ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-815/20 от 02.12.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Лысенко Н.С. 7-815/2020

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Экосервис» ФИО1 на решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 08.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Экосервис» ФИО1,

установил:

Постановлением № 20-241/П/1-042/3 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – инспектор Росприроднадзора) ФИО2 от 02.06.2020 директор ООО «Экосервис» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (далее – постановление от 02.06.2020).

Решением судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 08.10.2020 постановление от 02.06.2020 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения (далее – решение судьи от 08.10.2020).

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, директор ООО «Экосервис» ФИО1 просит постановление от 02.06.2020 и решение судьи от 08.10.2020 отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.

По мнению заявителя, судья районного суда пришел к неверному выводу о том, что в результате деятельности ООО «Экосервис» (далее – общество), а именно в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях № 2 и № 3, образуются два вида отходов, относящихся к отходам 4 класса опасности: 1) жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), вид отхода: «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4»; 2) донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), относится к классификационной группе отходов: «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0». Поскольку указанные отходы в процессе деятельности общества не образуются, то неверным является и вывод судьи об отсутствии в данных учета в области обращения с отходами за 2017-2019 годы сведений об образовании указанных отходов.

Действительно, в рамках осуществления лицензируемого вида деятельности общество оказывает услуги по приёму и захоронению промстоков-жидких отходов, принимая их на свои шламонакопители № 2 и № 3 от предприятий – заказчиков услуг. В общество поступают промстоки, уже самостоятельно нейтрализованные (очищенные и фильтрованные по специальной технологии) самими предприятиями в целях недопущения выпадения твёрдого осадка в шламонакопителях и нахождения их в жидкой фракции. Закачка нефильтрованных и неочищенных отходов в подземный горизонт согласно проекту по захоронению запрещена. Отбор проб с целью проведения анализов состава и свойств промстоков (жидких отходов) перед закачкой и подтверждение их класса опасности согласно проекту подземного захоронения ежегодно проводится привлекаемой обществом аккредитованной лабораторией. Реакция стоков должна быть нейтральной, то есть в диапазоне рН от 7 до 8. Таким образом, образование в нейтральных стоках донных отложений физически исключено.

На оставшуюся после нейтрализации твердую часть отходов предприятие - заказчик услуг оформляет паспорт твёрдого отхода 5 класса опасности и размещает эти отходы на хранение в шламохранилище твёрдых отходов согласно договору размещения в ООО «Экосервис» для последующей рекультивации. Оплату за данное размещение отходов в порядке, установленном природоохранным законодательством, ООО «Экосервис» производит самостоятельно.

Отфильтрованные нейтрализованные промстоки (жидкие отходы), поступающие от разных предприятий на объекты размещения отходов ООО «Экосервис» (шламонакопители № 2 и № 3), различны по химическому (компонентному) составу и объёму промстоков, имеют свои коды по ФККО, но, смешиваясь в одной ёмкости, они образуют новый отход, класс опасности которого определяется расчетным методом. Поскольку при смешении все компоненты промстоков могут находиться в сточных водах неодновременно, составить паспорт на полученную в результате смешения жидкую фракцию как на образованный в обществе отход, именуемый «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4», не представляется возможным.

Содержащийся в экспертном заключения от 10.04.2020 № 42 вывод о том, что жидкая фаза и иные отложения обоих шламонакопителей отличаются по химическому составу от химического состава сбрасываемых жидких отходов, доказывает, что донные отложения не образуются в результате смешения и стабилизации нейтрализованных стоков, других технологических процессов при отстаивании промстоков в шламонакопителях не производится и отношения к технологическому процессу не имеется. Необходимо детальное исследование возможных взаимодействий между всеми компонентами содержимого шламонакопителей.

Кроме того, судьей районного суда не учтено, что проектом подземного захоронения промстоков, разработанным в 1998 ОАО «Северо-Кавказским научно-исследовательским проектным институтом природных газов», образование каких-либо новых видов отходов ООО «Экосервис» не предусмотрено.

Деятельность общества по размещению жидких отходов включает в себя действия по смешению и подготовке жидких отходов, поступающих с предприятий в шламонакопители и непосредственно по закачке подготовленных жидких отходов в палеоценовый водоносный горизонт, для их захоронения в целях отвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Шламонакопители не являются объектами хранения жидких отходов, а представляют собой технологические ёмкости, предназначенные для доведения жидких отходов для закачки, что достигается процессами усреднения, отстаивания и осветления. Поэтому жидкие отходы, образуясь в шламонакопителях уже на стадии накопления их, не хранятся, а проходят подготовку для будущего захоронения (безопасной изоляции). Соответственно, сами шламонакопители являются не объектами хранения и обезвреживания отходов, а специальными сооружениями, несущими ряд технологических функций природоохранного значения.

Утверждает, что общество не осуществляет какой-либо деятельности, связанной с технологическим обезвреживанием (механическим, термическим, химическим) жидких промышленных отходов. Имеющиеся в шламонакопителях донные отложения образовались в результате хозяйственной деятельности прежнего собственника (ОАО «Люминофор»), а не ООО «Экосервис».

Считает, что наличие в донных отложениях химических веществ, сходных с химическими веществами жидкой фракции, недостаточный повод утверждать, что донные отложения, находящиеся в принадлежащих обществу шламонакопителях, возникли в результате деятельности общества.

Указывает, что общество в установленном порядке ведет учет в области обращения с отходами, а именно учет отходов, полученных обществом от каждого предприятия на размещение на основании договоров и актов приёма-передачи, где указывается суммарное количество отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), принятых в течение учётного периода от других предприятий для размещения (включая хранение и захоронение), а также предприятие, от которого приняты отходы, номер, дата договора на приём.

Считает, что обществу необоснованно вменяется нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выразившееся в неведении учета вновь обнаруженных проверяющими отходов, поскольку общество производством и потреблением не занимается и не может образовывать отходы.

В дополнении к жалобе ФИО1 указывает, что Управлением Росприроднадзора при проведении плановой выездной проверки в отношении общества грубо нарушены положения ч. ч. 2, 3 ст. 13, ч. 6 ст. 15, ч. ч. 4, 5 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), и положения п. 4.4.10 Временного регламента взаимодействия Росприроднадзора, его территориальных органов и подведжомственных ему ЦЛАТИ, утв. приказом Минприроды России от 17.08.2016 № 474, в ред. От 17.07.2017 (далее – Регламент № 474). Кроме того, в нарушение подп. 2 п. 11 приказа от 05.03.2020 № 241 в ходе проверки пробы компонентов окружающей среды на предмет наличия в них загрязняющих веществ, образующихся в результате деятельности общества, не отбирались, а отбирались только пробы отходов на предмет исследования их морфологического состава.

В отзыве на апелляционную жалобу и письменных возражениях на дополнительную апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора просит оставить постановление от 02.06.2020 и решение судьи от 08.10.2020 без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав представителя директора ООО «Экосервис» ФИО1 – ФИО3, поддержавшую и просившую удовлетворить жалобу, отменить постановление от 02.06.2020 и решение судьи от 08.10.2020, выслушав мнение инспектора Росприроднадзора ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, просившего оставить постановление должностного лица и решение судьи районного суда без изменения, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Административную ответственность, предусмотренную ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.06.2019 № 141-ФЗ), влечёт неисполнение обязанности по ведению учёта в области обращения с отходами производства и потребления.

Пунктом 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учёт образовавшихся использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.

В целях реализации п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011№ 721 (далее – Приказ Минприроды России № 721) утверждён Порядок учёта в области обращения с отходами (далее – Порядок № 721), который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», паспорт отходов I- IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Определение данных о составе и свойствах отходов I-IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

На отходы I-IV классов опасности, включённые в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.

В соответствии с п.п. 4, 6, 8 Порядка № 721 учет в области обращения с отходами на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам и полученных от других лиц, размещенных отходов; в случае невозможности произвести фактические измерения количества отходов учет отходов ведется на основании технической и технологической документации, бухгалтерской документации, актов приема-передачи, договоров. Данные учета процесса движения отходов ведутся, начиная с момента с момента их образования либо получения от сторонних организаций до конечного цикла (обезвреживания, использования либо размещения).

Пунктом 20 Порядка № 721 установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.

Из материалов дела следует, что ООО «Экосервис» на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 24.10.2019 № Д 26 00004/П, выданной Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора, на виды работ (услуг) по сбору, размещению (хранению) отходов IV класса опасности, осуществляет сбор и размещение (хранение) отходов IV класса опасности в шламонакопителях № 2 и № 3.

С целью осуществления указанной деятельности общество эксплуатирует следующие объекты:

1) объекты размещения (хранения) отходов - шламонакопители № 2, № 3, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 26-12-010410-137, используемые для хранения жидких отходов;

2) нагнетательную (поглощающую) скважину «Люминофор № 1», расположенную на земельном участке с кадастровым номером 26-12-010410-125, используемую для захоронения (закачки) жидких промышленных отходов в палеоценовый водоносный горизонт.

Указанные объекты и скважина принадлежат обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, а земельные участки под указанными объектами представлены обществу в аренду Администрацией г. Ставрополя на основании договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь.

Промышленные стоки (отходы) принимаются обществом на размещение (хранение) на шламонакопителях № 2, № 3 от юридических лиц - ЗАО «Сезар плюс», ООО «СЗСП», ЗАО НПФ «Люминофор», ООО НПФ «Люм», расположенных на промплощадке ОАО «Люминофор» в промышленной зоне северо-западного района г. Ставрополя, на основании договоров, заключенных между обществом (исполнителем услуг) и указанными юридическими лицами (заказчиками услуг).

Образующиеся от деятельности ЗАО «Сезар плюс», ООО «СЗСП», ООО НПФ «Люм», ЗАО НПФ «Люминофор» отходы поступают в их собственные отстойники, расположенные на территории этих организаций, где происходит процесс их нейтрализации с целью доведение значения рН = 7,0 - 8,0.

Затем, в зависимости от подъема уровня нейтрализованных промтсоков в ёмкостях, центробежными насосами (работающими в автоматическом режиме) из емкостей промстоки по трубопроводам подаются (перекачиваются) в принадлежащие обществу шламонакопители № 2 и № 3, где проходят специальную подготовку (собираются и стабилизируются) перед захоронением (закачкой) в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода.

Продолжительность сбора и стабилизации промстоков составляет в зимний период около 120 суток, в летне-осенний 80-90 суток. Время стабилизации определяется анализом и количеством промстоков.

В процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях происходит отстой промстоков, в результате которого происходит разделение промстоков на жидкую фазу (фракцию) и выпадание твёрдых включений в осадок (донные отложения).

Сверо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее - Управление Росприроднадзора) на основании Приказа Управления Росприроднадзора от 05.03.2020 № 241 в отношении ООО «Экосервис» проведена плановая выездная проверка, в рамках которой 17.03.2020 с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Ставропольскому краю» (далее - ЦЛАТИ по СК), в присутствии представителя ООО «Экосервис», произведён отбор проб отходов, размещенных в шламонакопителях № 2 и № 3 (отход - жидкая фаза (фракция); отход - донные отложения (твердый осадок)), о чём составлены протоколы отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 17.03.2020 № 20-241/П/6, от 17.03.2020 № 20-241/П/4, протоколы отбора (измерений) проб отходов от 17.03.2020 № 23-о, от 17.03.2020 № 24-о, от 17.03.2020 № 25-о, от 17.03.2020 № 26-о.

По результатам исследований, представленных ЦЛАТИ по СК от 20.04.2020 № 11-12/752 (вх. от 20.04.2020 № 5083/01-25), установлено, что в результате деятельности общества в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях № 2 и № 3, образуются 2 вида отходов, которые относятся к IV классу опасности (экспертное заключение от 10.04.2020 № 42, протоколы испытаний (измерений) проб отходов от 26.03.2020 № 23-о, от 26.03.2020 № 24-о, от 26.03.2020 № 25-о, от 26.03.2020 № 26-о; протоколы биотестирования проб отходов от 25.03.2020 № 23-о, от 25.03.2020 № 24-о, от 25.03.2020 № 25-о, от 25.03.2020 № 26-о):

1) жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), вид отхода: «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических, испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4» (далее – «растворы солей (жидкая фракция)»);

2) донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), относится к классификационной группе отходов: «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 ООО 00 00 0» (далее – «донные отложения (твердый осадок)»).

В соответствии с экспертным заключением от 10.04.2020 № 42 отобранные пробы отходов из шламонакопителей № 2, № 3 (жидкая фаза и донные отложения) являются различными видами отходов ввиду того, что у отходов разный компонентный состав и агрегатное состояние.

Образованные в процессе стабилизации отходы – «донные отложения (твердый осадок)» размещаются (хранятся) в шламонакопителях № 2 и № 3, извлечение из шламонакопителей не осуществлялось.

Образованные в процессе стабилизации отходы IV класса опасности «растворы солей (жидкая фракция)» с помощью перекачивающих насосов захораниваются, через поглощающую (нагнетательную) скважину № 1 Л на глубину 1650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода.

В связи с малыми объемами поступающих промстоков (жидких отходов) закачка ведется не регулярно, процесс закачки промстоков носит циклический характер. Продолжительность цикла закачки около 105 суток (апрель - июнь и сентябрь - ноябрь).

Согласно справке от 18.03.2020 № 29/ЭКО, актам захоронения отходов (промстоков) за 2018, 2019, пояснительной записке от 2018, 2019, ООО «Экосервис» через нагнетательную скважину № 1Л, захоронено отходов (промстоков) в подземный палеоценовый водоносный горизонт всего за период 2017-2019 - 59059 куб. м, в том числе: в 2017 - 29532 куб. м, в 2018 - 20993 куб. м (акт 21.05.2018 - 13529 куб. м. из шламонакопителя № 3 в период с 20.04.2018 по 20.05.2018; акт от 01.11.2018 - 7464 куб. м. из шламонакопителя № 2 в период с 04.09.2018 по 01.11.2018); в 2019 - 8534 куб. м (акт без даты от 2019 - 4850 куб. м из шламонакопителя № 3 в период с 29.04.2019 по 05.05.2019; акт от 15.10.2019 - 3684 куб. м из шламонакопителя № 2 в период с 10.10.2019 по 15.10.2019).

Таким образом, проведенной Управлением Росприроднадзора в отношении ООО «Экосервис» плановой выездной проверкой выявлены допущенные обществом нарушения требований ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ и Порядка № 721, выразившиеся в том, что обществом не ведётся учёт образующихся в результате деятельности общества в процессе стабилизации промстоков вышеуказанных двух видов отходов, относящихся к отходам IV класса опасности: «растворы солей (жидкая фракция)» и «донные отложения (твердый осадок)»). В частности, в данных учета в области обращения с отходами за 2 - 4 квартал 2017, за 1 - 4 квартал 2018, за 1- 4 квартал 2019 сведения об образовании указанных отходов отсутствуют.

По факту выявленных нарушений 19.05.2020 инспектором Росприроднадзора ФИО2 в отношении директора ООО «Экосервис» ФИО1 составлен протокол № 20-241/П/1-042/1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ. В данном протоколе содержится вывод должностного лица административного органа о нарушении ФИО1 вышеуказанных требований природоохранного законодательства.

02.06.2020 по результатам рассмотрения материалов указанного дела об административном правонарушении инспектором Росприроднадзора ФИО2 вынесено постановление № 20-241/П/1-042/3, которым ФИО1 привлечён к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения должностным лицом общества административного правонарушения, квалифицируемого по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается представленными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что директор ООО «Экосервис» ФИО1 принял все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, не представлено и судом не установлено.

В данном случае наличие у ФИО1 объективной возможности выполнить требования законодательства и непринятие каких-либо мер для исполнения возложенной на него законом обязанности свидетельствуют о пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Таким образом, к выводу о наличии в действиях директора ООО «Экосервис» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, мотивировав свои выводы и дав в совокупности собранных по делу доказательств надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ с учётом требований ч.ч. 2 и 3 ст. 26.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что в результате смешения и стабилизации отфильтрованных нейтрализованных промстоков (жидких отходов), поступающих от сторонних организаций на шламонакопители № 2 и № 3, образование донных отложений физически не возможно – отклоняются, как несостоятельные, противоречащие установленным обстоятельствам дела и опровергаемые материалами дела.

Так, в ходе проведения проверки установлено, что донные отложения «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0» из шламонакопителей образуются в процессе стабилизации промстоков, принятых от сторонних организаций.

Процесс образования указанного отхода изложен в Проекте подземного захоронения промстоков ОАО «Люминофор» в палеоценовый водоносный горизонт 1998 (разработчик документации: ОАО «СевКавНИПИгаз» г. Ставрополь), получившим положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам «Проекта подземного захоронения промстоков ОАО «Люминофор» в палеоценовый водоносный горизонт» от 06.04.2000, утвержденное приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Ставропольского края от 12.04.2000 №Э-61/2 (далее – Проект).

С целью дальнейшего захоронения промстоков общество выполняет работы в соответствии с Проектом. Согласно проектным решениям для захоронения промстоков под землю их необходимо предварительно стабилизировать в шламонакопителях, то есть довести до указанных в Проекте показателей, пригодных для захоронения (например, значение рН (щелочная среда) довести до 7,0). В процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях происходит выпадение взвешенных веществ (механических примесей) в осадок. Согласно Проекту общество обязано при получении промстоков отбирать пробы как перед закачкой так и после неё на исследование содержания механических примесей. Перед захоронением содержание механических примесей в промстоках не должно превышать 30 мг/куб.м.

Согласно результатам исследования отобранных из шламонакопителей в ходе проверки проб жидких фракций и выпадающих в осадок механических примесей установлено, что твердый осадок представляет собой вновь образуемый в результате стабилизации промстоков новый отход, который относится к отходам IV класса опасности.

Обязанность по ведению учета таких отходов в силу закона возложена на общество.

Доводы жалобы о том, что шламонакопители № 2 и № 3 не являются объектами размещения отходов (хранения жидких отходов или донных отложений), а представляют собой технологические емкости, предназначенные для доведения состава жидких отходов, подлежащих закачке, до установленных лицензионным требованиями норм путем усреднения жидких потоков их подготовки, что достигается процессом усреднения, отстаивания и осветления – отклоняются как противоречащие положениям ст. 1 Закона № 89-ФЗ, предусматривающим следующие понятия:

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Кроме того, в силу ч. 6 ст. 12 Закона № 89-ФЗ, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО).

В ходе проверки установлено, что после инвентаризации объекта размещения отходов, проведенной ООО «Экосервис» в 2015 году, шламонакопители № 2, № 3 были включены в ГРОРО.

Доводы жалобы о том, что общество какой-либо деятельности, связанной с технологическим обезвреживанием (механическим, термическим, химическим) жидких промышленных отходов не производит, опровергаются материалами дела. Кроме того судом первой инстанции правомерно установлено, что обезвреживание отходов обществу не вменяется.

Необходимо отметить, что факт образования в результате деятельности общества в процессе стабилизации промстоков вышеуказанных двух видов отходов, относящихся к отходам IV класса опасности, подтверждён решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.2020 по делу № А63-6414/2020, изменённым в части назначения административного наказания (в виде снижения размера назначенного административного штрафа) постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020, по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Экосервис» по ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ. Данные выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела об административном правонарушении в отношении должностного лица общества.

Процессуальных нарушений при составлении протокола по делу об административном правонарушении, препятствующих привлечению к административной ответственности, судом не установлено.

Доводы жалобы о допущенных Управлением Росприроднадзра нарушениях срока проведения выездной плановой проверки в отношении общества, предусмотренного Законом № 294-ФЗ – отклоняются. Из материалов дела усматривается, что выездная плановая проверка проведена в рамках ч. 5 ст. 16 Закона № 294-ФЗ. Отбор проб осуществлен в пределах срока проведения проверки, предусмотренного приказом. В последний день проверки Управление Росприроднадзора никакие проверочные действия в отношении общества не проводило, ожидая результаты экспертного исследования отобранных проб, после получения которых в трехдневный срок был составлен акт проверки. Таким образом, срок экспертного исследования отобранных проб на результаты проверки не влияет.

В ходе рассмотрения настоящего дела привлекаемым лицом не приведено и судом не установлено каких-либо исключительных обстоятельств совершения правонарушения, которые бы свидетельствовали о его малозначительности, в связи с чем правовые основания для применения к рассматриваемым правоотношениям положения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

В материалах дела отсутствуют сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, а также ч. 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющие применить наказание в виде предупреждения. Кроме того, суду не представлены сведения о наличии оснований, предусмотренных ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, для назначения административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.

Поскольку факт отсутствия сведений об образовании указанных отходов в данных учёта в области обращения с отходами за 3-4 кварталы 2019 доказан, действия должностного лица ФИО1 по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно, наказание в виде административного штрафа назначено ФИО1 в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ с учётом тяжести административного правонарушения, обстоятельств дела и является справедливым.

Вместе с тем, обжалуемое решение судьи подлежит изменению на основании нижеследующего.

Исходя из системного толкования ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ и разъяснений, содержащихся в п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», вопрос о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, в том числе вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, может обсуждаться только в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку на момент привлечения должностного лица общества к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности по эпизодам отсутствия сведений об образовании указанных отходов в данных учёта общества в области обращения с отходами за 2 - 4 кварталы 2017, 1 - 4 кварталы 2018, 1 - 2 кварталы 2019 истёк, а обсуждение вопроса о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, за пределами срока давности не допустимо, данные эпизоды подлежат исключению из объема вменяемого ФИО1 административного правонарушения.

В остальной части решение судьи подлежит оставлению без изменения.

Остальные доводы жалобы, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имеют существенного значения и не могут повлиять на правильность изложенных в нём выводов.

Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу директора ООО «Экосервис» ФИО1 удовлетворить частично.

Решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 08.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Экосервис» ФИО1 изменить.

Исключить из мотивировочной части постановления № 20-241/П/1-042/3, вынесенного 02.06.2020 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2, и из решения судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 08.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Экосервис» ФИО1, указание на нарушения требований природоохранного законодательства, допущенные директором ООО «Экосервис» ФИО1, выразившиеся в отсутствия в данных учёта общества в области обращения с отходами сведений об образовании отходов IV класса опасности за 2 - 4 кварталы 2017, 1 - 4 кварталы 2018, 1 - 2 кварталы 2019.

В остальной части решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 08.10.2020 оставить без изменения.

Судья

Ставропольского краевого суда ФИО4