕАО <...> в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок обжалования со дня получения защитником <...> его копии (том № 2 л.д. 90, 94).

Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершённые в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 000 до 150 000 руб.

Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующим отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установлено, что проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац 14 статьи 1).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзацы 2, 4 пункта 1 статьи 2).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в числе прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль (статья 11).

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39).

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (статья 29).

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 1 стать 31).

Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта России (пункт 2 статьи 31).

По решению Всемирной организации здравоохранения от 30.01.2020 эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11.03.2020 ситуация признана пандемией.

Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.

Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 13.03.2020 № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019», от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учётом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза её развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности, обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.

Распоряжением врио исполняющего обязанности губернатора ЕАО от 05.02.2020 № 14-рг, в целях недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории ЕАО введён режим повышенной готовности для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования с 12 часов 05.02.2020.

Постановлением губернатора ЕАО от 20.03.2020 № 57 (в редакции от 13.10.2020 № 319) с 00 час. 00 мин. 22.03.2020 на территории ЕАО введены ограничительные мероприятия (карантин) (пункт 1).

Постановлением врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 № 65 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» (далее - СП 3.1/3.2.3146-13), которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения России, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1.1, 1.3).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15 утверждены санитарно-эпидемиологических правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - СП 3.1.3597-20),которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации (пункт 1.1).

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по ЕАО от <...>№ <...> проведено эпидемиологическое расследование причин, условий возникновения случаев ОРВИ, подозрение на COVID-19 среди подопечных ОГБУ «БПНИ», организация и проведение противоэпидемических (профилактических) мероприятий, выполнения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

По результатам проверки составлен акт, согласно которому директор учреждения Ежеля Е.Н. неудовлетворительно осуществляет контроль за организацией и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, установленных СП 3.1.3597-20, а именно:

-в медицинской документации за <...> отсутствовала запись учёта температуры у подопечных, находившихся в изоляторе (пункт 4.2);

-не соблюдаются правила личной гигиены сотрудниками учреждения - <...> отсутствовала маска у буфетчицы Ш.Л.И. (маска была надета на подбородок и не закрывала органы дыхания) (пункт 4.4);

-к работе допущены сотрудники учреждения Б.А.В., К.Т.В., К.Та.В., Д.Н.П. с признаками заболевания, схожими с новой коронавирусной инфекцией (потеря обоняния, насморк) (пункт 4.2);

-не проведено своевременное лабораторное обследование подопечных при появлении у них респираторных симптомов (С.Г.А. - температура тела <...> вечер 38,2°С, <...> утро 37,2°С, <...> утро 37,7°С, день 37,3°С, вечер 37,4°С, респираторный мазок отобран <...>; У.В.Н. - <...> температура тела 40,5°С, респираторный мазок отобран <...>; Н.А.С. - <...> температура тела 38,5°С, респираторный мазок отобран <...>) (пункт 3.1.1).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом в отношении должностного лица директора ОГБУ «БПНИ» Ежели Е.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Рассматривая дело, судья Биробиджанского районного суда ЕАО пришёл к выводу о виновности должностного лица Ежели Е.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ по эпизоду о нарушении <...> буфетчицей Ш.Л.П. правил личной гигиены, исходя из того, что последняя <...> находилась в административном здании без средства индивидуальной защиты, закрывающего органы дыхания (маска надета на подбородок).

Вопреки доводам жалобы защитника правовых оснований не согласиться с таким выводом судьи районного суда не имеется.

В соответствии с требованиями СП 3.1.3597-20 противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции (пункт 4.1).

Мероприятием, направленным на «разрыв» механизма передачи инфекции, в том числе является соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытьё рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5м до 2м (абзац 2 пункта 4.4).

Данное санитарно-противоэпидемическое (профилактическое) мероприятие принято в связи с тем, что коронавирусная инфекция COVID-19 (CoronaVirusDisease 2019, ВОЗ, 11.02.2020) представляет собой острое респираторное заболевание, вызванное новым коронавирусом (SARS-CoV-2), ассоциированное с повышенной смертностью среди лиц в возрасте старше 60-ти лет, а также лиц с сопутствующими патологическими состояниями, такими как сердечнососудистые заболевания, хронические респираторные заболевания, диабет и рак. Путь передачи вируса SARS-CoV-2 от человека к человеку преимущественно воздушно-капельным и контактным путями при близком общении инфицированного с окружающими (пункт 2.1 Методических рекомендаций МР 3.1.0170-20 «Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2020 (далее - МР 3.1.0170-20).

Согласно пункту 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе, по осуществлению производственного контроля, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), гигиенического воспитания и обучения граждан.

В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» (далее - СП 1.1.1058-01), введённых в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18, производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятийпроводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в производственных, общественных помещениях, зданиях, сооружениях, используемых для выполнения работ, оказания услуг, с целью обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путём должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

Таким образом, должностное лицо директор учреждения Ежеля Е.Н. должен был обеспечить (проконтролировать) соблюдение буфетчицей Ш.Л.П.<...> правил личной гигиены (медицинская маска отсутствовала, маска была надета на подбородок и не закрывала органы дыхания).

Вопреки доводу жалобы, в целях минимизации (сокращения) рисков распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, использование в общественных местах средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания) должно осуществляться надлежащим образом, а именно путём крепления средства индивидуальной защиты органов дыхания на переносице, закрывая все органы дыхания.

Довод жалобы о том, что буфетчица Ш.Л.И. собиралась выносить на улицу пищевые отходы в вёдрах, при этом рядом с ней ни подопечные, ни сотрудники учреждения не находились, не освобождает Ш.Л.И. от использования средства индивидуальной защиты органов дыхания надлежащим образом.

Признавая должностное лицо Ежелю Е.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ по эпизоду отсутствия в медицинской документации за <...> записи учёта температуры у подопечных, находившихся в изоляторе, судья районного суда исходила из того, что в нарушение требований пункта 4.2 СП 3.1.3597-20 в момент проверки журнала учёта температуры подопечных, находящихся в изоляторе № 1 (административный корпус) в <...> час. <...> мин. <...> отсутствовали записи учёта температуры за <...>. Представленный в судебное заседание журнал контроля температуры изолятора (административный корпус), не соответствует журналу, представленному административному органу при проверке.

Вместе с тем, с таким выводом судьи согласиться нельзя.

Так, согласно пункту 4.2 СП 3.1.3597-20 эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает, в числе прочего, принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию.

В силу пункта 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Министерством труда и социальной защиты РФ разработаны Методические рекомендации «О временном порядке работы стационарных организаций социального обслуживания в период распространения COVID-19 и проведении мероприятий по профилактике и снижению рисков»(письмо Минтруда России от 21.04.2020 N 26-4/10/В-3076) (далее - Методические рекомендации), согласно которым мероприятиями, направленными на предупреждение передачи возбудителя инфекции COVID-19 являются, в том числе круглосуточное медицинское наблюдение за состоянием здоровья лиц, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, с проведением ежедневной термометрии (2 раза в сутки) и опроса о состоянии здоровья (пункт 5.2.1); мониторинг состояния здоровья сотрудников с измерением температуры тела в течение рабочего дня и незамедлительное отстранение от работ лиц, с признаками острых респираторных заболеваний (пункт 5.2.3); введение ограничительных мер (карантина) на весь период до завершения мероприятий, связанных с осложнением коронавирусной инфекции COVID-19 (пункт 5.2.21).

Как следует из материалов дела, приказом ОГБУ «БПНИ» от <...>№ <...> «О принятии дополнительных мер по организации работы по профилактике и выявлению пневмонии, гриппа и ОРВИ» утверждена Инструкция по противоэпидемиологическим мероприятиям в период подъёма заболеваемости гриппа и ОРВИ, согласно которой медицинский персонал учреждения обязан, в числе прочего, проводить термометрию подопечным не менее 3 раз в сутки (пункт 1); проводить ежедневный периодический осмотр подопечных с целью выявления больных (пункт 2) (том № <...> л.д. 123-125).

В связи с введением на территории ЕАО режима повышенной готовности в целях недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, приказом ОГБУ «БПНИ» от <...>№ <...> утверждена Инструкция по противоэпидемиологическим мероприятиям, направленным на профилактику возникновения распространения заболеваний, вызванных 2019-nCoV, сотрудникам учреждения приказано обеспечить круглосуточный мониторинг жалоб на состояние здоровья среди получателей социальных услуг, при отсутствии жалоб у подопечных, медицинскому персоналу организовать активное выявление признаков коронавируса 2019-nCoV (том № <...> л.д. 131-132).

Приказом учреждения от <...>№ <...> утверждена Инструкция по ведению и заполнению журнала регистрации термометрии получателей социальных услуг в отделениях и изоляторах учреждения, в соответствии с которой в первом столбце журнала заполняется ФИО получателя социальных услуг, у которого измерили температуру тела, во втором - результат термометрии ежедневно, три раза в день (утро, обед, вечер) (том № <...> л.д. 147-148).

Как следует из пояснений заместителя директора по медицинской части М.Л.В., данных при рассмотрении дела судьёй районного суда, подопечные с признаками респираторных заболеваний находятся в двух изоляторах - № <...> в административном корпусе, № <...> в корпусе № <...>.

Согласно данным журнала регистрации термометрии подопечных, находящихся в изоляторе № <...> (административный корпус) за <...>, утром и вечером осуществлён контроль температуры тела, в том числе у подопечных Т., К., Ч., С. (том № <...> л.д. 91).

По данным журнала движения подопечных (2 корпус) <...> подопечные Т., К., Ч., С. выведены из изолятора (том № <...> л.д. 33).

Врач-эпидемиолог ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО» М.О.В., допрошенная в судебном заседании при рассмотрении жалобы защитника в качестве свидетеля, пояснила, что зафиксировала на фото с помощью телефона страницу журнала за <...>, где отсутствовала запись (том № <...> л.д. 87), поскольку за предыдущую дату <...> в данном журнале имелись записи температуры тела подопечных.

Между тем, как следует из журнала измерения температуры подопечным в изоляторе № <...> (корпус № <...>) (том № <...> л.д. 93), справки ОГБУЗ «Облученская районная больница» (том № <...> л.д. 73) все подопечные, находящиеся <...> в изоляторе № <...>, в тот же день (<...>) госпитализированы в упомянутую больницу.

Таким образом, <...> термометрия получателей социальных услуг, находящихся изоляторах учреждения, осуществлялась надлежащим образом.

Вывод судьи районного суда о том, что журнал контроля температуры изолятора (административный корпус), представленный в судебное заседание, не соответствует журналу, представленному должностному лицу административного органа при проверке, несостоятелен, поскольку при проведении проверки <...> врачом-эпидемиологом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО» М.О.В. был исследован журнал движения подопечных (корпус 2) (том № <...> л.д. 87), а не журнал контроля температуры подопечных, находящихся в изоляторе № <...> (административный корпус).

Также нельзя согласиться с выводом судьи районного суда о виновности должностного лица Ежели Е.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ по эпизоду допуска к работе сотрудников учреждения Б.А.В., К.Т.В., К.Та.В., Д.Н.П. с признаками заболевания, схожими с новой коронавирусной инфекцией (потеря обоняния, насморк).

Так, в связи с предупреждением распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), приказом ОГБУ «БПНИ» от <...>№ <...> (с дополнениями, внесёнными приказом от <...>№ <...>) утверждён План неотложных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), которым предусмотрено обеспечить мониторинг состояния здоровья сотрудников, допущенных к уходу за получателями социально-медицинских услуг, с измерением температуры тела не менее 2-х раз в течение всего рабочего времени с отметкой в Журнале мониторинга температуры тела сотрудников и незамедлительным отстранением от работы лиц с признаками острых респираторных инфекций (пункт 4.32.9) (том № <...> л.д. 121-122, 126-130).

Постановлением главного государственного санитарного врача по ЕАО от <...>№ <...> в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в ОГБУ «БПНИ» введены ограничительные мероприятия (карантин).

Приказом учреждения от <...>№ <...> в целях установления единого порядка заполнения Журнала регистрации термометрии работников учреждения утверждена инструкция по его ведению и заполнению (том № <...> л.д. 145-146).

Как следует из протокола заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории ЕАО от <...>№ <...>, лаборатории ОГКУЗ «Противотуберкулёзный диспансер» определено осуществлять исследование для выявления РНК коронавируса 2019-nCOV у сотрудников учреждений социального обслуживания, находящихся на карантине (изоляции) совместно с получателями социальных услуг (пункт 6.2) (том № <...> л.д. 119).

Приказом от <...>№ <...> в учреждении введён девятый этап изоляции в период с <...> по <...>, утверждён список работников учреждения дежурного персонала в период режима изоляции, в который, в том числе включены в качестве дежурного персонала корпуса № <...> младшие медицинские сёстры по уходу за больными Б.А.В. и К.Т.В., палатные медицинские сёстры К.Та.В. и Д.Н.П. (том № <...> л.д. 145-153).

Согласно отчёту испытаний ОГКУЗ «Противотуберкулёзный диспансер» от <...> и <...> у сотрудников учреждения Б.А.В., К.Т.В., К.Та.В., Д.Н.П. перед дежурной сменой произведён забор и исследование респираторного мазка, РНК не обнаружен (том № <...> л.д. 142-144).

Как следует из Журнала контроля измерения температуры тела у сотрудников 2 корпуса в период с <...> по <...> у сотрудников Б.А.В., К.Т.В., К.Та.В., Д.Н.П. ежедневно, три раза в день измерялась температура тела, которая была нормальная, повышение не зафиксировано, жалоб на состояние от них не поступало (том № <...> л.д. 183-196).

В судебном заседании при рассмотрении жалобы свидетель палатная медицинская сестра ОГБУ «БПНИ» Д.Н.П. пояснила, что в период с <...> по <...> она входила в число дежурного персонала учреждения в корпусе № <...>, была ответственной за ведение и заполнение Журнала регистрации термометрии сотрудников учреждения в этом корпусе. В указанный период она ежедневно, три раза в день осуществляла мониторинг состояния здоровья сотрудников с измерением температуры тела, данные которого вносила в Журнал. В связи с тем, что у неё и сотрудников Б.А.В., К.Т.В., К.Та.В. температура тела была в норме, признаки заболевания, схожие с новой коронавирусной инфекцией, отсутствовали, они допускались в работе. Только <...>, после окончания смены, когда поднималась домой по лестнице в подъезде, она (Д.Н.П.) почувствовала отдышку, а когда принимала душ, поняла, что у неё отсутствует обоняние.

Таким образом, из приведённых доказательств следует, что в период дежурной смены с <...> по <...> у поименованных сотрудников отсутствовали признаки заболевания, схожие с новой коронавирусной инфекцией (потеря обоняния, насморк).

Ссылка судьи районного суда на протокол лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО» от <...>№ <...>, согласно которому у работников Б.А.В., К.Т.В., К.Та.В., Д.Н.П. обнаружен РНК коронавируса 2019-nCoV, не может свидетельствовать о допуске указанных работников к работе с положительными результатами новой коронавирусной инфекции в период с <...> по <...>, поскольку названный протокол поступил в учреждение по электронной почте <...> в <...> (том № <...> л.д. 102), то есть после того как их смена <...> закончилась.

При таких обстоятельствах директору ОГБУ «БПНИ» Ежеле Е.Н. необоснованно вменено неудовлетворительное осуществление контроля за организацией и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, в части отсутствия в медицинской документации за <...> записи учёта температуры у подопечных, находившихся в изоляторе, и допуска к работе сотрудников Б.А.В., К.Т.В., К.Та.В., Д.Н.П. с признаками заболевания, схожими с новой коронавирусной инфекцией (потеря обоняния, насморк).

Рассматривая дело, судья районного суда пришёл к верному выводу о виновности должностного лица Ежели Е.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ по эпизоду несвоевременного проведения лабораторного обследования подопечной С.Г.П. при появлении у неё респираторных симптомов.

Так, в соответствии СП 3.1/3.2.3146-13 больные инфекционными и паразитарными болезнями, лица с подозрением на инфекционные и паразитарные болезни, лица, общавшиеся с больными инфекционными болезнями, лица, подвергшиеся нападению и укусам кровососущих членистоногих, укусам и ослюнению дикими и домашними животными, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат, в том числе лабораторному обследованию на наличие возбудителей инфекционных и паразитарных болезней (пункт 10.1).

Согласно пунктам 3.1, 3.1.1 СП 3.1.3597-20 в целях оперативной организации проведения исследований и противоэпидемических мероприятий, в первую очередь проводится обследование на COVID-19 лиц, при появлении респираторных симптомов, находящихся в интернатах, детских домах, детских лагерях, пансионатах для пожилых и других стационарных организациях социального обслуживания.

Из материалов дела (том № <...> л.д. 211-215, 217, том № <...> л.д. 8-9, 16, 18, 153-156) следует, что <...> подопечная С.Г.А. в связи с повышением температуры тела до 38,10С доставлена СМП в приёмный покой ОГБУЗ «Областная больница», осмотрена врачом-терапевтом, выставлен диагноз: <...>, назначено противовирусное лечение, возвращена в учреждение и переведена в 4 корпус с температурой тела 36,80С. <...> у С.Г.А. вновь наблюдалось повышение температуры тела (обед - 37,40С, вечер - 38,20С) в связи с этим в 22-15 час. она доставлена СМП в приёмный покой ОГБУЗ «Областная больница», осмотрена врачом-терапевтом, выставлен диагноз: <...>, назначено лечение, возвращена в учреждение. В последующие дни у подопечной С.Г.А. наблюдается повышение температуры тела: <...> - вечер 370С, <...> - утро 37,70С, обед 37,30с, вечер 37,40С. Между тем респираторный мазок у подопечной отобран только <...>, через 4 дня после первых респираторных симптомов.

При этом, судья районного суда пришёл к верному выводу, что отсутствие в учреждении медицинского персонала, обученного для отбора респираторных мазков, не имеет в данном случае юридического значения.

Действительно, в соответствии с пунктом 3.2 СП 3.1.3597-20отбор и транспортировка биологического материала для лабораторных исследований проводятся в соответствии с требованиями законодательства в отношении возбудителей инфекционных заболеваний человека I - II группы патогенности.

Согласно пункту 12 МР 3.1.0169-20 сбор клинического материала и его упаковку осуществляет работник медицинской организации, обученный требованиям и правилам биологической безопасности при работе и сборе материала, подозрительного на заражённость микроорганизмами II группы патогенности.

В штате ОГБУ «БПНИ» должность врача-инфекциониста не предусмотрена, также нет работника, прошедшего обучение требованиям и правилам биологической безопасности при работе и сборе материала, подозрительного на зараженность микроорганизмами II группы патогенности (справка от <...> (исх. № <...>)).

Вместе с тем, как следует из устава ОГБУ «БПНИ» предметом и целями деятельности учреждения является предоставление гражданам социальных услуг, в том числе социально-медицинских, направленных на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путём организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии здоровья (пункт 2.5); в соответствии с законодательством учреждение осуществляет функции опекуна, попечителя граждан, находящихся на стационарном обслуживании и нуждающихся в опеке и попечительстве (пункт 2.6). Для достижения целей деятельности учреждение имеет право, в числе прочего, в установленном законом порядке совершать сделки, не противоречащие уставу и не запрещённые законодательством (абзац 1 пункта 4.1).

Таким образом, руководитель учреждения Ежеля Е.Н. обязан был обеспечить своевременное проведение лабораторного обследования на выявление COVID-19 у подопечной С.Г.А. при появлении у неё респираторных симптомов, в том числе путём заключение договора на забор респираторных мазков и их исследование со сторонними организациями.

При этом, как верно отмечено судьёй районного суда, материалы дела не содержат доказательств обращения учреждения при наличии подопечных с респираторными симптомами и тенденцией к распространению инфекции в Управление Роспотребнадзора по ЕАО с просьбой об оперативной организации отбора респираторных мазков для проведения лабораторного исследования подопечных на выявление COVID-19.

Межу тем, признавая должностное лицо Ежелю Е.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, по эпизоду несвоевременного проведения лабораторного обследования подопечных У.В.Н. и Н.А.С. при появлении у них респираторных симптомов, судьёй районного суда не учтено следующее.

В силу пункта 19.2 СП 3.1/3.2.3146-13 в медицинских организациях должны соблюдаться санитарно-противоэпидемический режим, осуществляться мероприятия по предупреждению возникновения и распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 5.1 МР 3.1.0170-20 по клиническим (с учётом критериев, установленных Минздравом России) и эпидемиологическим показаниям (проживание в общежитии, многонаселённой квартире, отсутствие возможности самоизоляции при наличии в окружении лиц контингентов риска - старше 65 лет, лиц с хроническими заболеваниями сердца, легких, эндокринной системы, других) осуществляется госпитализация пациентов с установленным диагнозом COVID-19 или с подозрением на данное заболевание, а также лиц, контактировавших с ними.

Согласно Временным методическим рекомендациям Минздрава России «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»Версия 8.1 (01.10.2020)», предназначенным, в том числе для руководителей медицинских организаций и их структурных подразделений, при наличии факторов, свидетельствующих о случае, подозрительном на COVID-19, пациентам вне зависимости от вида оказания медицинской помощи проводится комплекс клинического обследования для определения степени тяжести состояния, включающий сбор анамнеза, физикальное обследование, исследование диагностического материала с применением МАНК, пульсоксиметрию. По результатам проведённого комплекса клинического обследования решается вопрос о виде оказания медицинской помощи и объёме дополнительного обследования. Диагноз устанавливается на основании клинического обследования, данных эпидемиологического анамнеза и результатов лабораторных исследований (глава 4.2).

Руководителям медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, необходимо обеспечить, в числе прочего, наличие запаса необходимых расходных материалов для отбора биологического материала для проведения лабораторных исследований; передачу биологического материала от пациентов (мазки из носо- и ротоглотки) при подозрении на COVID-19 в лаборатории медицинских организаций, имеющих эпидемиологическое заключение на работу с III и IV группами патогенности, с оформлением Акта приема-передачи (подпункт «б» пункт 9.2).

Из системного анализа указанных норм права следует, что в отношении лиц, находящихся на стационарном лечении в медицинском учреждении, ответственность за своевременное проведение, в том числе лабораторных обследований, несёт медицинское учреждение.

Из материалов дела (том № <...> л.д. 27-30, 50, 151-152, 157-160) следует, что подопечная У.В.Н.<...> в связи с повышением температуры тела до 40,50С. в 20-05 час. доставлена бригадой СМП в приёмный покой ОГБУЗ «Областная больница», осмотрена врачом-терапевтом, выставлен диагноз: <...> COVID-19 неподтверждённая, данных за пневмонию нет, рекомендована противовирусная терапия, госпитализация в инфекционный госпиталь <...>, 23-40 час. возвращена в учреждение, помещена в изолятор. <...> утром в связи с повышением температуры тела до 38,00С У.В.Н. бригадой СМП госпитализирована в ОГБУЗ «Областная больница», где и скончалась <...>.

Получатель социальных услуг Н.А.С.<...> в 1-00 час. в связи с повышением температуры тела до 38,30 С бригадой СМП доставлена в ОГБУЗ «Областная больница», осмотрена врачом-терапевтом, выставлен диагноз: <...>, рекомендовано лечение в стационаре (<...>), противовирусная терапия, респираторный мазок на COVID-19, в 4-00 возвращена в учреждение. В 11-35 час. <...> в связи с повышением температуры тела до 38,00С вновь вызвана бригада СМП, осмотрена врачом-терапевтом, выставлен диагноз: <...>, в тот же день (<...>) госпитализирована в ОГБУЗ «Облученская районная больница».

Таким образом, исходя из приведённых норм права, руководитель учреждения Ежеля Е.Н. не может нести ответственность за несвоевременное проведение лабораторного обследования у подопечных У.В.Н. и Н.А.С., поскольку после появления у них респираторных симптомов Н.А.С. госпитализирована в стационарное отделение больницы в тот же день, а У.В.Н. - на следующий. В связи с этим данный эпизод подлежит исключению из объёма правонарушения.

Принимая во внимание вышеизложенное, назначенный должностному лицу Ежеле Е.Н. размер административного штрафа подлежит снижению.

Так, согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 1, 2 стать 4.1 КоАП РФ).

Из статьи 4.1 КоАП РФ следует, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее 50 000 руб. (часть 2.2).

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 2.3).

С учётом изложенных выше правовых положений, учитывая характер и степень общественной опасности совершённого правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, представленные документы (справка о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год), отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, и в целях исключения избыточного ограничения прав должностного лица Ежели Е.Н. назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, до 30 000 руб.

При таких обстоятельствах постановление от <...>, вынесенное в отношении должностного лица Ежели Е.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подлежит изменению путём исключения из объёма правонарушения указание на неудовлетворительное осуществление контроля за организацией и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в части отсутствия в медицинской документации за <...> записи учёта температуры у подопечных, находившихся в изоляторе; допуска к работе сотрудников учреждения Б.А.В., К.Т.В., К.Та.В., Д.Н.П. с признаками заболевания, схожими с новой коронавирусной инфекцией (потеря обоняния, насморк); не проведение своевременного лабораторного обследования в отношении подопечных У.В.Н. и Н.А.С. при появлении у них респираторных симптомов, и снижения административного штрафа до 30 000 руб.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от <...>, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица директора областного государственного бюджетного учреждения «Биробиджанский психоневрологический интернат» Ежели Е. Н. по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, изменить.

Исключить из объёма правонарушения, вменённого директору ОГБУ «Биробиджанский психоневрологический интернат» Ежеле Е.Н., указание на неудовлетворительное осуществление контроля за организацией и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в части:

-отсутствия в медицинской документации за <...> записи учёта температуры у подопечных, находившихся в изоляторе (пункт 4.2 СП 3.1.3597-20);

-допуска к работе сотрудников учреждения Б.А.В., К.Т.В., К.Та.В., Д.Н.П. с признаками заболевания, схожими с новой коронавирусной инфекцией (потеря обоняния, насморк) (пункт 4.2 СП 3.1.3597-20);

-не проведение своевременного лабораторного обследования в отношении подопечных У.В.Н. и Н.А.С. при появлении у них респираторных симптомов (пункт 3.1.1 СП 3.1.3597-20).

Снизить размер назначенного директору ОГБУ «Биробиджанский психоневрологический интернат» Ежеле Е.Н. административного штрафа с 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. до 30 000 (тридцать тысяч) руб.

В остальной части постановление судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от <...> оставить без изменения.

Считать жалобу защитника Витютнева К.В. частично удовлетворённой.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке статей 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья суда ЕАО Н.И. Токмачева