ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-812/2022 от 31.08.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-812/2022

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 31 августа 2022 года

Судья Ленинградского областного суда Смирнов А.С.,

при секретаре Ропотовой В.С.,

рассмотрев жалобу Совета депутатов муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на постановление судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 30 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

постановлением судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 30 июня 2022 года Совет депутатов муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В жалобе Совет депутатов муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области просит отменить постановление и прекратить производство в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Защитник Совета депутатов муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и прокурор Всеволожской городской прокуратуры, извещенные о рассмотрении жалобы в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Административная ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Вопрос о законности и обоснованности представления, содержащего требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, лежит на прокуроре.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка законности решения Совета депутатов муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 24.02.2022 №08(172) о досрочном прекращении полномочий главы администрации муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и прекращении (расторжении) с ним контракта», которым досрочно с 25.02.2022 в соответствии с п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации прекращены полномочия ФИО1 Прокурор отмечает, что оснований для применения данной нормы не имеется. Более того, совет депутатов не уполномочен на принятие решение о прекращении полномочий главы администрации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 278 ТК РФ. Случаев, указанных в ч. 10 ст. 37 Закона № 131-ФЗ и послуживших основанием для досрочного прекращения полномочий главы администрации не имелось.

По факту выявленных нарушений 28.03.2022 городской прокуратурой в адрес председателя совета депутатов муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области - главе муниципального образования ФИО2 направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере муниципальной службы. Нарушения не были устранены.

В соответствии с протоколом рассмотрения представления от 19.04.2022 Совет депутатов муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по месту рассмотрения представления: Октябрьское шоссе д. 3/2, п.г.т. Рахья, Всеволожский район, Ленинградская область, признал представление Всеволожской городской прокуратуры от 28.03.2022 об устранении нарушений законодательства в сфере муниципальной службы не обоснованным и отклонил его.

В указанном представлении изложено требование о его рассмотрении и о необходимости принятие конкретных мер к устранению допущенных нарушений, причин и условий им способствующих и недопущению их впредь. Вместе с тем, в нарушение ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» нарушения, указанные в представление, не устранены.

18.05.2022 в отношении Совета депутатов муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области первым заместителем Всеволожского городского прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.

Судья Всеволожского городского суда Ленинградской области при рассмотрении дела об административном правонарушении, согласившись с доводами прокурора, изложенными в постановлении, 30 июня 2022 года вынес постановление о привлечении Совета депутатов муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области к административной ответственности.

Однако такие выводы суда первой инстанции нельзя признать законными и обоснованными.

В соответствии со статьями 1 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.

Согласно статье 24 названного Федерального закона представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращения в суд.

Данному лицу в силу требований ч. 1 ст. 24 Федерального закона о прокуратуре необходимо рассмотреть поступившее представление в течение месяца и сообщить о результатах рассмотрения прокурору.

Из материалов дела об административном правонарушении следует и в ходе судебного разбирательства установлено, что представление прокурора было рассмотрено Советом депутатов муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области с участием представителя прокуратуры и в установленный срок на него дан ответ с изложением позиции по содержащемуся в представлении вопросу, согласно которому представление признано необоснованным и отклонено.

В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, законность представления Всеволожской городской прокуратурой, судьей не проверены, равно как вопрос о его исполнимости органом местного самоуправления, которому оно адресовано, а также возможности принять какое-либо решение в рамках самоконтроля.

Однако судьей не учтено, что исполнимость представления является важным требованием к данному виду акта и одним из элементов законности представления, поскольку представление исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Кроме того ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, наступает только при умышленной форме вины.

Вышеперечисленные особенности по настоящему делу, касающиеся реальной возможности устранения нарушения, не получили надлежащей правовой оценки в судебном акте. Кроме того из постановления и материалов дела не усматривается, на основании каких доказательств судья пришел к выводу об умысле совета депутатов на невыполнение представления прокурора.

При этом следует учитывать, что законность решения Совета депутатов муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 24.02.2022 №08(172) о досрочном прекращении полномочий главы администрации муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и прекращении (расторжении) с ним контракта» может быть оспорена прокурором в суде.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 30 июня 2022 года, вынесенное в отношении Совета депутатов муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

отменить постановление судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 30 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Совета депутатов муниципального образования «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья А.С. Смирнов

(Судья С.П. Войнова)