Дело № 7-814/2022 Судья: Свиридова Н.В.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 31 августа 2022 года
Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Богословской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Златоустовский металлургический завод», по жалобе защитника Худякова А.Н. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области № от 02 июня 2022 года и решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 июля 2022 года,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области № от 02 июня 2022 года, ООО «Златоустовский металлургический завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 июля 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными актами, защитник ООО «Златоустовский металлургический завод» Худяков А.Н. обратился с жалобой в Челябинский областной суд, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы цитирует положения статей 1.5, 1.6, 26.1, 26.2 КоАП РФ, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года, правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации. Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства вины общества во вмененном ему правонарушении.
В судебном заседании защитник ООО «Златоустовский металлургический завод» Худяков А.Н. на доводах жалобы настаивал.
Прокурор Гурская О.Н. против доводов жалобы возражала.
Представитель Министерства экологии Челябинской области в судебное заседание в Челябинский областной суд не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующему.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических | условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Уполномоченным органом на осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на основании постановления Правительства Челябинской области от 21.12.2011 № 467-П «Об уполномоченном органе» является Министерство экологии Челябинской области.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ установлены приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».
Согласно п. 4, 5 Приказа № 811 от 28 ноября 2019 года хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 года № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам». Разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Согласно Постановления Губернатора Челябинской области от 25 августа 2005 года № 343 «Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий» и Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 899 «Об утверждении порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» на официальном сайте природопользователя размещается информация: об уполномоченном органе, предоставляющем информацию о НМУ; информация о прогнозе НМУ (первично, либо в результате уточнения); период (дата и время), в которые ожидается НМУ; степень опасности НМУ; перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составляются прогнозы НМУ (мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ); информация о выполненных мероприятиях и о результатах контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствующий период НМУ согласно программе производственного экологического контроля.
Как следует из материалов дела, производственная площадка ООО «ЗМЗ» поставлена на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и присвоен код объекта № адрес месторасположения объекта: категория негативного воздействия на окружающую среду, дата постановки 05 февраля 2021 года.
В период с 10 по 18 февраля 2022 года на основании решения заместителя прокурора г. Златоуста была проведена проверка исполнения ООО «ЗМЗ» требований законодательства об охране атмосферного воздуха и установлено, что в нарушение Постановления Губернатора Челябинской области от 25 августа 2005 года № 343 «Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий» ООО «ЗМЗ» не размещает на своем официальном сайте информацию: о выполненных мероприятиях и результатах контроля выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в соответствующий период НМУ согласно программе производственного экологического контроля, о чем составлен акт проверки 18 февраля 2022 года.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области и надзора в сфере охраны атмосферного воздуха Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 02 июня 2022 года, Общество с ограниченной ответственностью «Златоустовский металлургический завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.
Факт совершения ООО «ЗМЗ» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым должностным лицом при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьей городского суда при рассмотрении жалобы установлены все юридически значимые обстоятельства на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
ООО «ЗМЗ» не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеуказанных требований закона.
При таких обстоятельствах, в действии (бездействии) ООО «ЗМЗ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что заявителем не были приняты все зависящие от предприятия меры по их надлежащему выполнению, что явилось причиной совершения административного правонарушения, событие правонарушения судья считает доказанным административным органом.
Доводы жалобы, приводимые в обоснование позиции об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ является ошибочным, поскольку не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела об административном правонарушении.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ прямо установлены приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».
Согласно п. 1, 3 Приказа № 811 от 28 ноября 2019 требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Пунктом 4 Приказа №811 от 28 ноября 2019 года установлено, что хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
ООО «ЗМЗ», в нарушение п.4 Постановления Губернатора Челябинской области от 25 августа 2005 года № 343 «Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий» и Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 899 «Об утверждении порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» в период неблагоприятных метеорологических условии 1 степени в г. Златоусте – с 19:00 часов 10 января 2022 года до 12:00 часов 14 января 2022 года, с 19:00 часов 20 января 2022 года до 19:00 часов 26 января 2022 года, с 19:00 часов 27 января 2022 года до 19:00 часов 01 февраля 2022 года, с 19:00 часов 07 февраля 2022 года до 19:00 часов 10 февраля 2022 года, 20:00 часов 15 февраля 2022 года до 19:00 часов 18 февраля 2022 года не размещало на своем официальном сайте информацию: о выполненных мероприятиях и результатах контроля выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в соответствующий период НМУ согласно программе производственного экологического контроля.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Ссылка защитника на обновление сайта проводимое обществом с 01 марта 2022 года основанием к отмене вынесенных по делу актов служит не могут, поскольку материалами дела подтверждается, что проверка была проведена в период с 10 по 18 февраля 2022 года, при этом обществу вменяются нарушения с января по февраль 2022 года, то есть до момента обновления сайта.
Позиция защитника о недопустимости сведений из интернета в качестве допустимых доказательств подлежит отклонению на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами признаются любые фактические данные, имеющие значение для дела, а не только те документы, которые обязательны в деле для установления события правонарушения.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 26.7 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
Из акта проверки исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха от 18 февраля 2022 года следует, что прокуратурой г. Златоуста был проведен мониторинг официального сайта ООО «ЗМЗ», в результате которого установлено отсутствие информации о выполненных мероприятиях и о результатах контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в соответствующий период НМУ согласно программе производственного экологического контроля.
Оснований ставить под сомнение имеющиеся в материалах дела акт и скриншоты, оснований не имеется.
Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, и не опровергают наличие в действиях ООО «ЗМЗ» объективной стороны состава вменяемого ему административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований не допущено.
Постановление о привлечении генерального ООО «ЗМЗ» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При назначении административного наказания судьей требования статей 3.1, 3.4, 4.1-4.3 КоАП РФ соблюдены.
Исключающих производство по делу об административном правонарушении обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену решения судьи по делу об административном правонарушении, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области №222-2022 от 02 июня 2022 года и решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 июля 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Златоустовский металлургический комбинат» оставить без изменения, жалобу защитника Худякова А.Н. – без удовлетворения.
Судья Е.Н. Майорова