Судья Аветисова Е.А. Дело № 7-817/2021
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь 24 ноября 2021 года
Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 на решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 24.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – госинспектор Управления Росприроднадзора) ФИО1 от 28.06.2021 № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-107/5 должностное лицо - исполнительный директор АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей (далее – постановление от 28.06.2021).
28.06.2021 госинспектором Росприродназора ФИО1 в отношении исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2 вынесено представление № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-98/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (далее - представление от 28.06.2021).
Постановление от 28.06.2021 и представление от 28.06.2021 обжалованы ФИО2 в Ессентукский городской суд Ставропольского края.
Решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 24.09.2021 постановление от 28.06.2021 отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, жалоба ФИО2 удовлетворена (далее – решение судьи от 24.09.2021).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, госинспектор Управления Росприрподнадзора ФИО1 выражает несогласие с выводами судьи городского суда об отсутствии в действиях ФИО2 состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, и приводит доводы, аналогичные изложенным в постановлении от 28.06.2021.
Просит решение судьи от 24.09.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав госинспектора Управления Росприроднадзора ФИО1, представителя Управления Росприроднадзора по доверенности ФИО3, поддержавших и просивших удовлетворить жалобу, выслушав мнение представителя привлекаемого должностного лица ФИО2 по доверенности ФИО4, возражавшей против удовлетворения жалобы, просившей оставить решение судьи без изменения, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды установлены в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", (далее – Закон № 7-ФЗ), статьёй 1 которого установлено, что требования в области окружающей среды (природоохранные требования) - это требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности; обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 4 ст. 65 Закона № 7-ФЗ государственный экологический надзор осуществляется следующими уполномоченными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации:
федеральный государственный экологический контроль (надзор) (далее - ФГЭН) - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
региональный государственный экологический контроль (надзор) (далее - РГЭН) - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ФГЭН организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень (подп. 1 п. 2 ст. 65 Закона № 7-ФЗ).
В силу ст. 1 Закона № 7-ФЗ объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (далее – объект НВОС).
Перечень объектов НВОС, в отношении которых осуществляется ФГЭН, определен в п. 8 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096.
РГЭН осуществляется в отношении объектов, не подлежащих ФГЭН (пп. 2 п. 2 ст. 65пп. 2 п. 2 ст. 65 Закона № 78-ФЗ).
При наличии нескольких объектов НВОС и хотя бы один из них подлежит ФГЭН, то в отношении всех объектов осуществляется ФГЭН (п. 4 ст. 65 Закона № 7-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату выявления административного правонарушения, вменяемого ФИО2), объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации о таких объектах, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (п. 1 ст. 69 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 69 Закона № 7-ФЗ уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Росприроднадзором и его территориальными органами) осуществляется ведение федерального государственного реестра объектов НВОС и подлежащих в соответствии со ст. 65 Закона № 7-ФЗ федеральному государственному надзору (ФГЭН).
Постановка объектов НВОС на государственный учет осуществляется в порядке, определенном:
статьями 69 и 69.2 Закона N 7-ФЗ;
Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 (далее - Правила N 572);
Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 N 104 (далее - Административный регламент).
Государственный реестр объектов НВОС состоит из федерального государственного реестра объектов НВОС, содержащего сведения об объектах, подлежащих ФГЭН, и региональных государственных реестров объектов НВОС, содержащих сведения об объектах, подлежащих РГЭН (п. п. 7, 8 ст. 69 Закона № 7-ФЗ, п. п. 8, 9 Правил № 572).
Оператором государственного реестра является Росприроднадзор (п. 3 ст. 69 Закона N 7-ФЗ, п. п. 2, 13 Правил N 572).
Постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании Заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ, п. 2 Административного регламента).
Заявка заполняется по форме, утвержденной в Приложении к Приказу Минприроды России от 23.12.2015 N 554, по каждому объекту НВОС отдельно. Срок рассмотрения - 10 дней со дня ее получения территориальным органом Росприроднадзора или органом исполнительной власти субъекта РФ (п. 4 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ, п. п. 17, 18, 25 Правил N 572, пп. "а" п. 11, пп. "а" п. 12, п. 15 Административного регламента).
Заявительные документы направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или в электронной форме через личный кабинет в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://lk.rpn.gov.ru с использованием ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», подписанной электронной подписью. В случае отсутствия у хозяйствующего субъекта электронной подписи в территориальный орган Росприроднадзора представляется полный пакет документов на бумажном носителе с номером, присвоенным Заявке в «личном кабинете природопользователя».
Исходя из норм п. п. 1, 2 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ, п. 35 Правил N 572, п. 2 Административного регламента объект НВОС ставится на государственный учет путем подачи заявки юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, то есть лицом, которое непосредственно использует (эксплуатирует) объект НВОС.
В случае если объект НВОС передан на правах аренды в пользование и (или) владение, соответствующую заявку подает арендатор. Также постановку на учет объектов НВОС, сданных в аренду, может осуществлять собственник объекта НВОС, если иное не определено договорными отношениями (Письмо Минприроды России от 19.03.2021 N 25-50/3390-ОГ).
В случае расторжения договора аренды сведения о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), указанные в государственном реестре, подлежат актуализации в соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ (п. 12 Письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354).
В случае если объект НВОС расположен в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта НВОС на учет в один из территориальных органов Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.
Согласно п. 5 Правил № 572 в Заявке указываются, в том числе:
сведения о фактическом месте нахождения объекта, включая его наименование (адрес или место регистрации передвижного источника, перемещающего объект) с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения объекта и по категории объекта;
сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах, включая коды видов экономической деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат;
сведения об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления, в том числе по каждому виду и классу опасности отходов.
В силу ч. 1 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ объекты НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов НВОС (п. 4 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ).
С 01.01.2021 действуют Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, установленные Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ) и утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 (далее - Критерии N 2398).
До 01.01.2021 действовали Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", утверждённые Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 (далее – Критерии № 1029).
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, в порядке, установленном Законом N 7-ФЗ, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов НВОС, об актуализации учетных сведений об объекте НВОС, о снятии с государственного учета объектов НВОС (п. 11 ст. 69 Закона N 7-ФЗ).
Категория объекта НВОС подтверждается указанным свидетельством о постановке его на государственный учет, выданным на основе заявки, в которой декларируется категория объекта НВОС.
В соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 рублей до 20000 рублей; на юридических лиц - от 30000 рублей до 100000 рублей.
Из материалов дела видно, что на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.03.2021 № 109 и приказа от 31.03.2021 № 156, по поручению заместителя председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 от 02.03.2021 № ЮТ-П47-147с в период с 19.03.2021 по 15.04.2021 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), с привлечением в качестве экспертов специалистов ГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Кавминкурортресурсы», оформленная актом проверки от 15.04.2021 № 001-2021-в/А (далее – акт проверки от 15.04.2021) (т. 1 л.д. 22-310).
По результатам вышеуказанной внеплановой выездной проверки госинспектором Управления Росприродназора ФИО1:
15.04.2021 выдано АО «Кавминкурортресурсы» предписание об устранении выявленнных нарушений и обязательных требований № 001-2021-в/П от (далее – предписание от 15.04.2021) (т. 1 л.д. 247-277);
24.05.2021 составлен протокол № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-107/1 об административном правонарушении в отношении должностного лица – исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2 по ст. 8.46 КоАП РФ (далее – протокол от 24.05.2021) (т. 2 л.д. 6-12);
28.06.2021 вынесено исполнительному директору АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2 представление № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-98/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (далее - представление от 28.06.2021) (т. 1 л.д. 10).
Из указанных документов следует, что по результатам проведения внеплановой выездной проверки установлено, что ФИО2, будучи исполнительным директором ООО «Кавминкурортресурсы», в нарушение положений ч. 1, ч. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ, не обеспечил выполнение обществом обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет в качестве объектов НВОС участков недр: Бештаугорское месторождение, Пятигорское месторождение, Железноводское месторождение, Кисловодское месторождение, Тамбуканское месторождение.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения инспектором Росприроднадзора ФИО1 постановления № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-107/5 от 28.06.2021 о привлечении должностного лица – исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2 к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ (далее – постановление от 28.06.2021) (т. 2 л.д. 19-26).
Отменяя постановление от 28.06.2021, представление от 28.06.2021 и прекращая производство по делу ввиду отсутствия в действиях ФИО2 состава вменяемого административного правонарушения, судья городского суда исходил из того, что обстоятельства совершения исполнительным директором АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2 вменяемого ему административного правонарушения собранными по делу доказательствами, в том числе актом проверки от 15.04.2021, фототаблицей, технологическими схемами, лицензиями на пользование недрами СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01249 МЭ от 29.05.2018, СТВ 01246 МЭ от 12.02.2018, СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01243 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 и иными документами не подтверждены; представление № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-98/6 от 28.06.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения на основании обстоятельств, отражённых в постановлении от 28.06.2021 является для АО «Кавминкурортресурсы» неисполнимым в силу невозможности постановки на государственный учёт участков недр Бештаугорского, Ессентукского, Пятигорского, Железноводского, Кисловодского месторождений минеральных вод, Тамбуканского месторождения лечебной грязи в границах, определённых лицензиями как объектов НВОС, поскольку недра в соответствии с положениями ст. 1 Закона № 7-ФЗ относятся к компонентам природной среды, на которые оказывается воздействие со стороны природопользователей, являются объектами охраны окружающей среды и не является объектами, оказывающими НВОС.
Соглашаясь с данными выводами, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу актов не усматриваю, а также полагаю необходимым указать нижеследующее.
По смыслу ст. 1 Закона № 7-ФЗ объект НВОС - это объект, деятельность которого негативно воздействует на окружающую среду, то есть ухудшает ее качество - физические, химические, биологические и иные показатели.
Из материалов дела видно, что в 2016 году АО «Кавминкурортресурсы» произвело постановку на государственный учет в порядке, установленном ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ, расположенные на лицензионных участках Ессентукского, Пятигорского, Железноводского, Кисловодского месторождений минеральных вод и Тамбуканского месторождения лечебных грязей в качестве объектов НВОС:
Ессентукский эксплуатационный участок (код 07- 0126-001159-П);
Кисловодский эксплуатационный участок (код 07- 0126-001156-П);
Железноводский эксплуатационный участок (код 07- 0126-001260-П);
Пятигорский эксплуатационный участок (код 07- 0126-001257-П);
Тамбуканский эксплуатационный участок (код 07- 0126-001258-П);
Производственную базу (код 07- 0126-001259-П).
О постановке на государственный учет указанных объектов НВОС обществу в 2016 году выданы соответствующие свидетельства.
Таким образом, на государственный учет были поставлены структурные подразделения АО «Кавминкурортресурсы» - эксплуатационные участки общества, каждый из которых обслуживает соответствующее месторождение и осуществляет деятельность на конкретных производственных объектах, расположенных на территории одного или нескольких муниципальных образований.
Однако по результатам проверки обществу вменялось неисполнение обязанности по постановке на государственный учет в качестве объектов НВОС участков недр Бештаугорского, Ессентукского, Пятигорского, Железноводского и Кисловодского месторождений минеральных вод, Тамбуканского месторождения лечебной грязи в границах, определённых лицензиями на пользование недрами, выданными АО «Кавмикурортресурсы» в 2017-2018 годах сроком действия до 01.01.2035 (СТВ 01241 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01249 МЭ от 29.05.2018, СТВ 01246 МЭ от 12.02.2018, СТВ 01242 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01243 МЭ от 08.11.2017, СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018).
При этом, как пояснила госинспектор Управления Росприроднадзора ФИО1 в судебном заседании краевого суда, границы указанных участков недр определены прилагаемыми к лицензиям планами расположения границ горного отвода и расположения границ земельного отвода по конкретным участкам месторождения минеральных вод (лечебных грязей). Указанные участки недр, по её мнению, подлежат постановке на государственный учет объектов НВОС на основании подп. 1 п. 6 раздела III Критериев № 2398, согласно которому осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа, является критерием отнесения непосредственно участков недр к объектам НВОС III категории.
С данной позицией согласиться нельзя по нижеследующим основаниям.
Так, в силу п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость).
При этом в указанной статье участок недр назван самостоятельным объектом прав, отличным от земельного участка.
Пунктом 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее – Закон о недрах) участок недр представляет собой геометризированный блок недр с определенными в установленном порядке пространственными границами. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризированного блока недр в соответствии с лицензией. В границах, определенных в лицензии, недропользователь имеет исключительное право осуществлять пользование недрами.
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Из положений статей 7 и 11 Закона о недрах вытекает, что недра как часть земельной коры не являются частью земельного участка (земной поверхности), находятся в государственной собственности и выступают в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.
При этом названный Закон о недрах устанавливает разрешительный режим пользования недрами: предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии (ч. 1 ст. 11), в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода геометризованного блока недр (ч. 1 ст. 7).
Законом о недрах предусмотрено, что границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ, обеспечения промышленной безопасности при пользовании недрами, защиты интересов недропользователя и государства.
В лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Границы должны иметь подробное описание и координаты. Участки недр должны быть максимально компактными и по возможности ограничены прямыми линиями.
Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода.
Участок недр в виде горного отвода предоставляется при выдаче лицензий на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, организацию особо охраняемых участков недр. Участок недр в виде горного отвода также предоставляется для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых.
При определении границ горного отвода учитываются не только размеры участка недр, определяющие объект пользования, но и зоны технологического влияния работ, связанных с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и др.). Горный отвод должен иметь ограничение по глубине.
При предоставлении участков недр для добычи питьевых и минеральных подземных вод границей горного отвода является граница зоны строгого режима санитарной охраны.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Определение границ горных отводов осуществляется по согласованию с органами Ростехнадзора, а для добычи питьевых, минеральных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра - с органами Роспотребнадзора. В случаях использования недр для добычи подземных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод, установленные границы горного отвода могут быть уточнены после составления и согласования проекта использования недр.
В случаях, когда участок для использования недр находится на территории, поднадзорной двум управлениям (управлениям округов) Ростехнадзора, документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предоставляются Ростехнадзором или по его поручению одним из этих управлений.
Органы, предоставляющие лицензии, имеют право устанавливать предельные размеры участков недр, предоставляемых одному пользователю.
Предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками.
Получение земельных участков во временное пользование или их изъятие осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Взаимоотношения пользователей недр с собственниками земельных участков в связи с пользованием недрами регулируются земельным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Ведение переговоров с соответствующими органами о выделении и оформлении земельных участков, условиях и сроках пользования земельными участками, связанными с пользованием недрами, осуществляется Роснедрами или его территориальными подразделениями.
Согласно п. 20 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Согласно ст. 25.1 Закона о недрах земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанным с пользованием недрами, предоставляются лицу, имеющему лицензию на пользование недрами и горный отвод, в аренду без проведения торгов.
Согласно подп. 10 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий не более чем на два года срок действия лицензии на пользование недрами, в случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
По нормам Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» каждый земельный участок должен состоять на кадастровом учете государства, то есть все значимые сведения об земельном участке (его координаты, площадь, месторасположение, кадастровый номер, сведения о составлении межевого плана) должны стоять на учете в государственной базе - Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Согласно Информационному письму Росприроднадзора "О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет", опубликованному на официальном сайте Росприроднадзора http://rpn.gov.ru по состоянию на 26.12.2016, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в ЕГРН и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС.
Указанная информация Росприроднадзора актуальна и в отношении новых Критериев № 2398, хотя опубликована в период действия Критериев № 1029, утративших силу с 01.01.2021.
Росприроднадзор в приведенном выше Информационном письме разъясняет, что в случае если объект не соответствует Критериям № 1029, он не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет. При этом указывает определенные случаи, которые не позволяют относить те или иные территории (объекты) к объектам НВОС.
В частности, ведомственным органом разъяснено, что земельные участки не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС (п. 2.2).
Кроме того, на дату выдачи АО «Кавмикурортресурсы» в 2017-2018 годах лицензий на право пользования недрами действовали Критерии № 1029, которыми предусматривались иные критерии отнесения имущественных объектов к объектам НВОС III категории, в отличие от критериев, предусмотренных подп. 1 п. 6 раздела III Критериев № 2398, на которые имеется ссылка в постановлении от 28.06.2021.
В частности, критерием отнесения имущественных объектов к объектам НВОС III категории, на основании п. 5 раздела III Критериев № 1029, являлось осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе настоящего документа.
Между тем в ходе проверки не были установлены и не нашли отражение в материалах дела юридически значимые обстоятельства:
в границах каких земельных участков расположены участки недр, представляющие собой геометризированные блоки недр с определенными в установленном порядке пространственными границами;
под какими кадастровыми номерами данные земельные участки зарегистрированы в ЕГРН, к какой категории разрешенного использования они относятся;
кому принадлежат эти земельные участки на праве собственности и на каком праве они предоставлены недропользователю АО «Кавминкурортресурсы» для проведения работ, связанных с пользованием недрами;
в границах каких зон строгого режима санитарной охраны находятся границы горного отвода спорных участков недр;
на территории, поднадзорной одному или нескольким управлениям (управлениям округов) Ростехнадзора находятся спорные участки недр;
подпадают ли спорные участки недр под приведенное в ст. 1 Закона N 7-ФЗ определение объекта НВОС и к какому критерию (критериям) отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий они относятся;
подлежали ли постановке на государственный учет спорные участки недр в качестве самостоятельных объектов НВОС и в каком государственном реестре объектов НВОС: федеральном или региональном (ч. 7 ст. 69 Закона N 7-ФЗ);
с какого дня наступил срок эксплуатации спорных участков недр и, соответственно, установленный п. 2 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ срок для подачи АО «Кавминкурортресурсы» заявки на постановку их на государственный учет в качестве объектов НВОС.
При таких обстоятельствах, установить фактическое место нахождения спорного объекта НВОС, идентифицировать его на местности и по критериям отнесения к объектам НВОС, а также представить соответствующие сведения в государственный реестр объектов НВОС (п. 5 Правил № 572) не представляется возможным.
Указанное свидетельствует о том, что вышеназванная совокупность установленных по делу обстоятельств исключает наличие в действиях исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, в связи с чем судья городского суда пришёл к обоснованному решению об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Соответственно, доводы жалобы о необоснованном прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях должностного лица ФИО2 состава административного правонарушения – отклоняются как несостоятельные и основанные на неверном применении и толковании заявителем норм материального права.
Кроме того, содержащийся в постановлении от 28.06.2021 вывод о том, что административное правонарушение, вменяемое должностному лицу ФИО2, является длящимся, в связи с чем срок давности привлечения его к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ надлежит исчислять с даты выявления административного правонарушения (15.04.2021) и на дату рассмотрения дела и вынесения указанного постановления данный срок не истёк – нахожу неверным, ввиду нижеследующего.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 названного Кодекса, составляет один год.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). При этом согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Согласно диспозиции ст. 8.46 КоАП РФ предусмотренная данной нормой административная ответственность наступает, в частности:
либо за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС (противоправное бездействие);
либо за факт подачи такой заявки за пределами установленных законодательством сроков, то есть за несвоевременное выполнение предусмотренной законом обязанности (противоправное действие).
При этом невыполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному ее выполнению.
В первом случае административная ответственность наступает в связи с невыполнением обязанности, неподачей заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС, и административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока. Во втором случае административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с подачей указанной заявки за пределами срока, установленного законом.
Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.05.2019 N 5-АД19-21, от 13.05.2019 N 5-АД19-23, от 10.09.2021 N 11-АД21-31-К6.
В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ подлежит исчислению со дня, следующего за днем, когда в срок, установленный п. 2 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ, АО «Кавминкурортресурсы» не была подана заявка на постановку на государственный учет участков недр: Бештаугорское месторождение, Пятигорское месторождение, Железноводское месторождение, Кисловодское месторождение, Тамбуканское месторождение в качестве объектов НВОС, которая, по мнению госинспектора Росприроднадзора, подлежала подаче.
Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 219-ФЗ), в течение двух лет со дня вступления в силу данного Федерального закона (то есть с 01.01.2015) юридические лица, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты НВОС в порядке, установленном ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ.
Положение ч. 3 ст. 11 Закона № 219-ФЗ утратило силу со дня официального опубликования Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" (то есть с 26.07.2019 – дата опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru).
Если эксплуатация участков недр, которые, по мнению госинспектора Управления Росприроднадзора, относились к объектам НВОС, началась с момента выдачи обществу в 2017-2018 годах лицензий на право пользования недрами, то предусмотренный ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ шестимесячный срок постановки таких объектов на государственный учёт объектов НВОС истёк в 2017-2018 годах. В частности, по последней лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 он истёк, соответственно, 29.11.2018.
Кроме того, 26.07.2019 истёк и двухлетний срок, предусмотренный ч. 3 ст. 11 Закона N 219-ФЗ.
Подпункт 1 п. 6 раздела III Критериев № 2398, на который имеется ссылка в постановлении от 28.06.2021, введен в действие с 01.01.2021 и обратной силы не имеет. Кроме того, предусмотренный ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ шестимесячный срок постановки на государственный учёт объектов НВОС, к каковым они, по мнению госинспектора Управления Росприроднадзора, могли бы быть отнесены по состоянию на 01.01.2021 согласно Критериям № 2398, на дату вынесения постановления от 28.06.2021 обществом пропущен не был.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящей жалобы судом апелляционной инстанции срок давности привлечения должностного лица ФИО2 к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ истёк, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Кроме того, в силу ст. 30.17 КоАП РФ, ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Доводы, изложенные в жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Доводов о нарушении судьёй городского суда существенных нарушений норм процессуального права, которые повлияли на законность принятого судебного акта, жалоба не содержит и по итогам изучения материалов дела не установлено.
При таких обстоятельствах решение судьи городского суда от 24.09.2021 подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 24.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2 оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Ставропольского краевого суда ФИО6