Судья Крикун А.Д. Дело № 7 – 812/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ставрополь 24 ноября 2021 года
Судья Ставропольского краевого суда Корнушенко О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу (с учетом дополнений) председателя Производственно-строительный кооператив «Георгиевскдорстрой» (далее - ПСК «Георгиевскдорстрой») ФИО1 на постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике от 12 января 2021 года № 07-22/1233/18-1, решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ПСК «Георгиевскдорстрой» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике ФИО2 от 12 января 2021 года № 07-22/1233/18-1 ПСК «Георгиевскдорстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06 сентября 2021 года указанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба оставлена без удовлетворения.
В жалобе (с учетом дополнений), поданной в Ставропольский краевой суд, председатель ПСК «Георгиевскдорстрой» ФИО1 просит отменить постановление должностного лица административного органа от 12 января 2021 года № 07-22/1233/18-1 и решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06 сентября 2021 года, приводя доводы их незаконности и необоснованности.
В отзыве на жалобу представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по доверенности ФИО3 просит состоявшиеся акты в отношении ПСК «Георгиевскдорстрой» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, отзыва, проверив материалы дела, выслушав председателя ПСК «Георгиевскдорстрой» ФИО1 и представителя ПСК «Георгиевскдорстрой» ФИО4 поддержавших доводы жалобы (с учетом дополнений) по основаниям, изложенным в них, представителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике ФИО3 поддержавшей доводы отзыва на жалобу, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ПСК «Георгиевскдорстрой» по части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили выявленные управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике проверкой нарушения требований части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2021 №136-ФЗ, статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», пунктов 5, 6, 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель». ПСК Георгиевскдорстрой рекультивацию нарушенной территории в границах кадастрового квартала с номером «***», на которой производилась выемка грунта с целью реконструкции межпоселочной автомобильной дороги общего пользования «Газовая трасса-Крутобалковский-Мокрая Балка», площадью 1,197 га не проводило, на этот земельный участок отсутствовал проект рекультивации.
Принимая решение по жалобе и оставляя без изменения постановление по делу об административном правонарушении, судья Ленинского районного суда не учел следующее.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются в том числе, протоколом об административном правонарушении и иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении настоящего дела ПСК «Георгиевскдорстрой» последовательно заявлял о том, что протокол об административном правонарушении должностным лицом составлен в его отсутствие и о составлении протокола об административном правонарушении не было извещено в установленном законом порядке.
Данным доводам при рассмотрении дела судьей районного суда оценка не дана надлежащим образом.
Суду апелляционной инстанции председатель ПСК «Георгиевскдорстрой» ФИО1 и представитель ПСК «Георгиевскдорстрой» ФИО4 пояснили, что о составлении протокола об административном правонарушении ПСК «Георгиевскдорстрой» не было извещено. Извещение о составлении протокола 08 октября 2020 года получено представителем ПСК «Георгиевскдорстрой» ФИО4 08 октября 2020 года, что подтверждается извещением о вручении.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении № 07-22/1233/18-1 от 08 октября 2020 года составлен должностным лицом административного органа в отношении ПСК «Георгиевскдорстрой» по части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие ПСК «Георгиевскдорстрой» (л.д.133-136 т.1).
Принимая решение о составлении протокола об административном правонарушении в отношении ПСК «Георгиевскдорстрой» должностное лицо административного органа, не проверило, извещено ли ПСК «Георгиевскдорстрой» о дате, месте и времени составления протокола 08 октября 2020 года.
Согласно материалам дела, уведомление о времени и месте составления протокола № 07-22/1233/18-1 (08 октября 2020 года в 11:00) направлено ПСК «Георгиевскдорстрой» 01 октября 2020 года (л.д.127-128 т.1).
Вместе с тем, отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80081053297414 о получении 07 октября 2020 года ПСК «Георгиевскдорстрой» уведомления о времени и месте составления протокола 08 октября 2020 года является некорректным, поскольку в деле имеется уведомление о вручении почтового отправления ПСК «Георгиевскдорстрой» 08 октября 2020 года ( л.д.129 т. 1).
Не располагая сведениями о надлежащем извещении ПСК «Георгиевскдорстрой» должностное лицо административного органа приняло решение о составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствие.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике от 12 января 2021 года № 07-22/1233/18-1, решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ПСК «Георгиевскдорстрой» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ставропольского краевого суда
решил:
жалобу (с учетом дополнений) председателя ПСК «Георгиевскдорстрой» ФИО1- удовлетворить.
Постановление начальника отдела государственного земельного надзора по Ставропольскому краю управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике от 12 января 2021 года № 07-22/1233/18-1, решение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя от 06 сентября 2021 года, вынесенные в отношении Производственно-строительный кооператив «Георгиевскдорстрой» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Ставропольского краевого суда О.Р. Корнушенко